Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Игрушки для детей

  Все выпуски  

Игрушки для детей. Сколько на самом деле нужно ребенку игрушек.


 

Добрый день, дорогие друзья!

 

Игрушки — это неизменный атрибут детства. В настоящее время существует огромный выбор игрушек на любой вкус и «кошелек». А, учитывая, что большая часть нынешних родителей выросла во времена, когда существовал примерно одинаковый набор игрушек у каждого ребенка, и лишь немногие счастливчики были обладателями кукол Барби или электронной игры «Ну, погоди!», можно понять желание родителей приобрести своему ребенку все те красочные и функциональные вещи, от которых в любом детском магазине просто разбегаются глаза. А если, например, ребенок единственный, то и родители, и бабушки-дедушки стараются порадовать наследника всеми возможными способами. Квартира, в результате, через несколько лет начинает напоминать склад игрушечного магазина. Но так ли это необходимо? Неужели счастье ребенка прямо пропорционально количеству игрушек в доме?

В какой-то момент родители начинаются задумываться, а сколько вообще игрушек действительно НУЖНО ребенку, а главное — какие игрушки ему нужны, а какие будут бесполезны. Покупать или не покупать мягкие, развивающие, обучающие или музыкальные предметы, и в каком количестве? Любой психолог или педагог скажет Вам, что в детской комнате в поле зрения должно находиться пять-семь игрушек, не более. Тогда интерес ребенка фокусируется именно на игре. В то же время, имея небольшое количество в свободном доступе, ребенка проще приучить к бережному отношению к вещам и поддержанию порядка в комнате. Если же территория квартиры буквально завалена игрушками, то перед ребенком возникает проблема выбора, и он не может сосредоточиться на игре, так как постоянно отвлекается на новое занятие. Со временем ребенок просто теряет интерес к игре как таковой, а у родителей возникает законный вопрос: «Ну, какие еще игрушки купить, чтобы заинтересовать сына/дочь?». И они покупаются, а радость от приобретения у малыша с каждым разом все короче, и вот уже вещь занимает свое законное место в корзине под кроватью, а ребенок опять сидит перед телевизором.

 

Так сколько же игрушек нужно ребенку? Попробуем определиться.

Во-первых, все зависит от возраста.

С рождения до года ребенок учится наблюдать за предметами, развивает тактильные ощущения, следит за движением, слушает различные звуки. Поэтому важно, чтобы у него была возможность контактировать с предметами различных форм и цветов, изготовленных из разных материалов (дерево, пластик, ткань, резина). Малыши любят игрушки, издающие звуки (шуршащие, поющие, пищащие и пр.). Очень хороши в этом плане развивающие коврики и дуги. Ребенок может наблюдать за подвешенными предметами, и погремушками, дотягиваться до них руками, щупать их, тянуть, толкать. Когда малыш начинает переворачиваться и сидеть, нужны игрушки, которые можно перемещать (каталки, большая машина, неваляшка, пирамидка с небольшим количеством колец). Хороши игрушки, с которыми можно купаться — яркие резиновые утята доставят вашему ребенку много радостных минут в ванне.
С года до трех малыши активно познают окружающий мир. В это время у них, прежде всего, развивается память, способность владеть своим телом, моторика. Ребенок начинает ощущать свою принадлежность к тому или иному полу. Появляется различия в игрушках: эти «для девочек», а эти «для мальчиков». Поэтому в этом возрасте важны игрушки имитирующего и развивающего характера. Это строительные наборы и конструкторы с крупными деталями, игрушки, имитирующие бытовые приборы и предметы обихода, куклы и фигурки животных. В этом возрасте многие дети начинают кататься на велосипеде, самокате, играть в футбол. Очень хороши наборы для игр с песком. Они не только дают возможность работать с формой и структурой («это сухой песок, а это влажный»), но и способствуют общению детей между собой. Ведь, если Вы вспомните себя, то окажется, что многие Ваши друзья выросли с Вами в «одной песочнице». Помимо того, ребенку нужны два-три музыкальных инструмента (мелафон, бубен, барабан, дудочка). Развивающие игры (домино с картинками, конструкторы и пр.) ребенку лучше выдавать по просьбе, тогда он к ним дольше не потеряет интерес.
А вот погремушки и пирамидки можно постепенно убирать, он их уже перерос.
С трех до шести ребенок начинает проявлять интерес к сюжетным играм, его тело становится более ловким. В этом возрасте дети осваивают двухколесный велосипед, коньки, ролики. Среди игрушек желательно иметь наборы для ролевых игр: инструменты, набор доктора, набор парикмахера, посуду и пр. (с учетом интересов ребенка). К развивающим игрушкам добавится мозаика, доска для рисования, конструкторы. Важно время от времени убирать часть игрушек (раз в две-три недели), чтобы не все игрушки были «на виду», тогда ребенок по ним успевает соскучиться.
В возрасте от семи до десяти лет ребенок все еще нуждается в игрушках. Но, став школьником, он начинает относиться к ним несколько иначе. Все, конечно, зависит от ребенка, но порой достаточно оставить три-четыре самых любимых игрушки (или игры), а остальные можно убирать.

Как видите, игрушек ребенку НАДО не так уж и много. Важно не количество, а правильно подобранные игрушки, учитывающие возраст и интересы вашего ребенка. Излишек в этом случае нанесет больше вреда, чем пользы. Если родители не имеют возможности купить, допустим, дом для куклы, то его можно построить вместе с ребенком. Например, выделив для этого пространство в тумбе. А изготовление кукольной мебели из коробочек и украшение ее кусочками меха, стразами и прочими атрибутами, пошив одежды для кукол — увлекательнейшее занятие, которое разовьет у ребенка и страсть к рукоделию, и просто чувство прекрасного. А заправка или парковка, построенная из конструктора вашими руками и руками вашего ребенка, доставит ему гораздо больше удовольствия, чем просто готовая из набора. В результате чадо занято созиданием, оно приобретает желанную игрушку, а уж что говорить о бесценном времени, проведенным в общении взрослого и ребенка. А ведь в современном мире, когда большинство родителей занято зарабатыванием денег, времени категорически не хватает именно на общение с собственными детьми. И живут в одной семье большие и маленькие люди, а понимания между ними с каждым годом все меньше и меньше, а конфликтов все больше и больше. И, чувствуя свою вину за созданную пропасть, родители покупают очередное «материальное благо» для отпрыска, но это «благо» никак не помогает решить проблему недостатка общения в семье.
И возникает замкнутый круг: у ребенка все есть, а счастья все равно нет. Должно же быть какое-то решение! И оно есть. Ведь важно не только количество времени, проведенное с ребенком, а его качество. Ведь еще совсем маленький ребенок бросает кубики и бежит к маме, стряпающей пирожки. И вот уже маленький помощник старательно чистит вареное яйцо для начинки, а потом вместе с мамой лепит из теста свой первый пирог «для папы». Для него это игра, а для вас обоих — бесценный опыт совместного общения. Главное, не сломать этот интерес к нашим «взрослым» делам у маленького человека. И тогда дочь-подросток, возможно, предпочтет вечером общению «Вконтакте» посиделки со своей мамой за чашкой чая с домашними ватрушками. А сын поедет с отцом в воскресенье на рыбалку, а не будет просиживать сутками за компьютером, забросив учебу, приятелей, отгородившись экраном монитора от всего мира. Важно изначально понять: игрушки ни в коем случае не должны заменять общение.

Мало того, излишек игрушек может обернуться бОльшей бедой. Проблема нашего времени — пресыщенные дети. Многие мои знакомые, родители подростков, жалуются, сталкиваясь с выбором подарка на очередной день рождения ребенка: «Он ничего не хочет. У него всё есть... Что делать?» Или запросы у ребенка становятся таковы, что материальное положение родителей не позволяет удовлетворить его пожелание. В результате, головная боль у родителей, и надутые губы подростка. И это счастье? А ведь эту проблемы мы создали сами, собственными руками, когда покупали 37-ю машинку своему трехлетнему сыну, или 7-ю куклу Братц своей дочке, так как «у этой куклы улыбка нежнее и платье красивее». Сами того не осознавая, мы, потакая желаниям своих милых крошек, которых так приятно баловать, выращиваем (именно выращиваем, а не воспитываем) в своих детях не только эгоизм, но и пассивность, пресыщенность, и самую обычную лень. И самое обидное, что счастливее они от этого не становятся.

 

И, в конце, несколько важных моментов:

- воспитывайте бережное отношение к игрушкам. Ребенок должен научиться ценить их, аккуратно убирать и ухаживать за ними. Помните, как ребенок относиться к игрушкам, так будет позже относиться и к более ценным вещам;

- научите ребенка понимать разницу между игрушками и предметами обихода. Должна быть проведена четкая граница, с чем можно играть, а с чем - нет (спички, колюще-режущие предметы, ценные вещи в их числе);
выкидывайте сломанные игрушки сразу;

- игрушек не должно быть слишком много, пять-семь штук в поле зрения - максимум для ребенка;

- не ленитесь заниматься с ребенком. Научить его играть могут только взрослые, и нет ничего более ценного, чем общение. Пусть ваши дела станут общими, подключайте ребенка к домашним хлопотам. Пусть это будет ваше «общее» время;

- и самое главное. Не стремитесь скупить весь магазин игрушек. Человеку вообще, а ребенку в частности, должно «чего-то не хватать», он должен чего-то хотеть, о чем-то мечтать... Потому что это и есть счастье...

 

В дальнейших наших рассылках мы продолжим узнавать множество различной информации о детских игрушках.

А на сегодня это все.

Искренне ваша, Наталья

Автор статьи: Татьяна П.


В избранное