Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Детский сад

  Все выпуски  

Свой уголок для Вашего чада


***                                                      ***

24 выпуск рассылки "Детский сад"

"Свой уголок для Вашего чада"


Здравствуйте! 


Когда это у них начинается? Трудно сказать... Просто однажды
обнаруживаешь, что дитятко соорудило из подручных материалов
гнездышко и провозгласило это "сооружение" своим домиком. 
Да пытается отстоять его!


Впрочем, иногда, это начинается ещё даже до того, как 
ребёнок начинает утверждаться в своём "я". Тогда малютка 
пытается отгородится вместе с мамой. Наблюдали такое? 
А часто просто не догадывается отгородится и страдает.


Как Вы полагаете, насколько полезно и важно для малюток 
стремление утвердится, хотя бы на время, на какой-то 
территории, сделать её "своей"?


И отчего у некоторых деток это приобретает болезненный 
характер "борьбы за жизненное пространство" с братишками, 
сёстрами, другими детьми и даже взрослыми?


Для чего стремление сделать "свой уголок" и тем ребитишкам, 
у кого есть отдельная комната, и тем, которые ютятся в 
маленьком домишке - семь душ в двух комнатушках?


И откуда берётся представление, как надо "строить 
гнёздышко", в семье, где "личная территория"  
не соблюдается никем?


Эти и ряд других вопросов, связанных с тем, что у животных 
называют "территориальным инстинктом", мне ещё не до конца 
ясны.


Но, некоторыми практичными выводами я готов с Вами 
поделиться. Подсмотрел за детками и Вам, и мне 
по жизни пригодится...


Так вот, даже просторная детская комната, в которой живёт 
всего один малыш, является и слишком избыточной, и слишком 
занятой - "не работает" в качестве "своего гнёздышка".


Избыточна детская комната из-за того, что на всё у ребёнка 
"рук не хватает" и до потолка не достаёт, и на подоконник 
попасть трудно. Даже свет выключить без высокой подставки 
или без няни не удаётся.


Да и вообще одиноко бывает без мамы, папы, няни. Причём, 
соседство с другими маленькими детьми от этого одиночества 
н е  избавляют. И от избыточности соседи по детской комнате 
не избавляют - все равно до ручек двери, выключателей, 
подоконника не достать...


Слишком занята детская, потому что взрослые там наводят 
свой порядок. И побуждают ребёнка "прибираться". 
Расставляют мебель по своему разумению. Вообще 
формируют предметное наполнение...


Так что не удивительно, что малыши выгораживают в своих 
детских отдельный уголок для себя. А когда их навыки 
"инженера-конструктора" становятся достаточными 
сооружают себе "домик". В детской ли, 
в чуланчике ли, в саду ли...


Полагаю, что ещё нужнее "свой уголок" тем малюткам, 
у которых "своя территория" была только когда они 
были крохами. В виде колыбельки и детской кроватки. 
В том возрасте, когда им личное пространство, 
вообще, не нужно было.


К слову, в это время дитя, наоборот, хочет быть в тесном 
телесном контакте и вблизи от дорогих взрослых... 
Согласитесь?


И когда приходит время уединятся в своём гнёздышке, часто, 
оказывается, что место для него родители не предусмотрели. 


А если ребёнок находит-таки свободный уголок в подполе, на 
чердаке, в кладовке, на балконе, в огороде или во дворе... 
Взрослые и старшие ребятишки торопятся нарушить 
"суверенитет" малышей или вообще убрать "городки", 
как называла их моя бабушка.


Не то чтобы ребёнок никого не хочет видеть в "своём уголке".
Наоборот, часто детки хвастаются своими достижениями, хотят 
участия старших.


Но, похоже в своих "домиках" они сами хотят быть хозяевами. 
И когда старшие мешают им в этом, дети готовы скрывать сам 
факт существования "своего уголка".


И не может ли быть, иногда, намеренная порча предметов 
домашнего обихода и простая их перестановка является 
ответом, на "раззорение" взрослыми игрового пространства 
во временном "гнёздышке" маленького человечка.


А не является ли намеренное раскидывание вещей 3-6-летними 
малышами своеобразным способом "захватить" пространство"? 
Тем более со временем малыши пытаются "захватить", на время 
игры и не только игры, целые комнаты, проход по корридору,
туалет.


Прикосновениями, позой и мимикой, риторически (просьбами и 
заклинаниями), шумами и смехом, расстановкой предметов, 
видимыми метками и даже грязью дети пытаются сами 
структурировать-размечать пространство и проводить границы.


Это очень забавно и поучительно (для меня) наблюдать, как 
малютка детсадовского возраста сначала организует себе 
"гнёздышки", а потом пытается на свой взгляд устраивать 
всё большие пространства. На время игры и "на долго"...


При этом деток легко привлечь к ремонту, к перестановкам в 
доме, к уборке помещений и двора. Многие предложения идут 
"на ура". Коль скоро чаду дать поучаствовать в обустройстве 
окружающего его (её) пространства.


Впрочем, желания иметь "свой уголок" участие в делах старших
не отменяет. Насколько я могу судить, изменяется только 
отношение к попыткам других людей привнести что-то от себя 
в "гнёздышко" малыша. Дитя уже меньше этому сопротивляется.


Со временем, "малышкин дом" становится ещё более оснащённым 
руками ребёнка и продуманным. И глядя на эти маленькие 
рукотворные обители, верится, что детки с любовью и 
вниманием обустроят уютный дом своей мечты,
когда вырастут.


А Вы как полагаете?


Остаётся добавить, что эта заметка только приоткрывает тему 
личного пространства детей. И я ещё не раз напишу об этом. 
О способах поддерживать и благоустраивать его. Соединять 
с Вашим пространством. Встраивать в окружение...


С тем и откланиваюсь, Ваш Зобов Серж из Нижних Таволог



P. S. Эта заметка впервые увидела свет вот здесь: 
http://infantschool.blogspot.com/2011/12/blog-post.html

***                                                      ***

Вы можете использовать это письмо, как Вам угодно, при 
соблюдении пользовательского соглашения со страницы:
http://minisadik.com/conditions.htm
 

Copyright 2011 Зобов Сергей Викторович.  Все права защищены!

***                                                      ***

В избранное