Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Всё о детях!

  Все выпуски  

Семья глазами ребенка (Видим ли мы то же так же)


Видим ли мы то же так же

Посмотрите внимательно на рисунок, который нарисован ниже. Что вы видите в нем? Теперь покажите его своей супруге (супругу) или другу (подруге), детям. Ответы различаются? Это вас удивляет?

 Пятно

  Мир не одинаков для каждого из нас. Тем более, для взрослых и детей и особенно, когда мы наблюдаем сложные и многогранные отношения между людьми, обстоятельства жизни семьи. Ваши дети и вы далеко не одинаково воспринимаете их. Но обращаете ли вы на это внимание?

  Часто мы просто не замечаем или со снисходительной улыбкой| относимся к своеобразным высказываниям детей, видя в них милые глупости или случайные сочетания несочитаемого. Тем не менее за этими высказываниями скрывается уникальное, другое, детское понимание мира. Разобраться в ребенке, в причинах его поведения можно, только поняв, как он воспринимает происходящее вокруг. Давайте вспомним прекрасную книгу А. Линдгрен Три повести о Малыше и Карлсоне:

  Вдруг Малышу пришла в голову мысль, которая его встревожила:

  - Послушай, мама, - сказал он, - а когда Боссе вырастет большой и умрет, мне нужно будет жениться на его жене? Мама подвинула чашку и с удивлением взглянула на Малыша

  - Почему ты так думаешь? - спросила она, сдерживая смех. Малыш, испугавшись, что сморозил глупость, решил не продолжать. Но мама настаивала:

  - Скажи, почему ты это подумал?

  - Ведь когда Боссе вырос, я получил его старый велосипед и его старые лыжи... И коньки, на которых он катался, когда был таким, как я... Я донашиваю его старые пижамы, его ботинки и все остальное...

  - Ну, а от его старой жены я тебя избавлю, это я тебе обещаю, - сказала мама серьезно.

  - А нельзя ли мне будет жениться на тебе? - спросил Малыш.

  - Пожалуй, это невозможно, - ответила мама. - Ведь я уже замужем за папой.

  Да, это было так.

  - Какое неудачное совпадение, что я и папа любим тебя - недовольно произнес Малыш.

  Дети наблюдательны, любознательны, им до всего есть дело - будь то конструкция швейной машины (в интересах матери ограничить такой интерес малыша, иначе она рискует в один день найти вместо машины кучку разобранных деталей), вопросы крепления луны к небу, процесс деторождения. Но далеко не всегда дети, воспринимая окружающий мир, приходят к тем выводам, которых мы ожидаем. Причиной этого является не только ограниченный жизненный опыт детей, но и своеобразная структура их мышления. Большая часть дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) - период интенсивного становления личности - происходит под знаком дооперационной стадии, если пользоваться терминологией известного швейцарского психолога Жана Пиаже. В первой ее половине (с 2 до 4 лет) ребенок начинает употреблять и совершенствовать речь, мыслит образами и обобщает нелогично. Проблемы чаще решаются не в уме, а действием. На следующем этапе (с 4 до 7 лет) ребенок делает выводы, опираясь на основания, которые зачастую имеют смысл только для него одного. Поэтому он и называется этапом интуитивной мысли. Для него характерен ряд особенностей, которые объясняют закономерности детского мышления. Вы можете и сами вслед за Пиаже провести некоторые эксперименты с детьми дошкольного возраста или шестилетками.

  Разложите перед ребенком два ряда пуговиц или других одинаковый предметов

  Спросите: равны ли ряды предметов? Наверняка ребенок скажет, что они равны. Раздвиньте пуговицы в одном ряду:

  Чаще всего ребенок дошкольного возраста отвечает, что в верхнем ряду пуговиц стало больше. Такую же ошибку делают дети, которые умеют считать: Тут пять и тут пять. Но в этом больше. А теперь?

  Теперь в верхнем меньше....

  Ребенок дошкольного возраста ошибается. Почему? Ведь очевидно, что число пуговиц в рядах не изменилось, он их сосчитал, почему же ребенок не понимает, что происходит? Потому. что он не обладает такими мыслительными операциями, как мы, и строит свои суждения, основываясь только не внешнем впечатлении, а не на том, что представляет собой явление на самом деле. В другом похожем эксперименте Пиаже в первый день дал детям восемь конфет с условием, что четыре должны быть съедены утром и четыре после - обеда. В другой раз он тоже дал детям восемь конфет с условием, что семь из них должны быть съедены утром и одна - после обеда. Как и ожидалось. дети считали, что конфет во второй день им досталось больше. Ведь когда дают семь конфет - это кое-что, а четыре...

Читать далее »


В избранное