Для начала вопросы из писем читателей, на которые я
сегодня отвечу.
"Дочери
1,7 г. Очень любит заниматься творчеством. Но у меня не всегда хватает
фантазии. И я сама не могу заниматься этим по полчаса, как требует того
ребенок.
Мы
рисуем, лепим, делаем аппликации. Стараюсь, чтобы она рисовала сама. Иначе
стоит мне взять в руки карандаш или фломастер, она тут же превращается в
зрителя. Требует "ачо" (еще и еще) :)
Вопросы:
больше с тематикой, т.е. с новыми идеями, чтобы ребенку было интересно и
развивало воображение".
***
"Мне,
к сожалению, редко удается заниматься творчеством со своей дочкой. Я сама
практически не умею рисовать и очень радуюсь, когда с ней рисует няня. Самой
главной проблемой, видимо, является именно вопрос "Чем заниматься"?
Делать что-то одинаковое раз от разу мне скучно, а у самой воображения не
хватает".
Отвечу на
примере наших занятий лепкой. Вы увидите, что это вовсе и не занятие даже, а
просто игра. Игра в пластилиновый театр.
В своем
рассказе я хочу показать Вам:
откуда
можно черпать фантазию;
от
чего зависит наличие фантазии и как ее развивать;
как
легко и просто придумать не занятие, а увлекательную для ребенка и мамы (что
тоже важно!) игру;
как
заинтересовать ребенка.
С чего начать занятие лепкой?
Я никогда не готовлюсь к занятиям. Мне нравится импровизировать и
своим примером показывать сыну, что значит Творить.
Сначаласмотрю, чем занимается ребенок. Если он увлечен
какой-то игрой, то проявляю уважение к его интересам и нового занятия не
предлагаю, а просто присоединяюсь к игре.
Если сын свободен или играет, но в игру не погрузился, предлагаю ему
полепить. Если он согласен, продолжаю. Если воодушевления в ответ не
почувствовала, то предлагаю какое-нибудь другое занятие.
Потом беру пластилин и на пару секунд задумываюсь, чем заняться.
Два варианта моих дальнейших действий:
Вариант 1.Начать лепить хоть
что-то- колбаску, шарик - и
уже, отталкиваясь от слепленного, придумывать дальнейший сюжет. Например,
скатала шарик. Что это - колобок или яблоко, мячик или чья-то голова?
После того, как определилась, кого я начала лепить, вспоминаю
какую-нибудь песенку, стихотворение или сказку об этом персонаже.
Вариант 2.Сначала вспомнить
песню, стих и т.д., а
потом слепить персонажей для дальнейшей инсценировки.
Чтобы не вспоминать долго, начинайте петь или рассказывать первое, что
придет в голову.
Чем больше песен, стихов, сказок, прибауток Вы знаете, тем легче будет
Вам придумать дальнейшую игру. Вы сможете придумать больше вариантов и,
следовательно, будете реже ломать голову, чем увлечь ребенка.
Вот и все. Остается только вылепить персонажей и с их помощью
разыграть стихотворение или сказку, показать спектакль, возможно по ходу
действия меняя сюжет.
Фигурки по окончании можно и не ломать, а поиграть с ними позже в эту
же или в новую игру.
А теперь конкретный пример.
Как мы играем в пластилиновый театр
Разыгрываем песенку:
Яблочко по огороду
Покатилось прямо в
воду.
Рыбка яблочко нашла
И царице отнесла.
Раскатываю синие колбаски: сначала сама, потом отдаю
"на доработку" Сереже.Приклеиваем их на бумагу – это река. Катаем по
очереди шарик – яблоко. Я слепила рыбку.
Теперь пою песенку и качу яблочко в речку. Сережа держит
одной рукой рыбку, другой яблоко и возвращает его мне - царице. Затем повторяем
все сначала.
Потом просто так слепили колечко. Я сразу вспомнила
стихотворение Маршака «Кто колечко найдет?» Его и разыграли, изменив слова:
Покатилось, покатилось
Сережино колечко,
Покатилось, покатилось
с нашего крылечка. (пускаю колечко катиться по столу)
Кто с крылечка сойдет?
Кто колечко найдет?
Сережа: "Рыбка". – Рыбкой ловит колечко,
отдает его мне, и играем сначала.
Многие сетуют: «Я не умею рисовать, лепить, у меня нет
способностей, фантазии». Я раньше тоже так считала.
Помню, какая у меня была паника, когда нам, беременным,
сказали принести на занятия пластилин и краски. Я чуть не ревела дома, боялась,
что ничего не получится, что даже придумать ничего не смогу. И пыталась еще до
занятия продумать, чтобы такого сотворить и как.
А когда пришла на занятия, руки как-то сами начали и
рисовать, и лепить. Не пришлось даже придумывать ничего, все получалось как-то
само собой. Не скажу, что я талант, но факт то, что я сделала это. Глаза
боятся, а руки делают.
Подведем итоги:
Играть
в пластилиновый театр намного интереснее, чем просто лепить фигурки. В
спектакле есть действие. Его можно сопроводить песнями, стихами - так будет еще
интереснее, ярче.
Если
не получается самим придумать интересный сюжет для игры в лепку или рисование,
инсценируйте известные Вам песни, стихи и сказки.
Инсценировки
развивают детскую фантазию: малыш слышал сказку от Вас, видел ее героев в
книжке, в мультфильме, возможно, Вы разыгрывали сказку с помощью игрушек. И вот
новый вариант - пластилиновый! Чем больше вариантов изображения чего-либо, тем
меньше штампов, стереотипов в голове ребенка.
Больше
читайте вместе с ребенком, смотрите хорошие мультфильмы (в зависимости от
возраста). Не зацикливайтесь на тех книжках и мультфильмах, которые ему интересны,
- ищите новые истории. Таким образом Вы увеличите Ваш багаж для инсценировки.
Занятие
можно не готовить. Просто начните делать хоть что-то - лепить или петь песенку,
первое, что придет в голову. Главное – начать делать хоть что-то, а там
подсознание подскажет.
Сосредоточьтесь
не на красоте изображения, не на пользе занятия, не на обучении ребенка, а на
том, как сделать игру увлекательнее, динамичнее. Только в этом случае малышу
будет с Вами интересно!
По такому же "сценарию" можно рисовать сказки.С помощью стихов можно обыграть
любую аппликацию, от хаотичной "Баба сеяла горох" до
аппликации-сортировки "Что ест кошка?" Персонажей для театра можно
сделать и из природного материала, например, шишек и скорлупок грецкого ореха.
Елена
Мулюкина, - автор
фоторуководства "Рисуем. Клеим.
Лепим. 101 готовая идея для творчества малыша 0-2 лет" - www.babyart.stoidey.com