Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Нарушения речи и их преодоление: рассылка журнала "Логопед"


Здравствуйте! Предлагаем вашему вниманию новый выпуск рассылки издательства «ТЦ Сфера»: «Нарушения речи и их преодоление: рассылка журнала "Логопед"».

 

Нарушения речи и их преодоление: рассылка журнала "Логопед"

В сегодняшнем выпуске:
Очередные занятия из книги М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду»:
Логоритмические занятия в детском саду: Занятие 5. «Полная корзина»
Логоритмические занятия в детском саду: Занятие 6. «Осенняя ярмарка»
Очередной номер журнала в бесплатной электронной версии:
Журнал «Логопед» — электронная версия

Логоритмические занятия в детском саду: Занятие 5. «Полная корзина»

 (по мотивам стихотворения В. Берестова «Корзинка»)

Оборудование: корзинка, в которой лежат подснежники, крапива, фиалка, ландыш, ромашка с сидящей на ней пчелкой, земляника, грибок, гриб-боровик, рябина, кленовый листок; изображения пчелы и осы на палочке; маска волка.

Ход занятия

Педагог. Посмотрите, ребята, какую я вам принесла корзинку. Корзина эта волшебная — с весны до поздней осени в лес ходит и всегда полной возвращается домой.

Как только снег исчез,
Пошла корзинка в лес.
Март посылает всем привет,
А с ним — подснежников букет.

Пойдемте и мы в лес за подснежниками.

Динамическое упражнение

Хором.

Мы идем: та-та-та. Обычная ходьба.

Мы поем: ля-ля-ля. Ходьба на носках.

Мы едем: ту-ту-ту. Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях («паровоз»).

Мы кричим: ау-ау. Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.

Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

Педагог.
В апреле, в апреле луга запестрели.
С прогулки букеты приносим в апреле.
Крапивы немного домой притащи —
Пусть бабушка сварит зеленые щи.

Мимическое упражнение «Крапива»

Педагог.
В огороде сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я.
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
Дети мимикой изображают разнообразие настроений стихотворения: грусть, сочувствие, доброжелательность, удивление, обиду.
Фиалки, ландыши для нас
Веселый май в тиши припас,
Но мы их обрывать не будем —
Пускай цветут на радость людям.
                  (В. Шварц)

Динамическое упражнение (на координацию речи и движения)

Хором.
Раз, два, три — выросли цветы.
Медленно вставать из положения сидя.
К солнцу потянулись высоко, высоко!
Поднять вверх руки, потянуться.
Цветам тепло и хорошо!
Обмахивать лицо руками.
Педагог.

На цветы прилетела пчела. Что она делает? Правильно, пчела собирает сладкий цветочный сок.

Массаж лица «Пчела» (авторская разработка)

Педагог.
Ла-ла-ла —
На цветке сидит пчела.
Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам — 7 раз.
Ул-ул-ул —
Ветерок подул.
Провести пальцами по щекам сверху вниз — 7 раз.
Ала-ала-ала —
Пчелка крыльями махала.
Кулачками энергично провести по крыльям носа — 7 раз.
Ила-ила-ила —
Пчелка мед носила.
Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.
Колокольчики! Ромашки!
Незабудки! Васильки!
Босиком и без рубашки
Ходим мы, плетем венки.

Хоровод «Пошли дети в поле» Н. Бахутовой (см. сб. «Игры с пением для детского сада», с. 59)

Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.

Гимнастика для глаз «Пчела — оса»

Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У воспитателя в руках изображение пчелы на палочке, у второго педагога — осы. По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

Педагог.
В лес июльский загляни-ка:
Поспевает земляника.
Каждая полянка —
Скатерть-самобранка.

Какие лесные ягоды вы знаете? (Ответы детей.) Мама сварила из этих ягод очень вкусное варенье: из земляники — ... (земляничное), из черники — ... (черничное), из малины — ... (малиновое).

Логопедическая гимнастика

  1. Упражнение «Подуй на варенье через трубочку» (для выработки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на ладонь, подставленную ко рту. Следить, чтобы щеки не надувались.
  2. Упражнение «Вкусное варенье» (см. занятие 4).
  3. Упражнение «Блинчик» (для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии). Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
  4. Упражнение «Пирожок» (для укрепления мышц языка, развития умения поднимать боковые края языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
Педагог.
Попадаются в июле
Очень вкусные находки.
Это знают все кастрюли,
Банки, миски, сковородки.

Упражнение «Грибок» (см. занятие 2).

А помогает грибам вырасти дождик.

Массаж спины «Дождь»

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.

Педагог.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже
Поглаживание спины ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.
(Французская народная детская песенка)
Дети поворачиваются на 180 и делают массаж еще раз.
Приходит август с урожаем
Ко всем, но только не к лентяям.
Кто проспит, тот вернется
С пустыми руками.
А кто рано проснется,
Тот — с боровиками.

Подвижная игра «Дети и волк» Г. Вихаревой (см. сб. Вихаревой Г.Ф. «Песенка, звени!», с. 13)

Педагог.
Вот красная рябина,
Вот желтые опята,
И в сентябре корзина
Полным-полна, ребята!

Исполняется «Танец рябинок» или «Танец грибов» (по выбору)

Педагог.
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой:
— Ты куда, листок, постой!

Пальчиковая игра «Осенние листья» (см. занятие 4)

Педагог.
Осенние листья желты и красны.
Простимся с корзинкой до новой весны.
К началу

Логоритмические занятия в детском саду: Занятие 6. «Осенняя ярмарка»

 

Оборудование: солнышко на палочке, муляжи — морковь, арбуз, помидор, подсолнух, огурец, капуста; маска мышки; мячик.

Ход занятия

Педагог. Вот и кончается золотая осень. Сейчас солнышко часто прячется от дождика.

Массаж спины «Дождик» (см. занятие 5)

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»

Педагог.
Солнышко с тучками в прятки играло.
Посмотреть глазами вправо — влево, вверх — вниз.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
Легких — две штучки,
Тяжелых — три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Закрыть глаза ладонями.
Солнце на небе вовсю засияло.
Поморгать глазками.
Продавало солнышко на веселой ярмарке
Платья разноцветные, яркие-преяркие.
Приходил на ярмарку веселый народ.
Побывал на ярмарке весь огород.

Динамические упражнения

Плавно идет капуста.
Шаг с носочка.
Важно шагает помидор.
Шаг на всей стопе.
Осторожно идет редиска.
Ходьба на носках.
Легко бежит горошек.
Легкий бег на носках.
Не спеша, вышагивает редька.
Ходьба на пятках.
Вприскачку спешит морковка.
Подскоки.
Маршируют молодцы-огурцы.
Шаг марша.
Модницы-морковки
Взяли по обновке.

Массаж носа «Морковь» (авторская разработка)

Педагог (или хором).
Вот-вот-вот —
Потереть большими пальцами указательные.
Морковки водят хоровод.
Ава-ава-ава —
Веселая забава.
Массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз и снизу вверх.
Овь-овь-овь —
Вкусная морковь.
И в полоску блузы
Выбрали арбузы.

Мимическое упражнение «Арбуз»

Дети передают мяч-«арбуз» по кругу под слова:
Он зеленый, круглый, гладкий,
А внутри он — красный, сладкий.
       (В. Степанов)

После окончания слов ребенок, у которого оказался «арбуз», делает вид, что пробует его, и мимикой показывает, какой арбуз — кислый или сладкий.

Педагог.
Примерял помидор
Красную рубашку.

Дыхательное упражнение «Синьор-помидор» (по М. Лазареву)

И.п. — стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе — плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3—4 раза. Упражнение создает сопротивление на выдохе.

Динамическое упражнение «Помидоры» (на координацию слова с движением, речевого дыхания)

Хором.
В огороде за забором
Руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперед, 
затем руки поднять вверх, ладони прямые от себя, вытянуться 
с небольшим напряжением «в струнку».
Поспевают помидоры,
Руки в бока, грудь и живот немного вперед («напыжиться»); 
концы пальцев обеих рук соединить, образовав «шарик».
Держатся за колышки,
Сжать кулаки, пальцы смотрят друг на друга; согнуть руки 
в локтях, ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты.
Греются на солнышке.
Поднять лицо вверх, как бы подставляя солнцу; руки поднять 
вверх, слегка развести, потянуться к солнышку.
А подсолнух купил
Желтую фуражку.

Динамические упражнения «Подсолнух» (для мышц шеи)

Педагог.
В огороде на дорожке,
Рисовать подбородком полукруг.
Под моим окошком,
Расцвело сегодня солнце
Рисовать подбородком круг.
На высокой ножке.
Прибегали позже всех
Огурцы-братишки,
Выбирали себе
Майки да трусишки.

Русская народная игра «Огуречик»

Выбирается «мышка». Она сидит в своей норке. Дети-огурцы подходят к ней и, грозя пальчиком, говорят:

Хором.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик!
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!

После окончания чтения потешки «мышка» догоняет ребят.

Педагог.
А капуста, просто смех,
Накупила больше всех.
И повез покупки ей
На тележке муравей.

Пальчиковая игра «Капуста»

Хором.
Мы капусту режем, режем,
Движения прямыми ладошками вверх-вниз.
Мы морковку трем, трем,
Потереть кулачок о кулачок.
Мы капусту солим, солим,
Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимать и разжимать кулачки.
Огородная семейка,
В танец, в танец поскорей-ка.

Хоровод «Огородная-хороводная» (см. сб. «Музыка в детском саду. Средняя группа», с. 15)

Упражнение на релаксацию

Педагог.
Устали овощи, сели отдыхать.
Отдувается капуста: «Ах! Ах!»
Обмахивать лицо ладошками.
Морковка: «Эх! Эх!»
Хлопать по коленям.
Горох: «О-хо-хох!»
Легко ударять пальчиками по коленям.
Огурец: «Ух! Ух!»
Хлопать в ладоши.
К началу

Журнал «Логопед» — электронная версия

 

Мы продолжаем публиковать электронный архив журнала «Логопед».

Сегодня вы можете загрузить четвертый номер журнала за 2004-й год. Размер файла — 2,75 Мб. Формат — .pdf. Чтобы просматривать файлы в формате .pdf вам понадобится программа Adobe Acrobat Reader.

Журнал «Логопед» №4/2004 будет доступен по этой ссылке до 6.12.2007.

Содержание

  • Колонка редактора
  • Степанова О.А. Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи
  • Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления
  • Бейлинсон Л.С. Коммуникативная тональность логопедической рекомендации
  • Поварова И.А. Компьютерные программы в реабилитации лиц с нарушениями голоса
  • Иванова А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка
  • Громова О.Е. Новые подходы к раннему выявлению детей с задержкой речевого развития
  • Шереметьева Е.В. Логопедическое изучение речевого развития детей группы риска 3-го года жизни
  • Пантелеева Л.А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
  • Лизунова Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
  • Гомзяк О.С. Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
  • Картушина М.Ю. Интегрированное логоритмическое занятие для детей старшей группы «Весенний дождик»
  • Пелых Н.И. Открытое занятие с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи «Обитатели наших лесов»
  • Иванова С.В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе
  • Об утверждении клинического руководства «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств». Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 1999 г. № 311
  • Громова О.Е. О 7-й научно-практической конференции «Центральные механизмы речи»
  • К сведению авторов журнала «Логопед»
К началу
На этом сегодняшний выпуск закончен, до свидания.

В избранное