Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Раннее развитие глазами просвещенной мамы Молчание — золото?


 

 

Первый год для родителей самый радостный, но и самый тревожный. Малыш чихнул — родители волнуются, у крохи поднялась температура — всю ночь не спят, ну а уж если ребенок никак не садится или не начинает ползать — взрослые в панике! А первого слова мамы ждут, как манны небесной! Ведь врачи твердят, что сегодня все больше детей страдает задержками речевого развития. Когда же в норме малыш должен заговорить и стоит ли беспокоиться, если в год-полтора он не произносит ни слова? Об этом рассказывает детский невролог Научного Центра Психического Здоровья РАМН Галина Николаевна Шимонова.

Этапы развития

В психическом развитии дети проходят несколько этапов, и проходят они их по-разному. Кто-то ползает до полутора лет, а кто-то не ползает вовсе, у некоторых малышей зубы прорезываются в три-четыре месяца, а у других первый зубик проклевывается только к году. Хотя, конечно, определенные нормы развития существуют, и по ним педиатры и невропатологи оценивают состояние и развитие малыша. Согласно этим нормам «лепет» должен появиться в речи ребенка уже в 6-7 месяцев, а к году малыш должен повторять несколько слов. Однако на развитие ребенка влияют многие факторы: беременность, роды, образ жизни и даже пол. К примеру, мальчики, как правило, начинают говорить позже девочек-ровесниц. Кроме того, у мальчиков чаще встречаются проблемы с речью. Это обусловлено генетическими факторами. Наследственность тоже играет немаловажную роль: если один из родителей поздно заговорил, то у ребенка, скорее всего, будет наблюдаться задержка речи. И это все варианты нормы.

Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов (своего имени и названий окружающих предметов), в возрасте 2-х лет — не пытается повторять слова. Неспособность детей составлять фразы из двух слов в 2,5 года и неумение произносить простые предложения в 3 года должны также вызывать серьезную озабоченность у родителей. Задержки речевого развития регистрируются у 2-4% детей.

Но если и после 3-х лет малыш не говорит даже простых предложений, о варианте нормы можно забыть. Впрочем, специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.

Некоторые мамы радуются, что их дети очень рано (около 1-1,5 лет) начинают говорить правильными предложениями, используя довольно обширный лексикон. Однако подобные явления нередко приводят к срыву нервной системы. Таким детям необходим отдых, прогулки на свежем воздухе, минимум впечатлений и умеренные разговоры.

Почему он молчит?

Причины задержки речи могу быть разными. Одна из самых распространенных причин задержки — поражение слуха. Так, если малыш не отзывается на свое имя, ничего не говорит — это должно взволновать родителей и побудить их проконсультироваться с педиатром и ЛОРом. Нередко проблемы со слухом возникают из-за воспаления среднего уха в сочетании с серной пробкой (отит). В этом случае врач выпишет антибиотики и кортикоиды, которые ребенок должен принимать в течение нескольких недель.

Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов, в возрасте 2-х лет — не пытается повторять слова.

Вторая причина — особенности биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития, не только речевая. Это часто бывает у недоношенных детей.

Третья причина более серьезная: задержка речи является лишь следствием общего расстройства развития, к примеру, легкой степени умственной отсталости или олигофрении.

Четвертая причина — отсутствие мотивации. Обычно подобная картина складывается в семьях, где ребенку отводиться центральная роль. При «детоцентризме» мама с папой, бабушки и дедушки определяют своей главной жизненной задачей выполнение всех прихотей ребенка, когда по первому его крику или даже взгляду взрослые точно улавливают, чего хочет чадо, и тут же кидаются на помощь. Ребенку даже не нужно ни о чем просить! Как в известном анекдоте, когда ребенок до 3-х лет молчал, как рыба, и заговорил только, когда ему подали несладкий чай. «Как?! — удивились родители, — ты умеешь говорить?! Почему же ты раньше молчал?!». «Так раньше все было нормально», — невозмутимо ответил малыш.

Пятая причина — педагогическая запущенность и эмоциональная неудовлетворенность, когда ребенком мало занимаются, не уделяют должного внимания. Это, как правило, дети из неблагополучных семей. Попадая в нормальные условия, такие малыши быстро наверстывают упущенное и начинают говорить в соответствии с возрастной нормой.

Шестая причина — психологическая травма. В первую очередь, к таковым можно отнести ранний отрыв от матери. Например, мама серьезно заболела, легла в больницу, и малыш некоторое время оставался вдали от мамы. Или, наоборот, кроха попал в больницу (даже если мама была рядом, для ребенка это удар по психике). Либо мама была вынуждена на несколько дней уехать и оставить малыша на попечение родственников. Для ребенка до года это может стать серьезным испытанием. Поэтому о подобных вещах обязательно нужно сообщать невропатологу для выявления истинной причины задержки речи и установления правильного диагноза.

Специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.

Седьмая причина — дефицит личного общения. Нередко мамы так заматываются с непоседливыми детьми, что предпочитают усаживать их в манеж или перед телевизором и заниматься своими делами. Да и работающие отцы сильно устают после работы, и, приходя домой, мечтают только о том, чтобы сытно поужинать и отвлечься от повседневных забот, погрузившись в «телевизионный» мир, а с ребенком разговаривают скупыми односложными предложениями. В итоге малыш мало слышит человеческую речь, и ему просто не у кого учиться говорить!

Кроме того, некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую». Дело в том, что когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. И тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело.

Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.

Чем мы можем помочь?

Помощь зависит, прежде всего, от причины задержки. Если это дефицит общения — следует больше разговаривать с ребенком, читать ему книжки, петь песни, потешки. Но при этом не нужно «скакать» вокруг ребенка и все время его развлекать, кидаться выполнять любые его желания — необходимо создавать ситуации, когда ребенок вынужден просить вас о чем-то. Одна мама постоянно твердила дочурке: «Скажи, что ты хочешь, я тебя не понимаю», добиваясь тем самым, чтобы девочка не мычала, указывая на предмет, а говорила «дай». Безусловно, здесь не нужно перегибать палку и доводить ребенка до слез, помните, что малышу с большим трудом даются первые слова.

Некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так: когда ребенок слышит речь из динамиков, его тело никак не реагирует на звуки.

И, разумеется, обязательно покажите малыша отоларингологу и невропатологу. Ведь только специалист сможет определить наличие и степень серьезности заболевания или назначить правильное лечение. Если проблем со слухом у малыша нет, то ребенком будет заниматься невропатолог. При лечении задержек речевого развития помимо коррекционных занятий обычно используются различные ноотропные препараты, такие как кортексин, энцефабол, ноотропил. Эти препараты положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, улучшая процесс обучения и память.

Иногда при задержке речи привлекают и логопеда, но, к сожалению, подавляющее большинство логопедов не работают с малышами до 3-4-х лет, а начинать работу с ребенком иногда нужно гораздо раньше.

Ученые Института мозга человека РАН разработали новый способ лечения задержек речевого развития у детей, который позволяет уменьшить проявления незрелости головного мозга. Это происходит с помощью лечебного воздействия постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Воздействуя таким образом на мозг ребенка, ученым удается активизировать речевые зоны ребенка.

Домашние уроки

Заниматься с малышом родители могут и самостоятельно. Но это должно стать дополнением к занятиям с невропатологом, а не альтернативой. В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. То есть, массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи. И существенно ускоряют — на 2,5 месяца! Поэтому очень полезно, начиная с грудного возраста, делать легкий массаж кистей крохи. Можно играть с малышом в игры «Сорока-белобока», «Пальчики и кулачки», «Ладушки». Под присмотром взрослых ребенок может перебирать мелкие предметы: пуговицы, камушки, ракушки, орехи, фасоль, горох.

В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Также следует в игровой форме обучать ребенка различным словам. Можно приобрести или сделать самим серию карточек с изображением предметов: транспорта, зверей, птиц, насекомых, людей. Картинки должны быть яркими, но простыми по своему исполнению и понятными ребенку. Несколько раз в день можно давать их малышу рассматривать. Ребенку можно не только называть предметы, но и изображать, как гудит самолет или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание.

Со временем можно начать задавать малышу вопросы: «Кто это?» «Что это?» «Как скачет лошадка?» «Как лает собака?», а затем и рассказывать, что «Машина едет», «Кошка облизывается», «Мальчик идет в школу» и так далее. И совсем не обязательно ждать пока ребенок сам начнет отвечать на ваши вопросы! Главное — чтобы малыш слышал и видел, как вы это говорите. Постепенно он начнет вам подражать и сам заговорит.

За любую попытку хвалите малыша! И не бойтесь перехвалить, ведь тогда у ребенка будет важный стимул — мамино одобрение и гордость. Рассказывайте домочадцам об успехах малыша, и обязательно делайте это в присутствии ребенка (даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает). Дети чувствуют интонацию родителей и прекрасно улавливают, когда говорят о них.

Какими бы ни были причины расстройства речи ребенка, родители должны помочь крохе преодолеть трудности. Больше разговаривайте с малышом, читайте ему вслух, пойте. Чем больше ребенок будет погружаться в язык и музыку слов, тем лучше и быстрее он заговорит. Ведь прежде чем произнести слово, ребенок должен много раз его услышать. И помните ваши монологи — это не разговор в пустоту, ребенок слышит вас и обязательно заговорит.

 


В избранное