Когда я работаю с учителями по программе раннего
развития, мне нравится обучать учителей правилам прямого
контакта глаз и физического прикосновения, и я
рассказываю о том, как это положительно влияет на
снижение тревожности и улучшение способности ребенка к
обучению.
Учитель легко выделит малыша с явными признаками
повышенной тревожности, страха и эмоциональной
незрелости по тому, насколько ему трудно смотреть в
глаза и долго поддерживать такой контакт. Незначительная
и даже средняя эмоциональная депривация может снизить у
ребенка потребность открыто смотреть в глаза людям.
Ребенку с чрезмерной тревожностью вдобавок гораздо
труднее подойти к взрослому, а зачастую и к сверстнику.
Ребенок, эмоциональный резервуар которого полон,
спокойно и прямо подойдет к учителю, не колеблясь
посмотрит на него открытым и ясным взором и скажет то,
что у него на уме, например: "Можно мне листок бумаги?".
Эмоционально обездоленному ребенку труднее обратиться
даже с такой пустяковой просьбой. Обычно в классе не
сложно найти хоть одного ученика (как правило,
мальчика), который настолько испуган и обеспокоен, что
ему тяжело смотреть в глаза, говорит он медленно и с
трудом, заикаясь и кашляя невпопад, подходит к учителю
робко и бочком, иногда даже пятится со страху.
Естественно, что такому ребенку и учеба дается так же
трудно, как общение, настолько он скован и тревожен.
Когда в классе оказывается такой ученик, я советую
учителю как можно чаще подходить к нему или посадить его
поближе, на первую парту, смотреть ему в глаза (столько,
сколько ребенок может выдержать), дотрагиваться до него,
разговаривать с ним. Немного погодя, когда ребенок уже
привыкнет к учителю, я снова прошу учителя обнять такого
робкого ребенка за плечи, объясняя ему что-нибудь новое.
Учитель поражается, да и я каждый раз заново удивляюсь,
насколько лучше начинает учиться такой запуганный
ребенок, если удовлетворить его эмоциональные
потребности. Ласковый взгляд и нежное ободряющее
прикосновение снизили уровень тревожности и уменьшили
страхи ребенка, укрепили в нем чувство безопасности и
уверенности в себе. Поэтому ему и учиться стало легче и
интересней. Просто? Конечно! Тогда почему мы не делаем
этого чаще? Я думаю, по многим причинам, начиная с
чувства страха, что мы будем выглядеть некомпетентными в
глазах коллег и детей, или боязни испортить ребенка или
нанести ему вред. Если и есть что-нибудь, о чем нам не
следует беспокоиться, так это о том, что мы даем ребенку
слишком много любви.