Я провела всю свою жизнь будучи либо в школе, либо на пути к школе, либо
обсуждая события, произошедшие в школе. Мои родители были
преподавателями, родители моей матери были преподавателями и последние
40 лет я тоже преподаю. Поэтому можно и не говорить о том, что за эти
годы у меня была возможность рассмотреть образовательную реформу с
разных ракурсов. Некоторые из этих реформ были хороши. Некоторые — не
очень.
Мы знаем, почему
дети бросают учёбу. Мы знаем, почему они не хотят учиться. Причины тому
— бедность, плохая посещаемость, негативное влияние сверстников. Мы всё
это знаем. Но есть то, что мы никогда не обсуждаем, а если и обсуждаем,
то редко. Это — ценность и важность связи между людьми. Взаимоотношения.
Джеймс Комер говорит, что невозможно постичь ничего значимого, не познав
значимых взаимоотношений. Джордж Вашингтон Карвер говорил, что процесс
познания и есть понимание взаимоотношений. На каждого в этом зале оказал
своё влияние какой-то учитель или другой взрослый человек. Годами я
наблюдала за тем, как люди учатся. Я наблюдала за лучшими и за худшими в
обучении.
Однажды моя коллега сказала: «Мне не платят за то, чтобы я любила детей.
Мне платят за то, чтобы я вела уроки. Дети должны их учить. Я должна
преподавать, а они учить. На этом всё».
Я ответила ей: «Запомни, дети не учатся у тех, кто им не нравится».
Она сказала: «Что за чушь!».
И я ответила: «Годы твоей работы покажутся тебе бесконечными и
невероятно тяжёлыми, милочка».
Так и оказалось. Некоторые люди думают, что у тебя либо есть способность
строить взаимоотношения, либо нет. Мне кажется, что Стивен Кови прав. Он
говорит, что необходимо научиться нескольким простым мелочам. Например,
для того, чтобы быть понятым попробуй сначала понять сам. Или такая
простая вещь как извинения. Задумывались ли вы об этом? Попросите у
ребёнка прощения и он будет шокирован.
Однажды я провела урок о пропорциях. Я не слишком сильна в математике,
но я работала над этим. И вот, когда после урока я заглянула в
методическое пособие, поняла, что рассказывала на уроке совсем не то!
На следующий день я пришла в класс и сказала: «Ребята, я хочу
извиниться. Я рассказывала на уроке совсем не то. Мне очень жаль».
Они ответили: «Все в порядке, мисс Пирсон. Вы были так увлечены, что мы
не стали вас исправлять».
Я преподавала в классах настолько слабых, настолько отстающих в знаниях,
что я плакала. Я задавалась вопросом, как мне за девять месяцев провести
этих детей оттуда где они были, туда, где должны были быть. Это было
трудно. Невероятно трудно. Как я могла одновременно поднять и самооценку
ребёнка и его знания?
В какой-то год, у меня появилась великолепная идея. Я сказала своим
ученикам: «Вы избранные, раз попали в мой класс, потому что я — лучший
учитель, а вы — лучшие ученики. Провидение свело нас вместе, и мы
покажем всем чего мы сто́им!»
Один из учеников протянул: «Правда?»
Я ответила: «Так и есть. Мы должны показать другим классам, кто мы
такие. Когда мы спустимся в фойе, все остальные обратят на нас внимание,
поэтому вам нельзя шуметь. Вы должны пройти с достоинством». И я
придумала для них речёвку: «Я — личность! Я был личностью придя сюда. И
я буду лучше когда выпущусь. Я могущественный! Я сильный! Я заслуживаю
образования, которое получаю здесь. Мне нужно многое сделать, многих
впечатлить и посетить множество мест».
И они ответили: «Да!»
Если повторять это достаточно часто, то это станет частью тебя.
И вот... я приготовила контрольную работу. 20 вопросов. На 18 из них
один ученик ответил неверно. Я поставила +2 и улыбающийся смайлик.
Он спросил: «Мисс Пирсон, это 2?».
Говорю: «Да».
Опять вопрос: «А зачем тогда вы нарисовали смайлик?».
Отвечаю: «Да потому, что ты везунчик. У тебя два верных ответа. А могло
быть и ни одного! Когда мы сделаем работу над ошибками, разве ты не
покажешь лучший результат?»
Он ответил: «Да, мэм, покажу!»
Вот видите «-18» лишают вас надежды на лучшее, а «+2» говорят, что всё
не так уж и плохо.
Годами я видела, как моя мать в своё личное время проверяет домашние
работы учеников, в обед ходит с визитами к их родителям, покупает
расчёски, арахисовое масло и крекеры и прячет это в ящике стола, чтобы
потом отдать голодающим детям, вместе с мочалками и мылом для тех, от
кого плохо пахло. Трудно чему-то научить ребёнка, от которого пахнет. А
дети могут быть жестокими. Она прятала всё это в ящике стола. Много лет
спустя, когда она ушла на пенсию я видела, что к ней продолжают
приходить те ученики. Они говорили: «Мисс Уокер, вы изменили мою жизнь.
Всё получилось. Вы заставили меня почувствовать себя личностью, хотя в
глубине души, я знал, что не был ей. И я хотел, чтобы вы увидели, кем я
стал».
И когда моя мать в возрасте 92-х лет умерла, на похороны пришло
множество её бывших учеников. Это заставило меня плакать, но не потому
что мамы не стало, а потому что она оставила после себя наследие —
взаимоотношения, которые никогда не исчезнут.
Можем ли мы быть терпеливее, чтобы развивать взаимоотношения? Конечно.
Будут ли вам нравиться все ваши ученики? Конечно нет. И самые трудные
дети никогда не пропускают уроки! Никогда. Не все из них будут вам
нравиться, но самые трудные появляются по определённой причине. Это
связь. Это взаимоотношения. И, несмотря на то, что некоторые из них вам
не нравятся, суть в том, что они об этом никогда не узнают. Учителя —
это великие актёры. Мы приходим на работу даже когда на это нет желания.
Мы придерживаемся определённых правил, в которых нет смысла. Мы учим,
несмотря ни на что. Мы учим, потому, что это наше призвание.
Процесс обучения должен приносить радость. Как прекрасен был бы наш мир,
если бы наши дети не боялись рисковать, не боялись думать, и имели бы
крепкую опору. Каждый ребёнок заслуживает того, чтобы иметь опору —
взрослого, который никогда не откажется от него, который понимает силу
взаимоотношений, и покажет, что они могут стать лучшими, любыми
возможными путями.
Трудно ли это? Не то слово! Боги, не то слово! Но это возможно. Мы
справимся. Мы — педагоги. Мы были рождены, чтобы делать мир лучше.
Приглашаем вас с 5 по 13 октября
провести с нами незабываемую, интересную, очень нужную и полезную неделю
в Турции.
Мы приглашаем вас отдохнуть вместе с
нами, а, заодно и поучаствовать в детско-родительском семинаре.
Сегодня мне хотелось бы
остановиться на тех взаимоотношениях, которые мы будем создавать на
нашем семинаре.
В рамках семинара мы будем заниматься
Мягкой Школой.
Чем лично меня ОЧЕНЬ привлекает Мягкая
Школа.
Тем, что там идет взаимодействие
Взрослый-Ребенок. Не привели ребенка и оставили педагогу, а вместе
играем, ползаем, дурачимся. Вместе.
Все это работает на укрепление
взаимоотношений. У нас, к сожалению, настолько нарушен нормальный ритм
взаимодействия дети-родители. У детей так мало возможностей обратиться к
нам тогда, когда Им это надо. Так мало возможностей узнать нас,
пообщаться с нами. Только вечером. на выходных, урывками.
Что любое наше предложение провести
время вместе, да еще и ИГРАЯ с ребенком, это наш подарок детям.
Утренние занятия в рамках
Мягкой школы будут ежедневными.
А, кроме этого, конечно, пляж и
все прелести Средиземного моря.
А вечером, вечером будут
проводиться совершенно фантастические действия - наши общие
сказки, концерты.
И опять дети будут рядом с
родителями.
И опять родителями будут
СО-участниками, а не теми, кто оценивает : "да, это у тебя
хорошо получилось, а это не очень".
Мы приглашаем вас сделать
вашему ребенку подарок - побыть с ним, в его детском мире,
побыть не родителем, а другом!
Ведущие
семинара:
Екатерина
Мануковская, психолог, помогающий родителям понять своих детей,
гештальт-терапевт, автор проекта "Психология для думающих родителей"
manukovskaya.ru , ведущая тренингов,
семинаров, курсов для родителей, автор книг и статей для родителей, опыт
работы более 7 лет, двое детей 12 и 15 лет
Юлия Матвеева, психолог, арт-терапевт, автор
проекта "Клуб "Необыкновенные родители""
matveeva.info
ведущая тренингов, семинаров, курсов для детей и родителей, автор книг и
статей для родителей, опыт работы более 8 лет, трое детей , 3, 9 и 12
лет
Отчет по
прохождению 1 месяца курса 1. 1 месяц курса дал многое, хотя руками
потрогать это вряд ли получиться. Самое главное для меня это то, что
пришло глобальное понимание того, что я сама себе уделяю
катастрофически мало времени, это я сама себя мало кормлю, мало пою,
мало радую и т.д. и что только я сама могу все это изменить.
Оказалось , что трудно без привычки ежеденевно делать многое только
для себя, все время хотелось себя отодвинуть в сторонку, потому что
совсем не было ощущения, что я у себя самый главный человек в жизни
и что заботиться о себе я должна в первую очередь. Сейчас у меня
есть это чудесное ощущение внутри, что я - целый мир, очень важный и
интересный, что этот мир надо холить и лелеять, радоваться ему.
2. В фиизическом плане изменилось качество пищеварения: живот
практически не болит, вернее он вообще не болит, а если заболело
что-то, то я уже наверняка знаю отчего (какая-то погрешность в
питании). Организм привык получать много воды. Сейчас я уже четко
понимаю когда я хочу пить, а когда есть, раньше я путала чувстсво
голода и чувтсво жажды.
3. В психологическом плане мне на 1 месяце удалось сделать не все
задания, но тем не менее появилось ощущение, что все люди вокруг -
они хорошие изначально, и нет поводов сердиться, обижаться,
осуждать, а хочется понять почему все разные. Не могу сказать, что
получается всегда сохранять безмятежность и душевное спокойствие в
любых ситуациях, но сейчас я не виню себя так много и подолгу как
раньше за промахи. Сейчас есть просто мои эмоции, я воспринима. их
как то, что есть у меня и если это социально неодобряемая эмоция или
реакция, я по большому счету не обвиняю себя в том, что я поступаю
плохо и я плохая, я принимаю себя. Если все-таки чувство вины
появляется, я провожу работу с самой собой, ищу корни это чувства,
прорабатываю проблему, а не оставляю все как есть.
4. Из предложенного в курсе буду использвать многое:
распорядок дня мне оказался удобен,
раздельное питание нравиться,
Кисель Изотова - отличная штука я за него двумя руками, буду делать
постоянно,
108 шагов по ручью - уже без этой процедуры не представляю свое утро
питье кремниевой воды - уже выпиваю 2 литра в день, причем легко и
непринужденно
обязательное расслабление в течение дня
прогулку с проговариванием настроя
(Галина)
И отчет по 1
месяцу.
1. Что дал курс - что изменилось в физическом плане, в
психологическом, в отношении к жизни (людям). Эти изменения не
обязательно должны быть связаны с поставленными целями.
Как много открытий было за время 1 месяца! Как давно я хотела
занятся своим состоянием — и психологическим и физическим и курс
очень помог мне в переходе от желания и обдумывания к действиям.
В физическом плане — это в первую очередь режим питания, все
оказалось намного легче, чем я думала — мяса почти не ем, как
давно мечтала, хотя думала, что отказаться от него потребует от
меня таких огромных усилий. Намного легче составлять меню на
день по приемлемому для меня графику - утром каша, в обед
фруктовый салат, на ужин овощи — сырые и вареные. А ведь всегда
считала себя чревоугодницей и сладкоежкой )). Единственное чем
грешу — это хлебушек, не могу без него никак... Ну и тут чудо —
любимые свежие лепешки, которые муж покупает почти каждый день,
оказались бездрожжевыми (специально узнавали)!
Поняла, как мало раньше пила воды, и что это так необходимо
организму. Еще не наверстала, знаю, что пью недостаточно, и по
утренней моче видно — стабильный цвет 3. Но придумала для себя
способ — наливаю с утра литровую банку и пью из нее в течении
дня, чтобы к вечеру она была пуста. Это гораздо удобнее, чем
пить и считать стаканами. Со временем увеличу объем банки.
Очень
,
что время курса совпало с сезоном аллергии — очень много поняла
и осознала. В другое время вопрос не так актуален и я бы просто
не думала над ним. Первое — что можно (и нужно) обходиться без
таблеток. Второе — это зависимость болезни от неразрешенных
внутренних конфликтов. Сейчас сезон почти закончился, поэтому
разбираться с метафизикой болезни уже труднее, думаю заняться
этим в следующем году (если еще останется необходимость, так как
в этом году течение ее было намного легче)).
Стала вставать раньше (в 6 часов, правда по будильнику), успеваю
навести марафет, приготовить завтрак, чем очень доволен муж)).
Намного больше легкости в течении дня, правда если не прилягу
подремать — вставать потом просто ужас... Но вот перестала себя
ругать и чувствовать виноватой, если все-таки сделаю это. Думаю
именно это повлияло на то, что желания поваляться днем
становится гораздо меньше. Очень хочу привыкнуть вставать еще
раньше на час.
Достижения в психологическом плане — это конечно отношение к
себе. Постоянно слежу за тем, чтобы себя не ругать за промахи,
приучаю к мысли, что уход за собой — это также важно, как
полноценная еда и сон, и что это веская причина потратить время
и средства, стараюсь улыбаться каждый раз, когда вижу свое
отражение в зеркале и проговариваю свои достоинства. В общем,
занимаюсь повышением самооценки. Чувствую как это помогает в
общении с мужем, в сохранении хорошего настроение большую часть
времени.
Налаживаю контакт со временем! Осознаю задачу, начинаю
переносить планы на бумагу — так намного легче разобраться с
ними. Не скажу, что стала больше успевать сделать из того, что
хочется. Домашние, рутинные, а также некоторые «времяубивательные»
дела по-прежнему съедают времени гораздо больше, чем следует ,
но это больше вопрос планирования. На нем кстати хочу
сконцентрироваться на 2 месяце.
Затормозила на своей последней, чисто психологической цели «Я
очень общительный человек»... Не совсем понимаю куда двигаться,
вероятно надо переосмыслить саму цель — а нужно ли мне это, то
ли это, чего я хочу. У меня очень узкий круг общения, несколько
родных близких мне людей, с которыми мне комфортно. Общение с
остальными вызывает сильный дискомфорт, от него я прячусь. И
хотя из курса я вынесла некоторые способы этот дискомфорт
уменьшить (в упражнениях «я тебя люблю»), думаю, что это
наверное задача для меня более глобальная, решать я ее буду
когда буду готова.
2. Что будешь использовать дальше из предложенного на курсе.
- режим питания, раздельное питание
- питье воды
- прогулки! Вот что было еще одним открытием — прогулки в
одиночестве — это так здорово. Особенно когда тепло.
- тонопластику и упражнения на расслабление. Напряжение — это
то, чего не замечаешь и что забирает очень большую часть сил и
энергии. Прочувствовала на себе, как важно уметь расслабиться.
- контрастный душ. Не скажу, что в восторге от него, но очень
хочу привыкнуть к холоду, потому что чувствую себя рептилией,
которая может что-то делать только при достаточно высокой
температуре окружающей среды.
3. Что можно улучшить (добавить, убрать)
Очень много систематизированной,
изложенной информации, которую еще изучать и изучать даже после
окончания курса! Все просто здорово, спасибо!