Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

От 6 до 10 - всё о младшем школьнике! Фундамент нравственности


От 6 до 10 - всё о младшем школьнике!

 

Страницы этого сайта посвящены младшему школьнику, особенностям его развития, восприятия учебного материала, здоровья, воспитания и всего того, что может помочь современному родителю в воспитании ребёнка 6 - 10 лет.

 Фундамент нравственности Наверное, нет необходимости еще раз подчеркивать, что от того, какими будут первые шаги ребенка в школе, в огромной степени зависит и дальнейшее отношение его к учению, к учителям, к труду, к общественной работе, к своим сверстникам и к другим людям. У каждого ребенка есть свои сильные стороны. Один уже хорошо читает; другой умеет мастерить; третий особенно наблюдателен и может хорошо рассказать о том, что он увидел летом; четвертый ловок и бистро бегает. С другой стороны, почты у каждого ребенка есть и слабые стороны: один не всегда может удержаться от хвастовства, другой ленится, третий думает только о собственном успехе, четвертый легко дает обещания, но не выполняет их. Опытный учитель и вдумчивые родители строят воспитание так, чтобы помочь ребенку преодолеть эти недостатки. Хвастунишке надо показать, что есть дети, которые лучше его знают ИЛИ умеют что-то делать; ребенку, который любит только командовать, следует поручить дело, в котором он обязательно будет вынужден считаться с другими ребятами; «индивидуалисту» дать возможность убедиться, что вместе работать веселее... Не у всех ребят сразу все хорошо получается и в учении, и в общественных делах. Поэтому — особенно на первых порах — лучше оценивать успехи ребенка не в сравнении с успехами других, а сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, тогда ему легче будет увидеть, что он не стоит на месте, хотя, быть может, и отстает в чем-то от других. При этом важно отметить, что ребенок старается, поощрить добрым советом те усилия, которые он прилагает для того, чтобы добиться хороших результатов в учений, в труде, в общественной работе. Родители должны очень внимательно относиться не только к учебной, но и к общественной работе детей, в том числе к их делам в звездочке.. Огромный нравственный смысл этих дел состоит в том, что в них младший школьник приобретает опыт общения с другими ребятами, у него воспитываются очень важные черты ЛИЧНОСТИ: товарищество и коллективизм, стремление и умение работать на общую пользу. Между тем, к сожалению, родители не всегда интересуются именно этой стороной жизни ребенка. Многих детей, особенно первоклассников, провожают в школу и встречают из школы взрослые. Чем же они их напутствуют и что спрашивают у детей, возвращающихся из школы? «Не балуйся, будь послушным», «Старайся получить пятерку», «Съешь свой завтрак», «Какие отметки по лучил?», «Запомнил, что задали на дом?» Это, конечно, важные вопросы, но, к сожалению, значительно реже задаются вопросы, имеющие огромное воспитательное значение: «Что ты сегодня узнал нового?», «Как ты сегодня дежурил?», «Кто из ребят сегодня лучше всех отвечал домашний урок?», «Как прошел сбор звездочки? », « Как дела у твоего товарища?» Помня, что в жизни ребенка взаимоотношения со сверстниками — это источник многих ярких переживаний, вдумчивые родители захотят знать не только то, с кем дружит их ребенок, но и то, как он дружит, как складываются детские отношения: на основе справедливости, отзывчивости, желания и умения прийти на помощь или на основе подчинения одного другому, эгоизма, ложного товарищества. Знание этой стороны детских взаимоотношений позволит направить нравственное развитие ребенка по правильному пути. Неоценимо воспитательное значение труда детей. Конечно, школа целенаправленно организует их многоплановую трудовую деятельность, но важно и домашний труд рассматривать как коллективный, как посильную заботу ребенка о других членах семьи. Ничего, кроме вреда, не наносят ребенку родители, освобождая его от труда по дому. Некоторые говорят: «Пусть учится», «Пусть отдохнет, успеет наработаться», «У него много своих забот: и школа, и музыка, я скорее и лучше сама все сделаю». И дети постепенно привыкают к мысли, что они должны учиться, играть, а долг родителей — работать. Побаловать ребенка, оградить его от трудностей — только в этом некоторые родители видят свои обязанности. Они охотно покупают ребенку обнови, освобождают от различных забот. Они обманываются тем, что ребенок доволен. Но ведь они при этом, не побоимся преувеличения, в чем-то духовно обкрадывают ребенка. Действительно, «обе стороны» ради, «обе стороны» удовлетворены и все как будто хорошо: между тем переживания у них совершенно разные. У ребенка — радость получающего, у родителей — радость отдающих, делающих благо. А ведь подлинно нравственное и человеческое связано со второй радостью. Непременно надо дать ребенку возможность испытать ату радость, в том числе и в труде на благо других. Конечно, мать лучше и быстрее приготовит еду, накроет на стол, помоет посуду, но, освобождая ребенка от трудовых дел и обязанностей, она обедняет его в нравственном отношении. Участив ребенка в домашнем труде приучает выполнять свой первый долг сына, дочери, члена семьи перед родителями и близкими, отсюда вырастает потом естественная потребность выполнения общественного долга взрослого, гражданина. Радостное участив в общем и нужном всем труде, понимание детьми общественного смысла учебы, хорошо организованная работа октябрятских звездочек — из всего этого и складывается высоконравственный стиль жизни школы, которому присущи доброжелательные и справедливые, заботливые и требовательные отношения взрослых и детей, детей между собой. Нравственное воспитание — это, по сути, основа всей многогранной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения. Воспитывая ребенка нравственно, мы стремимся так воздействовать на его личность, чтобы у него складывались коммунистические взгляды, коммунистическое поведение; при этом мы пробуждаем нравственную активность самого ребенка, который сам усваивает моральные нормы, сам вырабатывает жизненные позиции и руководствуется ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к людям, к своим обязанностям и к самому себе. Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями, пионерской и комсомольской организациями заботятся о воспитании в подрастающем поколений подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни, в распространении и внедрении норм коммунистической нравственное ты. В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний — у него уже закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Если эти основы «добротные», то развитие ребенка идет должным образом. Было бы неверным рассматривать нравственное воспитание только как особый раздел воспитания. Ведь нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявления нравственности связано с отношением к обществу, окружающим людям, к труду, к вещам и к самому себе.  

Адрес сайта http://www.ot6do10.hmarka.net


В избранное