От 6 до 10 - всё о младшем школьнике! ВОСПИТАНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ЛЮБВИ
17
От 6 до 10 - всё о младшем школьнике! ВОСПИТАНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ЛЮБВИ
2010-05-24
Доброго времени суток, уважаемые подписчики!
В сегодняшнем выпуске я публикую отрывки из книги ДЕТИ - С НЕБЕС.ИСКУССТВО ПОЗИТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ.КАК РАЗВИТЬ В РЕБЕНКЕ ДУХ СОТРУДНИЧЕСТВА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ , автор Джон ГРЭЙ. Эта книга есть на сайте, в разделе "Читальня".
ВОСПИТАНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ЛЮБВИ, А НЕ НА СТРАХЕ
В прошлом детей контролировали при помощи давления, страха и
чувства вины. Чтобы мотивировать хорошее поведение, детям внушали, что
они порочны и могут заслужить хорошее отношение только послушанием.
Сильнейшим сдерживающим фактором для ребенка был страх потерять любовь
и благосклонность родителей. Если этого оказывалось недостаточно,
взрослые прибегали к более жестким наказаниям, которые должны были
пробудить в ребенке еще больший страх и сломить его волю. Непослушного
ребенка нередко называли своевольным. По иронии судьбы, с точки зрения
позитивного воспитания основой для развития в ребенке духа
сотрудничества, уверенности в себе и отзывчивости служит именно
воспитание сильной воли.
Чтобы воспитать в ребенке дух сотрудничества, уверенность в
себе и отзывчивость, необходимо развивать его волю, а не ломать ее.
В прошлом цель воспитания состояла в том, чтобы привить детям
послушание. Позитивное воспитание направлено на то, чтобы вырастить
волевого ребенка, но при этом склонного к сотрудничеству. Чтобы
добиться сотрудничества, нет нужды ломать его волю. Дети - с небес.
Когда их сердца открыты, а воля получает необходимую подпитку, они
больше склонны к сотрудничеству.
Цель позитивного воспитания - вырастить волевого, но при этом готового к сотрудничеству ребенка.
Методы прошлого были нацелены на воспитание послушных детей.
Позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей, которые
подчиняются правилам не из страха, но действуют спонтанно и принимают
решения, следуя велению сердца. И если такие дети не лгут, то не
потому, что это против правил, но потому, что они честны и справедливы.
Мораль для них не является чем-то навязанным извне - она идет изнутри,
воспитанная сотрудничеством с родителями.
Вместо того чтобы развивать в детях послушание, позитивное воспитание стремится развить в них сострадательность.
Воспитательные методы прошлого были сосредоточены на том,
чтобы приучить детей подчиняться. Позитивное воспитание стремится к
созданию уверенных в себе лидеров, способных творить свою судьбу
самостоятельно, а не просто следовать по стопам тех, кто идет впереди.
Уверенные в себе дети отчетливо осознают, кто они есть и чего хотят
добиться.
Уверенные в себе дети меньше поддаются давлению со стороны сверстников и не испытывают потребности бунтовать.
Сильные дети меньше поддаются давлению со стороны сверстников
и не испытывают потребности бунтовать, чтобы утвердить себя. Они думают
своей головой, но при этом остаются от крытыми для помощи и поддержки
со стороны родителей. Когда такие дети взрослеют, их не сковывают
предрассудки окружающих. Они следуют своему внутреннему компасу и
принимают решения самостоятельно.
СЕГОДНЯ ДЕТИ НЕ ТАКИЕ, КАК ПРЕЖДЕ
Мир вокруг нас изменился - изменились и дети. Воспитание,
основанное на страхе, больше не оказывает на них должного воздействия.
Старые, основанные на запугивании методы на самом деле лишь ослабляют
родительский контроль. Угроза наказания только настраивает детей против
родителей и побуждает их к бунту. Крик или удар уже не помогают
установить контроль над ребенком, но просто убивают в нем желание
слушать и сотрудничать. Родители стремятся к более полноценному общению
с детьми, чтобы подготовить их к напряженной современной жизни, но, к
сожалению, до сих пор используют при этом устаревшие методы воспитания.
Угроза наказания только настраивает детей против родителей и побуждает их к бунту .
Я помню, как эту же ошибку совершал мой отец. Он всегда
пытался контролировать своих шестерых сыновей и дочь при помощи угрозы
наказания. Он был военным и не знал иного способа воздействия на
окружающих. В каком-то смысле он относился к нам как к солдатам. Когда
мы противились его воле, он восстанавливал контроль над ситуацией,
грозя наказанием. Такой метод воспитания был в известной мере
эффективным, когда подрастало его поколение, но эти средства уже не
действовали на моих ровесников, тем более не действуют они на
современных детей.
Если угроза не склоняла нас к послушанию, отец прибегал к более веской угрозе. Он говорил:
- Если будешь разговаривать со мной в подобном тоне, я неделю не позволю тебе выходить на улицу.
Если я упорствовал, он грозил:
- Прекрати немедленно, не то будешь сидеть дома две недели.
Если и это меня не вразумляло, отец заключал:
- Ладно, будешь сидеть дома целый месяц. А сейчас марш в свою комнату!
Усугубление наказания не оказывает желаемого влияния на
ребенка, но только усиливает его негодование. Целый месяц я размышлял о
том, как несправедлив мой отец. Вместо того чтобы пробудить во мне
стремление к сотрудничеству, он только отталкивал меня своими
действиями. Было бы гораздо лучше, если бы он просто сказал:
- Поскольку ты не отнесся к моим словам с должным уважением, я хочу, чтобы ты взял десятиминутный тайм-аут.
В былые времена наказание использовалось для того, чтобы
сломать своевольного ребенка. Возможно, этот метод позволял добиваться
от детей послушания в прошлом, но не сейчас. Ныне дети гораздо
искушенней и разумнее, чем прежде. Они понимают, когда родители ведут
себя нечестно и оскорбительно, и не склонны терпеть это. Они
возмущаются и бунтуют. А самое главное, наказания и угрозы перекрывают
каналы общения между вами. Вместо того чтобы способствовать решению
проблемы, родители становятся ее частью.
Используя наказание, вы становитесь ребенку врагами, от
которых нужно таиться, а не родителями, от которых можно ждать помощи.
Когда родители кричат на ребенка, это только притупляет его
способность слушать. Чтобы добиваться успехов в учебе, и - что еще
важнее - конкурировать в условиях свободного рынка и строить прочные
взаимоотношения с окружающими, современному человеку необходимо в
полной мере владеть искусством общения. Лучше всего ребенок учится
этому искусству, когда выслушивает родителей, а родители выслушивают
его.
Дети прислушиваются к родителям, когда родители прислушиваются к детям.
Что бывает, если включить музыку слишком громко? Вы просто
перестаете ее слышать. То же самое происходит и тогда, когда родители
постоянно чего-то требуют от своих детей. Когда современные родители
кричат на детей, как делали их отцы и матери, это производит совершенно
другое воздействие. Современный ребенок просто отключается, и взрослые
утрачивают контроль над ними.
На сегодня все. Желаю взаимопонимания с Вашими детьми, мира и покоя в семье.
C уважением, ведущая рассылки, учитель и мама ГОЛУБ Надежда Алексеевна