От 6 до 10 - всё о младшем школьнике! Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка
От 6 до 10 - всё о младшем школьнике!
Страницы
этого сайта посвящены младшему школьнику, особенностям его развития,
восприятия учебного материала, здоровья, воспитания и всего того,
что может помочь современному родителю в воспитании ребёнка 6 - 10
лет.
Итак, "Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка".
Если физическое развитие от природы слабо, если человек с раннего
возраста подвергается физическим невзгодам и целому ряду общих
инфекционных болезней, особенно с затяжным течением, если вместе с тем
у него развиваются общие болезненные поражения, коренящиеся в
недостаточном и неправильном питании организма, то полный расцвет
личности будет в той или иной мере задержан. Если затем в зрелом
возрасте продолжаются физические невзгоды, то упадок личности
обнаруживается уже вполне ясно.
Пагубно на развитие личности влияют общие неврозы, в особенности
истерия и эпилепсия, развивающиеся главным образом на почве
неблагоприятных физических и психических моментов.
Другими важными факторами, влияющими на развитие личности, являются все
хронические отравления, в особенности те из них, которые поражают в
первую очередь мозг. Алкоголь, достигший такого гигантского развития в
современном обществе, по мнению В. М. Бехтерева, есть то зло, которое
несет в себе зародыш упадка личности. Алкоголь, парализуя сферу
чувства, интеллекта и воли, подрывает в корне основные устои личности и
является в то же время одной из важнейших причин, приводящих к развитию
душевных болезней, вырождению и преступности.
На психологическое и физическое здоровье детей влияет семья. Она играет
важную, чуть ли не главенствующую роль. Она является
социально-культурной средой воспитания и развития личности. Воспитание
в семье должно основываться на некоторых принципах, прежде всего, на
принципе гуманного отношения между ее членами. Ведь семья – это
важнейший институт социализации общества, так как первый опыт общения с
окружающим миром ребенок получает в семье. И если он не был
благополучным, то это повлияет на дальнейшее психическое развитие. И
только гораздо позднее в жизни ребенка появляется школа, улица, в более
взрослом возрасте – какие-либо группировки.
Существует ряд причин неправильного воспитания детей в семье. Э. Г. Эйдемиллер выделяет 2 наиболее важные:
1) психические отклонения у родителей чаще приводят к неправильном
воспитанию и развитию ребенка в семье. При таком отклонении наблюдаются
пониженные требования к ребенку либо доминирующая роль родителей, где
главным фактором является жестокое обращение с ребенком. Иногда
наблюдается противоречивый стиль воспитания. В обществе, в присутствии
людей родители проявляют чрезмерную заботу о ребенке, а в их отсутствии
– полное игнорирование. Психологу в таких случаях необходимо выяснить
причину и характер таких отклонений родителей и проследить их
взаимосвязь с отклонениями в воспитании и развитии ребенка;
2) проблемы родителей личного характера , решаемые за счет ребенка.
Это является наиболее трудным для психолога. Нужно выявить прежде всего
личную проблему родителя. Расспросы и уговоры, как правило, являются
безрезультатными. В таких случаях психолог должен призвать на помощь
весь свой профессионализм. Среди вышеназванных проблем можно назвать
следующие:
1) страх потери ребенка . Это может быть вызвано трудными родами,
долгим ожиданием ребенка, болезненностью. При этом родители проявляют
излишнюю опеку, что чаще всего является раздражающим фактором для
ребенка;
2) отсутствие взаимопонимания между супругами тоже является причиной
негативного отношения к ребенку. Ответственность за конфликты, ссоры
между матерью и отцом перекладываются на детей, что, несомненно,
травмирует его психику. Сюда же можно отнести и недовольство одного
супруга методами воспитания другого;
3) проекцию на подростка собственных качеств . При этом нужно
оговориться, что качества могут быть как желаемые, так и нежелаемые.
Так, один из родителей может бороться с реальными или мнимыми
качествами у ребенка, которые он не признает сам в себе. Такими
качествами можно признать лень, алкоголизм, агрессивность и т. д. На
подсознательном уровне такой человек борется с этими качествами у себя
самого. Также проецироваться могут и желаемые качества, чаще не
реализованные самим родителем мечты детства. Это проявляется в том, что
родитель навязывает ребенку свою точку зрения, пытается принимать за
него решения;
4) расширение родительских чувств наблюдается в семьях, где отношения
между супругами по каким-либо причинам нарушены: развод, смерть одного
из супругов и т. д. Тогда родитель хочет, чтобы ребенок стал чем-то
большим. Это проявляется в усиленном внимании, отказе ради ребенка от
повторного брака, ревности к друзьям или каким-либо другим увлечениям
сына или дочери, предпочтении в подростке детских качеств, поддержка
инфантильности. В этом случае родители значительно снижают требования к
ребенку, считая его еще маленьким. Это приводит к тому, что он
старается не взрослеть, выглядеть по-детски, потворствуя капризам
родителей;
5) воспитательная неуверенность родителей . В этом случае речь идет о
доминирующей роли ребенка в семье. Это может быть связано с тем, что
когда родители были детьми, то в их семье была похожая картина
воспитания. Как правило, ребенок в таких семьях очень быстро понимает,
что власть в его руках, находит слабые места родителей и пользуется
этим для достижения своих целей. Родитель на фоне ребенка выглядит
слабым и безвольным, а тот, в свою очередь, – самоуверенным и порой
даже деспотичным.