Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N21
Как увлечь ребенка книгой


Здравствуйте, дорогие друзья!

Уже ни для кого не секрет, что подрастающее поколение не любит и не хочет читать. Современный маленький «народ» предпочитает «телик-комп». И это понятно. Ведь это проще и быстрее и для ребенка, и, что тут скрывать, удобнее для нас, взрослых.

Проще усадить ребенка к телевизору для просмотра любимых мультиков и заняться приготовлением ужина, чем подвергать себя и ребенка нервотрепке с капризами и слезами при чтении.

Помните ли Вы себя? Как взахлеб читали с фонариком под подушкой или искали интересную книгу в библиотеке, бурно обсуждали прочитанное с друзьями, регулярно бегали в библиотеку?

Подумайте, действительно ли для Вас важно, чтобы Ваш ребенок читал, и что Вы делаете для того, чтобы малыш делал это с удовольствием?

Как часто Ваш ребенок видит вокруг себя читающих взрослых или в основном наблюдает, как Вы уютно пристраиваетесь перед телевизором в ожидании любимого сериала?

Я понимаю, мы все устаем и, придя с работы, нам хочется «расслабиться» перед телевизором и нет уже никаких сил и желания браться за чтение умной книги.

Понимаю… Но, стоит ли тогда увещевать ребенка взяться за чтение, если Вы сами предпочитаете проводить время у голубого экрана?

Итак,

Что можно сделать, чтобы увлечь ребенка чтением?

Личный пример.

Да, это задача непростая, но если ребенок видит, как взрослые читают (пусть даже газету, журнал или все-таки книгу), обсуждают что-то смешное из прочитанного, делятся впечатлениями, цитируют особо понравившиеся места, то ребенок, по крайней мере, заинтересуется, что же такого веселого и интересного может быть в книге.

Конечно, Вы понимаете, что формирование любви к чтению не произойдет за один вечер, на это потребуется даже не один месяц. Но результаты стоят того!

Кроме того, Вы можете вместе в семейном кругу почитать книгу, передавая ее скажем по кругу (мама, папа, маленький читатель, бабушка и т.д.). Думаю, женские романы и устрашающие детективы для этого не подойдут.

Или, скажем, почитать книгу по ролям и на самом интересном месте, сославшись на занятость, закрыть ее до следующего раза.

Посмотрим, может любопытство возьмет вверх и Ваш маленький читатель сам поскорее возьмет в руки книгу, чтобы узнать, чем дело кончится?

Постарайтесь избежать фраз, типа «Ты иди почитай, а я телевизор посмотрю».

Проявляйте искренний интерес к тому, что ребенок читает, интересуйтесь его мыслями о героях, о том, почему персонажи книги поступают так или иначе, обсуждайте, обсуждайте, обсуждайте…

К сожалению, если Вы сами не любите читать, то изобразить любовь к чтению Вам не удастся, ребенок Вас раскусит.

Идем дальше,

Доступ к книгам.

Если ребенок вдруг захотел почитать, под рукой должна оказаться яркая и удобная книжка, а не мамин Cosmo или что-то в этом роде. Место для книг не должно быть спрятано в кладовке, а должно быть доступно и заметно для ребенка.

Самое простое, что можно сделать для того, чтобы обеспечить ребенку выбор и заинтересовать его – записать в ближайшую детскую библиотеку, куда он будет ходить сам и книги выбирать тоже самостоятельно.

Как давно Вы вместе с ребенком заглядывали в книжный магазин? Такой совместный поход – тоже отличная идея. Побродите между яркими книжными стеллажами и, наверняка, что-нибудь заинтересует Вашего малыша.

При покупке книг лучше отдавать предпочтение «проверенной» детской классике. Конечно, сегодня есть соблазн покупки аудиокниг, но это уже совсем другая история.

Можно подписать ребенка на еженедельный, интересный детский журнал. Каждую неделю малыш будет с нетерпением ждать нового выпуска.

Важна не длительность чтения, а частота, то есть регулярность.

Самое простое – чтение перед сном. Создавайте семейные ритуалы, связанные с чтением. Например, уже упоминавшееся чтение по ролям, допустим, по воскресеньям.

Чего нельзя делать, обучая/увлекая ребенка чтению?

1. Никогда не заставляйте ребенка читать в качестве наказания за проступок, от этого вряд ли появится любовь к чтению, скорее наоборот, сформирует негативное отношение к нему.

2. Не нужно никуда торопить, гнать ребенка. У каждого малыша свой темп чтения, который никак не соотносится с «количеством мозгов» у ребенка.

Если ребенок не укладывается в школьную норму чтения, не ругайте его. Гораздо важнее, понимание прочитанного, умение пересказать, получение удовольствия от чтения, а не быстрота.

3. Не обзываться! «Тормоз», «отсталый», «дурак» и прочее, согласитесь, не слишком педагогично и безусловно не приведет к желаемому результату. Будьте терпеливы!

Примерьте ситуацию на себя. Представьте, если кто-то будет ругать Вас, если Вы как-то «не так» читаете или что-то недопонимаете.

Кроме того, сегодня большинство детей и так рождается с энцефалопатией, предполагающей возможные нарушения чтения, письма (дислексия, дисграфия) и т.д. Но это отдельная большая тема для обсуждения.

Безусловно, освоение чтения – очень сложный процесс, и часто у первоклассников возникают значительные затруднения при освоении этого навыка. Если Вы наблюдаете «стойкие» проблемы, специфические ошибки при чтении, то не мешает проконсультироваться у детского невролога.

Напоследок, вспомним несколько книг из нашего детства. Каждая книга хороша для «своего» возраста и «своего» читателя.

В младшем школьном возрасте уже появляются так называемые «мальчишечьи» (разбойники, пираты и т.д.) и «девчоночьи» (принцессы) герои и с каждым годом круг чтения будет становиться все более индивидуальным.

При выборе книг учитывайте характер и темперамент ребенка. Если Незнайка, Буратино, Карлсон, Чиполлино, а также Муфта, Полботинка и Моховая Борода (сказка Эно Рауд) как правило, нравятся большинству детей, то «Вождь краснокожих» (О. Генри) может прийтись не по душе спокойному задумчивому ребенку.

Для ребенка с меланхоличным складом сказки Г.Х. Андерсена (например, знаменитый «Гадкий утенок») могут произвести слишком сильное впечатление. Это не значит, что нужно срочно убирать все «грустные» книги с полок, просто будьте внимательны и тактичны к ребенку, интересуйтесь, что он чувствует и думает о прочитанном.

Некоторым детям к 6-7 годам уже интересны знаменитые герои Астрид Линдгрен (например, Пеппи Длинный чулок), мумми-тролли Туве Янсон и, конечно, «Волшебник Изумрудного города» и знаменитые герои Джанни Родари. Для большинства ребят знакомство с этими героями состоится к 8-9 годам, когда у большинства детей начинает проявляться интерес к герою-ровеснику. Все зависит от ребенка!

Если Вы сами давно не брались за книгу, вспомните, какие любимые книги и герои были в Вашем детстве. Перечитайте любимые книги своего детства вместе с ребенком и, уверяю Вас, Вы, и конечно Ваш маленький читатель, получите удовольствие!

На сегодня это все.

С уважением, Мария Демина



Наверх

В избранное