Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N23
Безопасность ребенка


Здравствуйте, дорогие друзья!

К сожалению, в последнее время телевизионные и печатные СМИ загружены информацией о том, что ужасного может случиться с нашими детьми и, увы, случается.

Печально это осознавать, но различного рода опасности могут подстерегать ребенка практически везде. Даже если Вы будете исправно встречать и провожать ребенка из школы – в школу, из кружка – в кружок и т.д., Вы не сможете предугадать всего, и никто не застрахован от появления неприятеля.

Думаю, сегодня я не расскажу Вам ничего нового, однако, стоит еще раз проверить, убедиться в том, что Ваш ребенок понимает и соблюдает необходимые правила безопасности, когда входит в подъезд, общается с людьми, переходит улицу и т.д.

Что мы можем и должны сделать, чтобы уберечь ребенка?

Правила безопасности элементарны, но давайте их повторим. Прививать ребенку «безопасное поведение» – это дело не одного разговора, это работа на много лет. Соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма, а каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно.

Первое и очень важное правило – ребенок должен Вам доверять. О необходимости доверия между родителями и малышом мы говорим чуть ли не каждый выпуск. Искренние рассказы ребенка о своей жизни, переживаниях, тревогах и сомнениях помогут Вам понять, насколько ребенок может ориентироваться в различных ситуациях, понимает ли, усваивает ли сказанное Вами.

Начнем.

На улице

1. Следует убедиться, хорошо ли ребенок знает ориентиры в своем районе (или там, куда Вы отпускаете его одного).

На пути следования ребенка есть потенциально опасные и безопасные места. С потенциально опасными местами все вроде понятно – это заброшенные дома, свалки, чердаки, подвалы, а также густые кусты, насаждения деревьев, безлюдные скверы и т.д. Конечно, хотелось бы, чтобы маршрут ребенка пролегал мимо указанных мест.

Но Вам следует не забыть поговорить с ребенком и об «островках безопасности», которые обязательно должны быть на пути следования малыша. «Островки безопасности» – это охраняемые места, где можно искать помощи. Например, круглосуточные супермаркеты, банки, отделение милиции, школа и др. Там всегда есть охранник/милиционер, к которому можно обратиться. Объясните ребенку, что он может не боясь попросить помощи в этих местах.

2. Если ребенок самостоятельно ходит из школы – в школу, желательно иметь попутчиков и передвигаться только в светлое время суток и только по многолюдным местам.

3. Объясните ребенку правило: Никогда не вступать в диалог с незнакомым человеком, даже если он (она) просит о помощи (как пройти туда-то, помоги найти собаку и т.д.), тем более, никогда не садиться в машину ни под каким предлогом.

4. Никогда не соблазняться на предложение чем-то угостить (например, конфетами), что-то показать (например, котят, щенят), сделать подарок и т.д. Немедленно отойти от незнакомца туда, где есть люди.

Здесь следует сказать, что если у ребенка нет контакта с родителями, когда он (она) может рассказать о своих переживаниях, если ребенок все время сталкивается с «Отстань, сейчас не до тебя», он может повстречать незнакомца, у которого найдется время поговорить и понять ребенка.

Поэтому не игнорируйте ребенка, когда он хочет поговорить с Вами, для него разговор может быть очень важен.

5. Поговорите с ребенком о том, как по его (ее) мнению может выглядеть преступник. Скорее всего, Вы услышите, что это страшный небритый дядька с огромным ножом за пазухой. Как правило, преступник, наоборот, очень улыбчивый, доброжелательный, вежливый «джентльмен», выглядящий совершенно обычно. К тому же, как правило, хороший психолог.

Именно такое расхождение между образом опасного преступника и реальностью вводит ребенка в заблуждение. Объясните ребенку, что человек с виду не вызывающий никакого страха, может быть очень опасен.

6. Научите ребенка вызывать милицию, «скорую», пожарных.

7. Объясните ребенку, что не нужно стесняться привлекать к себе внимание в экстренных случаях, звать на помощь, кричать, вырываться при попытке незнакомца его (ее) увести.

Дома

1. Никогда не входить в подъезд и лифт с незнакомыми подозрительными людьми. Научите ребенка обосновывать отказ простой фразой: «Я подожду маму (папу, бабушку)».

Одна моя подруга рассказала, что, будучи маленькой, возвращаясь вечером домой, не стала заходить в подъезд с подозрительным незнакомцем, а решила переждать опасность. Через какое-то время, придя домой, она с удивлением обнаружила, что незнакомец – это совершенно безопасный папин друг. Ей было стыдно и неудобно, что она приняла приличного человека за маньяка и испугалась его.

Следует ли говорить, что моя подруга поступила единственно правильным способом, соблюдая необходимые меры предосторожности?

Если Ваш ребенок правильно повел себя в потенциально опасной ситуации, обязательно похвалите его!

2. Никогда не открывать дверь незнакомцу, даже если он (она) представляется соседом, почтальоном, милиционером и т.д.

Здесь нужно иметь в виду, что Ваш собственный пример тоже немаловажный опыт для ребенка, не пренебрегайте правилами безопасности. Если Вы сами открываете дверь, не посмотрев в глазок, то чему же тогда удивляться?

3. Не вступать в длительные переговоры (в том числе по домофону и через закрытую дверь) с незнакомцами, сказав, что дома кто-то есть (мама, папа) или что они вот-вот придут.

Учитывая все вышесказанное…

Предостерегайте ребенка от возможных опасностей, но не запугивайте, особенно, если это и так беспокойный, эмоциональный и тревожный малыш!
Не нужно нервировать ребенка (и себя) ежедневными наставлениями и слежкой. Нужно спокойно и обстоятельно напоминать малышу о правилах безопасного поведения.
Обсуждайте, проигрывайте различные ситуации опасности вместе с ребенком дома и на улице. Поделитесь своими чувствами, расскажите свои «страшные» истории (ведь они, увы, случаются с каждым ребенком), обсудите с ребенком возможные варианты действий в случае опасности. Такие доверительные разговоры («А как бы ты поступил на моем месте?») запоминаются малышом гораздо лучше, чем просто слова «Никогда не…».

Обращайте внимание на «правильное» или «неправильное» поведение героев сказок, рассказов, персонажей фильмов.

Если Вы просто скажете ребенку «никогда не…», скорее всего это не отложится в сознании малыша. Регулярно разговаривайте с ребенком, выясняя, правильно ли он понял и усвоил правила безопасного поведения.

Если ребенок поступил неправильно в потенциально опасной ситуации – постарайтесь не ругаться и сохранять спокойствие. Объясните ребенку, в чем была его ошибка, к чему могут привести последствия такого поведения. Не забывайте, ребенок должен знать, что всегда может рассчитывать на Вас, что бы ни случилось.

Если ребенок говорит Вам, что в школе происходит что-то неладное (кто-то кого-то заставляет раздеваться или со стороны преподавателя поступают другие «странные» просьбы), ни в коем случае не оставляйте это без внимания, не отвергайте («Ты все выдумываешь») такие сигналы опасности. Лучше сходите в школу и разберитесь, в чем на самом деле дело.

Сегодня мы совсем не поговорили про правила дорожного движения.

Напомните ребенку, что переходить улицу нужно только при зеленом сигнале светофора. Помните, что в наши дни пешеходный переход не является безопасным. Сегодня найдется не так много сознательных водителей, пропускающих пешеходов на переходе, поэтому лучше пользоваться светофором. Автобус или троллейбус следует обходить сзади, трамвай – спереди. Посмотрите на одежду ребенка с точки зрения водителя – дети в яркой одежде видны на дороге лучше.
Дорогие друзья, сегодня мы только затронули очень важную и непростую тему. И, хотя совсем не хочется говорить на такую «грустную» тему, говорить все-таки нужно.

Берегите своих детей!

На сегодня это все.

С уважением, Мария Демина


Наверх

В избранное