Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N28
Дисграфия и дислексия – что это?


Здравствуйте, дорогие друзья!

Приветствую читателей присоединившихся к нам на этой неделе. Дело в том, что с наступлением весны круг наших читателей расширяется. И теперь это не только мамы и папы ребят, вскоре заканчивающих первый класс, но и родители малышей, которые еще только-только собираются стать первоклассниками.

В связи с этим меня часто спрашивают – когда же все-таки отдавать ребенка в школу, в 6 лет или дождаться 7 лет? Вроде бы ребенок уже умеет неплохо читать и писать, так почему бы не отдать его в школу пораньше?

Известно, что закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет.

Однако, помните, что в этом возрасте каждые 2-3 месяца происходят существенные изменения в развитии ребенка.

Дело в том, что психофизиологическая готовность к школе – это не умение читать или писать, а комплексное, многогранное понятие, охватывающее все сферы жизни ребенка, включая интеллектуальную (развитие памяти, внимания и т.д.), эмоциональную (мотивация к обучению, управление эмоциями) и социальную готовность (потребность в общении, способность обучаться) ребенка к обучению в школе.

У ребенка шести лет сохраняется потребность в игре, в целом он еще принадлежит дошкольному, играющему миру (особенно мальчики).

В настоящее время большинство психологов, физиологов и педагогов сходятся во мнении, что шестилеткам лучше еще годик поиграть и не торопиться в школу. Дети-семилетки, как правило, лучше адаптируются к новым для них условиям, успешнее справляются с режимом работы и учебной программой.

Помните, что НЕ готовность ребенка к школьному обучению очень мешает его успешной учебе.

Ну, а мы сегодня поговорим о трудностях обучения, причиной которых также может быть (и часто становится) несвоевременно ранний «поход» в школу.

Отчего ребенок вдруг сталкивается с проблемами чтения, письма и обучения в целом? И что такое дислексия, дисграфия?

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Проще говоря, дислексия – стойкое нарушение чтения. У мальчиков дислексия встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом. Диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок, часто они не используют заглавные буквы, знаки препинания. Иными словами, дисграфия – стойкое нарушение письма.

Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет.

Мы не будем перечислять все возможные причины дисграфии и дислексии, однако, следует сказать, что одной из основных причин является нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, звукопроизношения.

Для успешного овладения процессами письма и чтения важнейшую роль играет сформированность всех сторон речи.

Когда стоит забить тревогу?

Следует особенно подчеркнуть, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны и носят СТОЙКИЙ характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления и невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.

Логопед-дефектолог Свободина Н. выделяет следующие ошибки, которые должны вас насторожить.
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б - д, п - т, Е - З, а - о, д – у и т.д. (строчные).

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю; согласные р-л, й-л; парные звонкие/глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).

4. Родители часто радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточной сформированности фонетической стороны речи и фонематического восприятия может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.

5. Часты при дисграфии ошибки "застревания" (персеверации): За зомом росла мамина. (За домом росла малина), предвосхищения, упреждения (антиципации): Дод небом лолубым. (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

8. Кроме этого, дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.

Что делать?

Не стоит браться за дислексию и дисграфию самостоятельно. Нужно не паниковать и обратиться к квалифицированному специалисту – логопеду! Желательно также посетить невролога.

Чего делать нельзя!

Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации – больше читать и писать. И выполняют их буквально – все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов.

Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная – упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка.

По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками желательно проводить так, как советует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.

Упражнение "Корректурная проба".

По данным психологов, при условии выполнения этого упражнения не реже пяти дней в неделю (но лучше ежедневно), в течение пяти минут (ни больше, ни меньше), через 2–3 месяца уменьшается количество ошибок.

Дайте ребенку какую-то ненужную книгу, желательно не интересную, с достаточным по размеру шрифтом (сравните со шрифтом в его учебниках). В этой книге он должен ежедневно (начинать лучше с трех минут) зачеркивать заданную букву.

Вначале это может быть одна буква, а через несколько дней, когда пропусков станет меньше, можно задание усложнить: одну букву зачеркивать, а другую обвести в кружок. Буквы могут выбираться произвольно (в первые дни нежелательно давать гласные а, о – их слишком много в тексте). Детям, допускающим на письме смешение близких по звучанию букв, позже можно давать парные буквы: б-п, д-т, з-с, в-ф, а-о, и-у, г-к. Результат появится не сразу, но он будет обязательно.

Вообще, надо сказать, что в работе с такими проблемами нельзя ждать быстрых результатов. Надо набраться терпения.

Любые игры и просто действия, даже самые, казалось бы, незамысловатые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются с желанием, а не в качестве наказания за какую-либо провинность.

Ну, а на сегодня это все.

Мы будем рады, если Вы будете делиться с нами Вашими пожеланиями, предложениями новых тем для обсуждения в рассылке, вопросами и, конечно же, Вашим опытом, который всем нам пригодится.

С уважением, Мария Демина

Пишите нам на shkolnik2008@mail.ru

При подготовке выпуска использованы материалы Свободиной Н. Я не виноват, я стараюсь…Начальная школа. N10/2002. Изд. Дом «Первое сентября».
Брагинского В. Почему не каждому дается грамота? Здоровье детей N10/1999. Изд. Дом «Первое сентября».

Наверх

В избранное