Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N55
Опасные фразы


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы поговорим о том, какие сказанные нами привычные фразы (казалось бы безобидные и даже шутливые), могут нанести душевную травму ребенку и даже оказывать воздействие на его будущую взрослую жизнь. Мы вроде бы просто общаемся с ребенком, но наши повседневные фразы несут скрытую информацию, которую ребенок понимает со своей "колокольни".

С этим важным вопросом нам помогут разобраться уже известные Вам мама и дочка, авторы книг о воспитании, Нина и Заряна Некрасовы.

Дети устроены не так, как взрослые. И если мы не знаем этого устройства, то, сами того не желая, можем нанести родному человечку глубокую душевную травму. Не обращали ли Вы внимания, как часто дети нас переспрашивают, когда мы что-то им сообщаем? Переспрашивают, потому что не понимают - в силу возраста, развития или характера. А иногда случается и того хуже. Они понимают, но абсолютно неправильно. "Как ты мне надоел со своей музыкой!" - говорит мама юному музыканту, опять отлынивающему от гамм в пользу "Собачьего вальса".

Говорит в сердцах и не подозревает, что эта фраза может положить начало его заниженной самооценке. По сути, мама права, но вот форма подачи неверна. Ей надо было сказать чуточку иначе, примерно так: "Пора и позаниматься; поиграй гаммы, а уж потом наслаждайся своим "Собачьим вальсом".

Конечно, один-два случая погоды не испортят, но от слишком частого повторения некоторых вредных слов в голове ребёнка поселяются опасения, сомнения, страхи, что угодно, только не вера в то, что его любят.

На многие наши слова (сказанные в сердцах) дети реагируют острее, чем мы, а всё потому, что понимают их буквально. Иные слова вызывают у ребёнка вовсе не те чувства, каких хотели добиться мы. Иногда родители говорят что-то в шутку, и незаметно создают малышу серьёзные проблемы.

Фразы, которые опасно говорить детям

N1. Что мы говорим Ты плохой мальчик/ девочка.
Что слышит ребёнок Я плохой/плохая, я никому не нужен/ не нужна.
Возможные последствия сказанного Страх, ребёнок поверит и начнёт оценивать себя так же.

N2. Что мы говорим Ты вредный (грязный, глупый...).
Что слышит ребёнок Я всегда вредный (я грязнуля, я глупая...), я никому не нужен такой.
Возможные последствия сказанного Внушают, что он такой. Заниженная самооценка. Искренне поверит, что он глуп, и станет таким.

N3. Что мы говорим Вот придёт милиционер, он тебя... ...собачка укусит.
Что слышит ребёнок Что придёт на самом деле и такое (!) устроит...
Возможные последствия сказанного Запугивание, которое формирует фобию.

N4. Что мы говорим Ну и оставайся один, я пошла...
Что слышит ребёнок Мне всё равно, что с тобой дальше будет.
Возможные последствия сказанного Страх, ощущение, что его лишают поддержки, брошенность.

N5. Что мы говорим Не трогай, сломаешь (разобьёшь, порвёшь...).
Что слышит ребёнок Я неуклюжий, я неловкий, я неумеха... я плохой. Меня не любят.
Возможные последствия сказанного Программирование на неудачу.

N6. Что мы говорим Ты бестолковый, как твой отец.
Что слышит ребёнок Мы оба плохие, но я хуже.
Возможные последствия сказанного Ребёнок переживает за себя и за родителя.

N7. Что мы говорим Воспитательница эта просто... (далее следует негативный комментарий).
Что слышит ребёнок Её можно не слушаться. Она делает неправильно.
Возможные последствия сказанногоУ ребёнка возникнут проблемы с воспитательницей и с другими взрослыми.

N8. Что мы говорим Что ты пристал со своими играми.
Что слышит ребёнок Мне с тобой неинтересно.
Возможные последствия сказанного Родители не интересуются им. Почему он должен слушаться людей, которым на него наплевать.

N9. Что мы говорим Ваня щёлкает задачки как орешки, а ты...
Что слышит ребёнок Он умный, я дурак.
Возможные последствия сказанного Нездоровое соперничество, зависть.

N10. Что мы говорим Как тебе не стыдно...
Что слышит ребёнок Ты меня не любишь, и я тебя любить не буду.
Возможные последствия сказанного Появляется чувство вины, комплекс вечно виноватого.

N11. Что мы говорим И это что, твои друзья?! Как можно с ними...
Что слышит ребёнок Я не уважаю твой выбор.
Возможные последствия сказанного Со временем отчуждается и заводит свои секреты.

N12. Что мы говорим Разве можно любить такую музыку, группу?
Что слышит ребёнок У тебя дурной вкус.
Возможные последствия сказанного Ребёнок перестаёт делиться, теряет доверие.

N13. Что мы говорим Дай, я сама, у тебя не так получится.
Что слышит ребёнок Я ничего не умею делать хорошо.
Возможные последствия сказанного Возникает неверие в свои силы.

N14. Что мы говорим Как ты мог опять так поступить?!
Что слышит ребёнок Тебя не за что любить.
Возможные последствия сказанного Ребёнок теряет веру в то, что достоин любви.

Кстати, неплохо бы помнить и о том, что популярные в семье поговорки и "одомашненные" крылатые выражения врезаются в детскую память на подсознательном уровне и часто "помогают" вырабатывать... жизненную позицию.

Попробуйте оценить с этой точки зрения фразы, которые часто повторяете при своём ребёнке, и избавиться от тех, которые несут в себе отрицательные установки.

Например, популярная у старшего поколения фраза "жизнь бьёт ключом" часто имеет продолжение: "Жизнь бьёт ключом, и всё по голове". Правда же, есть разница между первым и вторым вариантом? Первый вариант – жизнеутверждающий. Особенно если пояснить ребёнку, что ключ, то есть родник, - это чистая бурная вода. Во втором есть что-то тяжелое, что долбит и долбит тебя по голове.

"Работа не волк, в лес не убежит", "с волками жить - по волчьи выть", "девушка должна быть скромной", "с лица воду не пить", "и в кого ты такой хилый", "у него гены отца-алкоголика" и т. п., повторенное сотни, а то и тысячи раз, в конце концов собьёт ребёнка с толку, запрограммирует его на определённую жизнь, помешает раскрыться тому лучшему, что в нём заложено.

И может быть, в присказке про мудрого графа, которого каждое утро будили словами: "Вставайте, граф, вас ждут великие дела!" - на самом деле гораздо больше смысла, чем мы думаем?

Прислушайтесь к себе, дорогие родители.

Ну, а на сегодня это все.

С уважением, Мария Демина

При подготовке выпуска использованы материалы книги Некрасовой 3., Некрасовой Н. Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти. - М.: ООО Изд. дом "София", 2006. - 416 с.


Наверх

В избранное