Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N57
Давай дружить


Здравствуйте, дорогие друзья!

Как научить ребенка дружить? Возможно, для Вас ответ очевиден, но для ребенка, даже в дружбе, все может быть не так просто.

Для начала вспомните, а как Вы познакомились и начали дружбу со своим первым школьным другом/подругой? Как списывали друг с друга, вместе делали уроки, грызли яблоки. Через какое-то время, вместе прогуливали физкультуру (математику, русский), ходили на каток (дискотеку, в кино)?

Как много самых разных впечатлений связаны с Вашим первым школьным другом, который возможно все еще с Вами? Кто продолжает вместе с Вами радоваться удачам и успехам и переживать в случае житейских проблем?

Стоит ли говорить, что ребенку стоит научиться дружить!

Известно, что в дошкольном возрасте ребенок еще не умеет этого делать. Он может играть вместе с ровесником, интересоваться, проявлять любопытство, но это еще не дружба. Именно в возрасте 6-7 лет у ребенка может появиться первый настоящий друг.

К этому возрасту ребенок действительно начинает интересоваться сверстником не просто как партнером для игр, а как самостоятельной личностью. Что делает, чувствует, переживает сверстник, у ребенка появляется желание помочь в случае необходимости (иногда даже подсказать правильный ответ), уступить в чем-то и т.д. Появляется способность к сопереживанию. Ребенок начинает совершать некоторые поступки, искренне желая оказать поддержку, позаботиться о ровеснике, а не ради какой-то выгоды.

Появляется и другое. В отношениях со сверстниками ребенок также озабочен своей репутацией, стремится, чтобы ребята, мнением которых он дорожит, уважали его.

Дружить - чрезвычайно важно для психического развития маленького школьника. Это придает уверенности в себе, обеспечивает эмоционально комфортное существование в классе, ребенок учится общаться и т.д.

Придя в школу, первоклассники только начинают присматриваться друг к другу и учиться дружить. Как правило, сначала завязывается дружба, так сказать, по территориальному признаку (ребята живут неподалеку и добираются до школы вместе). Уже позже ребенок научится искать друзей с общими интересами, развлечениями.

Помните, дорогие родители, что даже самые-самые в мире родители не заменят ребенку друзей!

Если Ваш ребенок ни с кем не дружит, причин может быть предостаточно. Вот некоторые из них (по Некрасовой 3., Некрасовой Н., 2006):

- ваш ребёнок не такой, как все, и поэтому его отвергают;

- у него вредный характер;

- стоит обратить внимание на внешний вид (дети не любят неопрятных, вечно чумазых и неаккуратных);

- не умеет играть и подчиняться общим правилам игры;

- слишком эгоистичен или слишком застенчив;

- не умеет ладить с другими или не умеет знакомиться...

Может, сам он - иной, и его действительно не понимают. Но имейте в виду - всегда найдётся тот (и те), кто поймёт и примет.

Иногда достаточно просто создать условия - и хорошие приятели найдутся.

Как помочь ребёнку, если у него нет друзей (по Некрасовой 3., Некрасовой Н., 2006)

Создайте условия для знакомства:

- запишите в кружок, секцию, клуб, выбрав именно такое занятие, которое ему интересно;

- оборудуйте во дворе простейшую площадку для игр (например, постройте горку, залейте каток, повесьте качели или перекладину-турник);

- предлагайте взять с собой на прогулку такие игрушки, в которые интересно играть коллективно (мяч, скакалка, цветные мелки);

- помогите познакомиться (разведите, например, маленький костёр - на огонёк детвора налетит как мотыльки, а там слово за слово...);

- позволяйте встречаться друзьям у вас дома, играть и даже вместе выполнять какие-то задания;

- неплохо заняться коллекционированием (но не любым, а модным в этом сезоне среди его ровесников);

- купите модный детский фильм, журналы и устройте вседворовый детский день просмотра;

- отпускайте в гости и приглашайте в гости (но не панибратствуйте с детьми: это выглядит фальшиво).

Проблемы с друзьями часто возникают у застенчивых детей. Как помочь застенчивому ребенку, отдельная большая тема, к которой мы обязательно подробнее вернемся в нашей рассылке. В любом случае, чтобы наладить общение, ему никак не обойтись без помощи взрослых.

Вот некоторые советы в помощь при обучении языку дружбы застенчивых детей (по Ф. Зимбардо, Ш. Рэдлпер, "Застенчивый ребенок", 2005)

- Чаще прибегайте к "неформальным разговорам", для того чтобы развить речевые навыки ребенка. Часто проблемы взаимопонимания возникают по причине недостатка практики.

- Научите ребенка задавать развернутые вопросы, требующие развернутых ответов, а не однозначных "да" или "нет". Понаблюдайте, как настоящие мастера слова (например, некоторые телеведущие) умеют разговорить своих гостей, задавая им развернутые вопросы. "Как..? ", "Почему..? ", "Расскажите мне о том, как... " - с помощью таких вопросов Вы сможете установить контакт и разговорить собеседника.

- Рассказывайте друг другу анекдоты - тем самым вы разовьете у ребенка чувство юмора.

- Научите ребенка не бояться смеяться над самим собой, а также уметь видеть и признавать свои недостатки.

- Дружба всегда подразумевает внимательное отношение к другому
и умение показать, что вы выделяете его среди остальных. Добиться этого можно следующими способами:

- умением быть внимательным и благодарным слушателем с ответственным подходом к критике ("Мне понравилось, как ты это сделал, но я бы на твоем месте закончил немного по-другому... ");

- готовностью делиться своими тайнами и секретами (сначала маленькими, а по мере укрепления доверия - все более серьезными);

- готовностью похвалить или сделать комплимент по поводу каких-то отдельных нюансов, поступков или поведения в целом ("Тебе очень идет такая прическа", "Мне очень нравится проводить с тобой время");

- умением решать проблемы с помощью компромиссов, а не ультиматумов или затаенной обиды;

- возможностью и готовностью вносить свой вклад в отношения.

- Помогите своему ребенку стать более интересным человеком. Развивайте его знания и способности, прививая различные увлечения, любовь к чтению, размышлениям и дискуссиям, путешествиям. Запишите его на курсы, которые научат ребенка координировать свои движения и не стесняться своего тела, например, на танцы, на гимнастику, в театральную школу, в кадетский корпус или же просто в тренажерный зал. Умение играть на музыкальных инструментах - неоценимое преимущество в плане установления контактов с другими людьми.

- Научите ребенка смотреть на обстоятельства глазами других людей, уметь ставить себя на место другого. Это способствует развитию толерантности и умения сопереживать. Кроме того, ребенок таким образом учится находить сразу несколько возможных объяснений поведения того или иного человека. Жизнерадостные дети никогда не обижаются на враждебную реакцию со стороны окружающих, они всегда готовы проявить понимание и списать все просто на плохое настроение или обстоятельства, например: "Он разозлился на меня, наверное, потому что учитель наказал его".

Ну, а на сегодня это все.

С уважением, Мария Демина



Наверх

В избранное