Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N64
Один дома


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы снова поговорим о безопасности. Как правило, рано или поздно, в первом или в третьем, или в пятом (когда-то и это время придет) классе ребенку приходится оставаться дома одному. "Один дома" и есть тема сегодняшнего выпуска. В разговоре на эту тему нам помогут известные авторы книг о воспитании Нина и Заряна Некрасовы.

В самом деле: а что он/она будет делать дома - один? Хорошо, если вы заранее будете готовить детей к этому испытанию. Да, испытанию. Потому что ребёнок пока ещё всё равно маленький и неопытный. И очень деятельный человек. Что это означает на деле?

Во-первых, ему может быть грустновато (и страшновато), и очень легко он может почувствовать себя забытым и покинутым.

Страх одиночества - один из самых сильных человеческих страхов. Ребёнку особенно необходимо ощущать постоянные тепло и поддержку, иначе он потеряет ощущение безопасности, не научится доверять ни миру, ни себе. Иррациональный страх "я один - мне страшно - меня бросили" время от времени возникает и у малыша, и у подростка (и у взрослого, кстати, тоже). Мы не можем уберечь детей от многих страхов, конфликтов и стрессов, но в наших силах уменьшить их разрушительное влияние.

Расстроенный чем-то ребёнок, вернувшись из школы в пустую молчаливую квартиру, не почувствует себя одиноким и никчемным, если о ноги потрётся любимый кот или попугайчик что-то протрещит из клетки. Или выскочит навстречу любимый друг - собака и зальётся радостным лаем. И тогда можно сказать им, своим хвостатым и пернатым, то, что и словами не выразишь, или просто уткнуться в мягкую шкурку - и постоять, и пошмыгать носом, и - успокоиться. А потом позаботиться о них: налить в миску воды, угостить чем-то вкусненьким... Когда человеку (даже если это совсем юный человек) есть о ком заботиться - он чувствует себя и уверенней, и старше.

А потом придёт время позаботиться и о себе. Разогреть обед, отдохнуть, сделать уроки, погулять и снова вернуться домой. И при всём при этом соблюдать правила безопасности.

Поэтому нам надо заранее, шаг за шагом, учить ребёнка, что и как он будет делать (и что не делать), когда останется дома один.

"Мелочи" быта

Представьте, что вам хочется научиться кататься на велосипеде, а велосипеда у вас нет. Вы можете сесть верхом на стул, вообразив его велосипедом, и порулить, и покрутить колёса, и даже получить удовольствие от "поездки". Вы можете прорабатывать и правила посадки, и ритм движения, и повороты, и даже дыхание. И всё у вас получается. Но, когда вы сядете на настоящий велосипед, то… придется учиться заново. Вы уловите ритм движений и поворотов руля, баланс, освоите посадку и научитесь сохранять равновесие... А когда вы лихо промчитесь, довольные собой, вы уже никогда не забудете своих ощущений.

На чувственном уровне всё это освоили, запомнили ваши руки, ваши ноги, ваше тело - что надо делать, чтоб не вылететь из седла. И ваше тело училось действовать машинально, почти бессознательно. Вы не просто учились сидеть верхом - вы приобретали опыт, вы пережили и прочувствовали его. То, что освоено через практику, через чувственный опыт, усваивается прочно и навсегда.

Так и в безопасности. Вы можете долго и старательно объяснять ребёнку прописные истины: не трогай спички, загорелось - накинь одеяло, не плещи в розетку водой... Вероятно, умный ребёнок послушается вас, но вот в критической обстановке, если тело не запомнило, что делать и как, он может поступить с точностью до наоборот.

Чему обучаемся:
1. Как включать и выключать газовую и электрическую плиту (последовательность действий доводите до автоматизма);
2. Как перекрыть воду;
3. Как отключить электричество, если... (загорелась розетка, проводка);
4. Как спасать пол и ковёр, если капает с потолка;
5. Как перекрыть воду, если сорвало кран;
6. Что делать, если прорвало трубу;
7. Что делать, если погас свет (включить фонарик или зажечь свечу, где находятся и как включаются пробки - для старших);
8. Как обращаться с фонариком и как зажигать свечу (поставить в надёжный подсвечник, на тарелку);
9. Как действовать в неожиданной и потенциально опасной ситуации.

Практикум

Старая реклама "прячьте спички от детей" оказывает плохую услугу, если понимать её буквально. До какого возраста надо прятать? Вы можете сто раз сказать, что спички брать непозволительно, а первоклашка-второклашка всё равно стащит и попробует: а как они зажигаются?

Когда детка подрастает, прятать уже поздно. Когда ребёнок до этого дорос, надо просто научить его правильно с ними обращаться. А перед этим - дать наиграться. Лучше уж пусть учится и пробует при вас. Покажите и проверьте: чиркать надо о коробок движением от себя. Затушенную спичку можно бросать только в безопасное место. ("А какое место безопасное? Почему?"). Эксперименты лучше проводить на кухне или в ванной - у крана с водой. Наигравшись при вас вволю, потом он вряд ли попробует ещё - без вас, тайно. А зачем, если вы и так разрешаете?

Зажгите свечу, вместе подожгите кусочек шерсти, чтоб ребёнок видел, как быстро съедает его пламя, и унюхал запах. Это очень наглядно объясняет, почему не надо наклоняться над огнём - потому, что волосы могут легко вспыхнуть.

Осваивая правила безопасности, делайте акцент на тактильных ощущениях! Самое ценное - делать самому, получить чувственный опыт. Недостаточно сказать, как надо обращаться, например, со спичками.

Алгоритм ваших действий:

1. Сказать (рассказать, познакомить, объяснить);
2. Показать;
3. Дать ребёнку попробовать сделать это самому (а потом объяснить/показать младшим сестрёнке-братишке);
4. Повторить.

Так вырабатывается полезный навык. Когда пробовал, когда делал сам (под вашим контролем) - не растеряется.

Запретный плод сладок - поэтому не запрещайте, а обучайте и объясняйте.

Ключ от квартиры и... прочие неожиданности

Прошли времена, когда мама могла спокойно вручить ребёнку ключ от квартиры, повесить... на шею на верёвочке, вместо медальона, - и пойти на работу. Как же сделать так, чтобы ребёнок легко и прочно запомнил правила безопасности?

- Сделайте памятку. Это необходимо, чтобы не упустить ни одну потенциально опасную ситуацию. Памятка может быть в записной книжке, а можно её выполнить в форме плаката. Поделите лист на две колонки, одну подпишите "Если... ", вторую "Что надо делать". Или: "Так нельзя!" и "Почему?" Прекрасно, если заполнять её вы будете постепенно, вместе с детьми, по мере усвоения ими "материала".

- Оставьте напоминающие сигналы.
Вывешивайте предупредительные надписи - очень помогает.
Они должны, как рекламные плакаты:
а) бросаться в глаза;
б) быть лаконичными.

Желательно через несколько недель надпись поменять, чтобы "глаз не замылился" (как говорят дизайнеры).

Сведите важнейшие правила в таблицу. Хорошо, если вы будете заполнять её вместе с ребёнком.

Памятка для детей и их родителей, которую и тем и другим надо знать назубок. И довести навыки выполнения до автоматизма!

Когда один дома

Если - Стемнело и пора включать свет.
Что делать - Плотно задёрни шторы.

Если - На балконе странный шум.
Что делать - Тоже зашуми (чтоб поняли: дома кто-то есть). Закрой дверь, форточку.

Если - Звонят по телефону, спрашивают родителей (кого-то из взрослых).
Что делать - Скажи: "Позвоните попозже, папа занят", "Мама не может подойти сейчас к телефону, она в ванной... ", "Бабушка занята, что передать?" Нельзя говорить, что ты дома один и никого долго не будет. Спроси, кто звонит и что передать.

Если - На твои встречные вопросы не отвечают.
Что делать - Срочно звони взрослым.

Если - По телефону или на улице тебя спрашивают, во сколько придёт мама.
Что делать - Позвоните попозже, я у неё сейчас уточню. Нельзя сообщать, во сколько возвращаются взрослые (и во сколько уходят - тоже нельзя).

Если - Звонят в дверь и настойчиво просят открыть, соблазняя чем-то или прося о какой-то простой услуге (например, говорят, что "на площадке сидит хорошенький щенок" или "очень хочется пить, принеси, пожалуйста, водички").
Что делать - Никому не открывай дверь своей квартиры, если никого из взрослых нет дома. И - никаких переговоров!

Если - Через дверь тебя о чём-то спрашивают, что-то предлагают.
Что делать - Запишите на магнитофон низкий собачий лай, рычание, пусть ребёнок после неизвестного звонка включит эту запись.

Если - Показалось, что кто-то пытается открыть дверь.
Что делать - Спроси: "Кто там?" Сделай вид, покажи, будто дома есть кто-то ещё: "Да, мама, я слышу...", "Не знаю кто, сейчас спрошу... ".

Таблица может быть цветной - так лучше запоминается.
Чтоб не было так официально и скучно, вместо таблицы можно нарисовать большой зуб (знай, мол, назубок), а на нём расписать всю важную информацию - от номеров телефонов до тактики поведения.

Как проверить ребёнка, который остаётся один дома

Убедитесь, что ребёнок запомнил и на деле выполняет те правила безопасности, которые вы с ним изучили:

- Приходите иногда в неурочное время. И все нарушения правил безопасности вы сможете увидеть своими глазами.

- Договоритесь с кем-то из соседей: пусть подёргают дверь, хорошо ли закрыта и закрыта ли вообще.

- Проведите простой эксперимент.

Вариант 1. Попросите приятеля или коллегу (которого не знает ваш ребёнок) прийти к вам и позвонить в дверь (естественно, когда ваш школьник будет один дома).

Конечно, когда тот позвонит в дверь - ребёнок дверь не откроет.

Но как он будет вести себя под давлением? Пусть взрослый начнёт уговаривать его. Или, например, скажет, что должен передать от мамы записку, мол, "меня мама прислала и попросила тебе передать". Как ребёнок себя поведёт? Дверь откроет? Или...

Вариант 2. Можно устроить телефонную проверку. Позвонить и попросить к телефону маму. "Мамы нет? Тогда папу. Папы нет? Тогда..." Расскажет ваш школьник, что он дома один, или найдет способ увильнуть?

Вариант 3. Если вы живёте на первом этаже - подойти к окошку и постучать, и позвать, и попробовать выманить из дома. ("Папа/мама велел/велела, он/она вон там нас ждёт... Отвезу на работу..." и т. п.).

Вариант 4. Когда вы возвращаетесь вместе домой (или уходите из дому) - доверьте ребёнку самому закрывать дверь. Посмотрите, как он это делает, куда кладёт ключ.

Пусть ваш ребёнок сам вызовет лифт, а вы посмотрите, в каком случае он сразу войдёт в кабинку, а когда - помедлит. Пусть проговаривает вслух, почему не надо подниматься на лифте с незнакомым человеком.

Конечно, играть-проверять можно, но переигрывать нельзя. Нельзя, например, пугать ребёнка, что с родителями что-то случилось. (Обязательно предупредите об этом "проверяльщика"). Хотя те, кто пытается обмануть детей по-настоящему, чаще всего так и говорят.

Предупредите о соблазнах. Дети добры и отзывчивы, поэтому могут поддаться на уговоры и открыть дверь (или пойти куда-то с кем-то, чтобы помочь), если им скажут, например, что котёнок хочет попить или маленький ребёнок плачет от голода. Предупредите, что есть люди, которые обманывают специально, в корыстных целях. Договоритесь, что он окажет помощь только после того, как посоветуется с вами.

Научите не реагировать на фразу "Мама зовёт... или папа сказал, чтобы я привёл тебя к нему... ". Придумайте пароль, например, какую-то фразу... пока незнакомец её не сказал - это не вы его посылали. Можно по-особому скрещивать пальцы, можно подмигивать или свистеть. Правда, этот способ действен только со старшими детьми, малыши легко поддаются на уговоры и могут сами радостно сообщить пароль.

Можно договориться звонить в дверь определённым образом (три коротких, один длинный) или придумать дополнительный особый стук.

Конечно, все эти проверки не должны сыпаться разом. Да и ребёнку не обязательно всегда знать, что его проверяют (пока; вырастет - расскажете, интересно будет обоим).

Впрочем, время от времени предупреждать можно (и даже нужно): это активизирует умственные способности и смекалку. Это усиливает бдительность и вообще стимулирует.

В меру возможностей подстраховывайте себя и ребёнка.

Договаривайтесь о времени, когда сын или дочка должны возвращаться домой. Вручайте мобильный телефон (но объясните, почему не надо демонстрировать телефон всем приятелям).

Награждайте за правильное поведение и бдительность. Подводите "итоги дня". Задавайте как бы между прочим наводящие вопросы, чтобы выяснить, где и с кем был ваш ребёнок, как он поступал в необычной ситуации. И даже если оказалось, что он совершил массу ошибок, - не ругайте.

Выслушайте его мнение, выскажите ваше, поговорите о последствиях того или иного поступка. Ваша задача - не осудить, а обсудить! Вот и обсудите, как поступать, как действовать в следующий раз. Неверные поступки и проступки ребёнка - всего лишь следствие промашек родителей. Это сигнал: взрослый, ты делаешь что-то не так. Учти и исправься.

Ваша главная задача - наладить взаимопонимание. Ребёнок должен вам доверять, и тогда вы всегда будете в курсе того, что с ним происходит, когда он один, без вас. А значит, сможете вовремя внести коррективы и в его поведение, и в своё отношение к происходящему.

Ну, а на сегодня это все.

С уважением, Мария Демина

При подготовке выпуска использованы материалы книги Некрасова З., Некрасова Н. Без опасности. Школьные годы. Изд.: "София", 192 с., 2008.


Наверх

В избранное