Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N90
Ребенок не хочет идти в школу


Здравствуйте, дорогие друзья!

Есть проблема: дети не хотят учиться... Хотят, может быть, 2-3 недели в начале года, а потом - скука и усталость. Конечно, эта фраза вызовет возмущение у хороших родителей и учителей. У нас, скажут они, хотят. И им интересно...

Когда в школе мы видим детей, активных на уроке и послушных, честно выполняющих домашнее задание, стремящихся к знаниям (о!..), и умиляемся этой картине - не обманываем ли мы себя? Действительно ли им интересно? Или они хорошо играют роль прилежных учеников? Слушают команды, выполняют задания - работают. Думают одно, говорят другое. Впрочем, за этих учеников не страшно - они научились сопротивляться и жить в школе своей жизнью.

Хуже с отличниками - с теми, кого учителя смогли вышколить. Если спросить этих детей: нравится ли вам в школе, интересно ли? - скажут: да, нравится, интересно... Вот они, трудные дети. Дети, для которых не существует "хочу" и "не хочу". Дети, которые не доверяют своим ощущениям... Они честно выполняют работу, прилежны и усидчивы, им "нравится" учеба. Нравится - не потому что по нраву. Потому что выработан рефлекс: за это действие - наказание, а за это - награда. Организм стремится избежать неприятных эмоций и хочет поощрения. Организм адаптировался к среде. К счастью или, к сожалению, отличников не так уж и много. Но ведь такой ребенок - это идеал Школы. Его фото висит на Доске почета, в конце года он получает Грамоту за отличные успехи и прилежание, а после 10 лет - если здоровье позволит - и медаль.

Мы говорим, что учеба - не игра, а серьезный труд, мы прощаемся с интересом, как с плюшевой куклой детства, - и с чем остаемся? Как мы тогда ответим на вопрос ученика "зачем"? О чем будем говорить с ним? О смысле жизни, о поступлении в институт?

Все больше в школе "трудных детей": заторможенных и расторможенных, ленивых и просто хулиганов. Детей, которые открыто уклоняются от школы, ничего не боятся и ничего не делают.

Мы признаем, что "уклонистами" становятся нормальные и живые дети, которые просто недостаточно послушны и усидчивы. Они не могут сидеть и слушать, если им не интересно и если они не понимают, зачем все это надо.

Задачи о бассейне с двумя трубами, изложения о родной природе, процесс огораживания в Англии XVI века - как это пересекается с жизненным опытом ребенка? Разрыв с реальностью - сказали бы психологи. Ощущение этого разрыва, неосознанное, - причина протеста против школы.

Что остается? Или: "Ты должен... надо стараться...", или попытка понять, что действительно интересно ребенку, какая работа имеет для него смысл, - попытка возвращения к реальности.

У разных детей интерес к уче6е может теряться в разное время. У некоторых это происходит, увы, уже ко второму классу. Причины могут быть различны.

Если Вашему малышу 6 лет, то, как мы говорили в предыдущих выпусках, ребенок может быть просто психологически не готов к обучению, ему хочется играть, а не выполнять нудные требования учителя.

То есть он знает буквы, умеет считать и вообще тест на школьную готовность проходит успешно, однако, малыш все еще не готов. Как правило, мотивация для перехода от игры к обучению формируется в семь лет.

Если Вашему малышу 7-8 лет, а он не желает учиться, возможно, следует проконсультироваться с психологом. Возможно, имеется задержка в развитии, недостаточная сформированность психических функций, дисграфия, дислексия и т.д...

Совсем другое дело, когда ребенок может, но не хочет учиться.

Например, он совершенно не понимает, зачем это вообще нужно. Объяснения вроде "ты просто должен учиться и все" не имеют никакого смысла. Это пустой звук.

Часто наши дорогие учителя могут "загубить" даже очень интересную тему и рассказать ее исключительно нудно и скучно.

Аргументация типа "чтобы в будущем быть успешным человеком, нужно хорошо учиться" тоже не работает. Наши дети ежедневно видят людей, которые устроены в жизни неплохо и были отнюдь не отличниками. И зачастую двоечники чувствуют себя гораздо лучше этих самых отличников.

Что же делать в таком случае?

Если у ребенка формируется нежелание учить уроки и ходить в школу, ремнем здесь не поможешь. Нужно разобраться.

Если ребенок действительно одаренный, то следует попробовать подыскать школу или программу, отвечающую способностям малыша, то есть постараться вернуть интерес к учебе.

Возможно, успеваемость ребенка связана с нарушением взаимоотношений в классе или с учителем и ребенок не может наладить адекватные отношения со сверстниками. Нарушения взаимоотношений в школе ведут к постоянному напряжению ребенка, соответственно страдает и учеба. Родителям в этом случае стоит разобраться, в чем дело и помочь, поддержать малыша.

Безусловно, каждый случай (то есть ребенка) следует рассматривать индивидуально.

Вот несколько советов, чего не стоит делать, чтобы не вызывать у ребенка негативное отношение к школе и к процессу получения знаний в целом.

1. Избегайте сравнений.

В разных выпусках и в связи с разными темами мы неоднократно говорили, что сравнение ребенка с другим сверстником далеко не всегда является для него стимулом "стать лучше", а как раз наоборот, часто негативно влияет на самооценку ребенка.

Не стоит все время рассказывать малышу: "А вот Петя такой хороший мальчик и учится хорошо и по дому маме помогает, и аккуратный, а еще с собакой самостоятельно гуляет" и т.д.

Такие постоянные сравнения и рассказы об успехах другого ребенка не окажут положительного действия.

2. Не обзываться!

Этот совет тоже фигурировал в предыдущих выпусках. Постоянные упреки и акцентирование внимания на недостатках ребенка с применением таких слов как "дурак", "идиот", "безмозглый", "тупой" и прочее. Помните известную присказку, как корабль назовешь, так он и поплывет?

А также вариации на тему - "Учиться не будешь, тебе только в ПТУ дорога", "Я вообще не знаю, как с тобой ребята дружат. Ты такой... (несообразительный, медлительный, тормоз, ленивый)".
Все это, как не трудно догадаться, сильно влияет на психику ребенка.

3. Обойдемся без страшилок.

Не стоит рассказывать ребенку, какая ужасная жизнь его ждет (ты станешь алкоголиком, уголовником и наркоманом), если он не будет хорошо учиться.

Безусловно, с похвалами тоже не стоит перебарщивать. Следует объяснить ребенку, что его способности - это не его достоинство. Это как светлые волосы или голубые глаза.

Если способности просто есть как ценность сами по себе, это никак не поможет ребенку. Но, если начать развивать способности ребенка, то с их помощью можно достичь очень многого. Например, физически крепкий ребенок может хорошо играть в футбол, если его способности будут развивать в спортивной школе.

Следует также объяснить малышу, что школа - это не только место получений знаний. Учась в школе, он учится взаимоотношениям с другими людьми, учится ставить перед собой цели и принимать решения, учиться думать и анализировать, отделяя главное от второстепенного. А знания делают жизнь человека интересней.

Ну, а на сегодня это все.

С уважением, Мария Демина

Мы будем рады, если Вы будете делиться с нами Вашими пожеланиями, предложениями новых тем для обсуждения в рассылке, вопросами и, конечно же, Вашим опытом, который всем нам пригодится.

При подготовке выпуска использованы материалы статьи Дмитриева Г. "Дети не хотят учиться. Почему?" Первое сентября. N16/2007. Изд. Дом "Первое сентября".


Наверх

В избранное