Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Тайм-менеджмент для школьников


Первый раз в первый класс

Выпуск N144
Тайм-менеджмент для школьников


Здравствуйте, дорогие друзья!

Умение организовывать время несомненно имеет огромное значение. Когда мы тратим время впустую, мы вместе с ним теряем тот стержень, который позволяет нам конструктивно управлять собственной деятельностью и жизнью в целом.

Наш успех во взрослой жизни во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие люди обращаются к технологиям тайм-менеджмента - управления временем, чтобы все успевать: и на работе, и дома. Значимость тайм-менеджмента для взрослых очевидна и неоспорима.

Однако кажется, что тайм-менеджмент - задача совсем не детская. Дети, дескать, и без тайм-менеджмента могут обойтись. Но мы видим, что и в младшем школьном возрасте нередко встает вопрос об обучении навыкам управления временем. Подростка, может быть, и поздно учить планировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности, на отдых: он уже привык к тому образу жизни, который ведет.

Конечно, можно менять привычки и в подростковом возрасте, но легче всего начинать работу с младшими школьниками, объявив войну потерянному времени.

Вот что говорят наши дети по поводу управления временем

"Мой день примерно такой. Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка..."

"А вот это мой учебный день: я люблю много гулять, а уроки - к ним я приступаю, когда мама на меня наорет".

"Меня сильно отвлекает телевизор - я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться".

"Я уроки начинаю делать в 23.30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы".

"Я долго настраиваюсь на выполнение чего-либо: вначале чаю попью, с кошкой поиграю, телик посмотрю. А потом уже и за полезные дела..."


Эти примеры показывают, что учащиеся не владеют умением управлять временем. Попробуем разобраться вместе.

Как можно учесть количество потраченного зря времени?

Для анализа количества потерянного времени и мотивирования ребенка на более рациональное использование времени можно использовать наглядный прием "Хронометраж".

Хронометраж - это инструмент для анализа количества потерянного времени. Он реализуется в виде двух последовательных этапов:

1. Фиксация всех событий от подъема до отбоя. Ребенку предлагается записывать в течение одного-двух дней всё, что он делает и что с ним происходит.

2. Совместный с ребенком анализ листа зафиксированных событий. Хронометраж позволяет выявить количество потерянных часов и определить, на что конкретно ребенок потратил время.

Хронометраж труден для выполнения, и его нецелесообразно проводить более одного-двух раз. Обычно ребенку рекомендуется зафиксировать два дня - рабочий и выходной, так как по содержательному наполнению они отличаются друг от друга.

Был случай, когда мальчик принес свой хронометраж выходного дня, в котором день был поделен на две части: до обеда он играл на компьютере, после обеда смотрел телевизор. Ничего полезного он за весь день не сделал. При обсуждении ребенок сам обнаружил, что неправильно строил свой выходной день и впоследствии стал планировать выходные по-другому.

Для того чтобы школьники научились рационально управлять своим временем, следует использовать такой инструмент тайм-менеджмента, как план на день.

План на день - удобный инструмент управления временем, но к нему младшие школьники прибегают совсем редко.

Работа с учащимися в рамках планирования дня позволила выявить следующие особенности.

- К планированию чаще всего прибегают школьники, которые занимаются в секциях, для того чтобы все успеть. Дети, не посещающие дополнительные образовательные учреждения, реже обращаются к планированию.

- Дети склонны просто придумывать мероприятия для свободного времени, а не планировать время под заранее продуманные дела.

- Дети не склонны включать в свой план полезные дела по дому.

Работа с планом учит:

- планировать время и рационально им управлять;
- контролировать и оценивать результаты;
- анализировать происходящее, выбирать наиболее важные мероприятия и планировать время для их реализации;
- выполнять ту работу, которая является необходимой, но не всегда интересной (например, уборка по дому).

Как помочь ребенку составить план на день?

1. Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными для тебя. Может быть, у тебя послезавтра контрольная работа и необходимо тщательно к ней подготовиться или, может быть, занятия в художественной школе, про которые нельзя забыть.

2. Спроси у родителей, как ты можешь им помочь завтра или, если у тебя есть фиксированные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать завтра. Может, завтра приезжает любимая бабушка и к ее приезду необходимо срочно убраться в квартире или помочь маме испечь торт.

3. Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время. Может, ты хочешь доклеить модель машинки или дочитать книгу?

4. Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченные мероприятия. Помни, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным. Но все равно каждый день есть наиболее важные мероприятия, которые ты сделаешь прежде всего. Например, если у тебя в школе намечается контрольная работа, понятно, что после небольшого отдыха, пусть около телевизора, ты начнешь подготовку к контрольной, а не останешься смотреть телевизор до вечера.

5. Возьми ежедневник и запиши там то, что ты планируешь делать завтра, в той последовательности, как это будет происходить. Укажи примерное время, когда ты собираешься это делать. Не забудь, что в план необходимо обязательно включить:

- учебные дела,
- полезные дела - помощь по дому,
- свободное время.

Однако помни, что нельзя спланировать каждую минуту - нужно оставить в плане время для непредвиденных дел. Около особо важных дел поставь восклицательный знак.

6. После того как ты выполнил запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении. Если в течение дня ты выполнил запланированное, поставь "+", если не сделал - поставь "-".

7. Вечером посвяти пять минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но важные дела должны быть выполнены.

Ответь для себя на ряд вопросов:

- Все ли из запланированного я сделал?
- Что мне не удалось сделать? Почему?
- Не удалось выполнить дела из разряда важных или из пункта "Отдых"? Или и те и другие?

- Подумай, как можно исправить ситуацию с невыполненными делами (особенно важными). ПОДСКАЗКА - сделай их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день.

8. После того как ты обдумаешь выполненные и невыполненные дела, составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать.

Ну, а на сегодня это все. Планируйте вместе и не теряйте драгоценное время зря!

С уважением,
Мария Демина

При подготовке выпуска использованы материалы статьи Болсуновской Н. "Тайм-менеджмент для школьников: методы, приемы, инструменты", ж. "Школьный психолог", №3, 2008, изд. Дом "Первое сентября".



В избранное