Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

"Первый раз в первый класс" в Германии


Первый раз в первый класс

Выпуск N167
Первый раз в первый класс в Германии


Здравствуйте, дорогие друзья!

Как я и говорила в прошлом выпуске, сегодня у нас гостья. Ее зовут Наташа Бломайер, она автор проекта "Рецепты игрушек быстрого приготовления" http://makeyourtoys.eu

Еще Наталья бывший учитель начальных классов и теперь вместе с семьей живет в Германии (г. Эрланген). Ее дочь пошла сентябре этого года в 1 класс. И я попросила Наташу написать небольшую статью о немецкой школе.

Наташа, просила оговориться, что ее статья относится:
- только к Баварии (в других федеральных землях может быть немного по-другому)
- только к государственной классической школе (есть еще школа Монтессори и Вальдорфская школа, и возможно еще и другие, но это пока неисследованный предмет)
- только начальные классы
- старалась писать только про нашу школу, хотя не всегда получалось
Итак, слово Наташе.

Что нужно в Германии для поступления в школу (подготовительные курсы, просто жить рядом со школой и т.п.)?

Нужно два условия - жить рядом со школой и быть к ней готовым.

Под подготовкой к школе подразумевается психологическая готовность ребенка, т.е. определенная степень усидчивости; уметь слушать, что говорит учитель; определенная степень развития мелкой моторики руки.

Что необязательно:

- Необязательно знать немецкий язык. Т.е в немецкую школу может прийти ребенок, который вообще не знает языка, и в течение нескольких недель он его обычно осваивает. Школа может предложить такому ученику дополнительные занятия для освоения немецкого.
- Необязательно знать буквы или уметь их писать.
- Необязательно знать все числа и уметь считать.

Если ребенок посещал детский сад, то в последний год перед школой садик готовит его к школе. Ребенку присваивается почетное звание дошкольник ;-) Моя дочь, когда ей было 5 лет, узнав, что она стала дошкольником, так обрадовалась, что не могла заснуть до глубокой ночи ;-)

Хочу отдельно написать про возраст. В общей сложности, в Германии в школу идут дети с 6 лет. В нашей федеральной земле (Бавария) считается, что ребенку должно исполниться 6 лет в сентябре, - так называемая возрастная граница, по которой нужно ориентироваться. Но если ребенок готов к школе раньше, ему можно идти в школу и в 5 лет.

Если ребенку уже есть 6 лет, но он не готов к школе (а это устанавливает педиатр), то на основании показаний педиатра школа может быть отложена на год. В этом случае ребенка могут устроить в специальный детский сад, где идет более интенсивная подготовка к школе.

Я, как учитель начальных классов, считаю, что 5-летнему ребенку в нашей школе делать нечего – слишком большая нагрузка. Есть много развивающих занятий, в том числе и в саду, которые будут для такого ребенка куда полезнее. Некоторые же политики в Германии (не имеющие отношения к психологии детей) утверждают, что чем раньше ребенок пойдёт в школу, тем быстрее он её закончит, и быстрее устроится на работу – вот вам и рабочая сила! ;-) Комментариев здесь не пишу, так как получится неприлично ;-)

Чем вообще отличается немецкая школа от русской?

Начну с того, что школа от нас не особо близко. Конечно, всё относительно, но сужу по воспоминаниям из своего московского детства. Мне до своей школы можно было дойти быстрым шагом за 8 минут. Бывало, забудешь что-то важное, добежишь на большой перемене до дома и обратно.

Моей же дочери до школы идти полчаса. А поскольку в школе нужно быть за 10 минут до занятий, то выходим за 40 минут. Занятия начинаются в 8 часов, итого надо выти в 7:20, проснуться – в 6:30. Поскольку ей еще 6 лет, то мы либо провожаем её, либо она идет с группой одноклассников. Ходим пешком. Ранец несёт на себе. Уважающему себя школьнику не должны помогать носить ранец всякие мамки и бабушки ;-) Хотя, если задумаешься о весе ранца...

Насколько тяжёл ранец первоклассника? Является ли это отличительной чертой немецких школ, или в России сейчас – такие же тяжелые ранцы – я не знаю. Наши ранцы – эргономичные. Это значит, по форме спины, и нагрузка распределяется так, чтобы она как можно меньше таковой была. Всякие там мягкие детали со стороны спины, огромное пластмассовое днище, всюду плотная ткань, кое-где – несколько слоёв (ранец ведь дорогой – должен как можно дольше прослужить!), куча отделов и карманов – и вот вам вес более 1 кг! Туда, в этот ранец, в 1 классе кладется не особо много, но САМ ОН сколько весит! Новоиспеченные первоклассники качаются на тоненьких ножках... и, если подует ветер...

Вспоминаю свой первый ранец. Он весил примерно столько, сколько весит обычный пластиковый пакет. Два отделения всего. Зато это был не такой бегемот. Что лучше? Впрочем, моя знакомая физиолог (сама мать троих детей) заметила, что спина тренируется, и через несколько недель ношения ранца мышцы укрепляются.

Однако есть определенные физиологические нормы, которые нельзя превышать. Здесь в Германии считается, что ребенку можно нести на спине не более 10% от собственного веса. В то же время эта норма вроде не подтверждена научными исследованиями. Некоторые ортопеды допускают до 20% от веса ребёнка.

А что у нас в ранце? Пишу в порядке убывания веса (вес примерный, конечно):
1.Большая папка, в которой лежат тетрадки и книжки– в них нужно дома сделать домашнее задание - 700 г.

2.Пеналы – 500 г. Пеналов два. Один – на молнии, с «петельками», куда вставляются ручки-карандаши. Огромное количество карандашей, примерно 25 шт. Другой – эдакий огромный кошелек, где всякая всячина – клей, ножницы, точилка...

3.Школьный завтрак – 500 г. Да-да, школьный завтрак, столовой нас здесь не балуют ;-) Состоит обычно из бутылки с водой (соком, какао), и пластиковой коробки с бутербродом и каким-нибудь фруктом.

4.Одежда — 300-500г. Например, варежки, чтобы играть в снег на продлёнке. Или яркие жилеты-отражатели, дети их одевают, когда в школу идут, если ещё темно. А на обратной дороге в ранец кладут. Шапка, кофта, иногда куртка — обычно утром холодно, а днем уже не одеваем — тоже туда, в ранец.

Прибавим ещё вес самого ранца –получим 3,5 кг. на спину. Это минимум. У нас доходит до 5 кг, это уже выше всяких допустимых норм.

Завтраки

У нас нет столовой, где школьники могут позавтракать. Каждый несет завтрак с собой. На первой перемене (в 9:15) всех выгоняют на улицу. Вот там, на школьном дворе, и можно поесть. Конечно, стоя. В любую погоду. На случай дождя во дворе есть небольшое пространство под крышей. Правда, на случай мороза пока ничего не придумано ;-)

Туалеты, кстати, тоже на улице.

Но больше завтраков на улице в стоячем положении меня сразило расписание:
- Первые два урока сдвоены (45 мин + 45 мин), перемены между ними нет.
- Потом 15 минут перемена.
- Ещё одна пара (45 мин + 45 мин).
- 15 мин. перемена.
И т.д...

Для первоклассника такое расписание считаю жестоким. Скидку делаю, конечно, на то, что наша учительница с первоклассниками разные физминутки устраивает, и т.д...

Ну что я всё о грустном ;-) Нашим детям зато можно во время уроков пить из своих бутылок. За это никто не ругает, и даже отдельно сообщают родителям, что ребенок имеет право на уроке приложиться к своему соку-какао-воде. Считаю, что это правильно. Многие дети пьют недостаточно, жидкость очень важна.

Количество уроков в первом классе — 3 дня в неделю — по 5 уроков, 2 дня в неделю — по 4 урока.

Предметы в первом классе: немецкий язык, математика, краеведение, музыка/искусство, спорт, труд, религия или этика (последнее - на выбор родителей).

Наполненность классов в Германии может быть разная. У моей дочери в классе – 20 человек. Однако есть школы, где количество детей в классе доходит до 35-ти, и последствия переполненного класса несомненно сказываются на качестве обучения.

Домашние задания задают с первого дня, на них должно уходить около 45 минут ежедневно.

Продленка. Да, у нас тоже есть продлёнка. Организована здесь же, в школе (организаторы – объединение, созданное специально в поддержку школы). Есть также в округе еще несколько детских учреждений, которые предоставляют "услуги продлёнки". Например, в нашем трёхэтажном доме на первом этаже в пятикомнатной квартире – Lernstube – детская продлёнка. Воспитатели сами забирают первоклашек из школы (дети постарше приходят сами), организуют прогулку, обед, выполнение домашнего задания.

Каникулы. Каникул много. Целых шесть. Когда каникулы начинаются и кончаются, зависит от конкретного года, а также от того, в какой Федеральной Земле Германии находится школа. У нас в Баварии в этом учебном году следующие каникулы:

01.08. - 12.09.
29.10. - 03.11.
24.12. - 05.01.
11.02. - 15.02.
25.03. - 06.04.
21.05. - 31.05.

Eсть ли отличие русского учителя начальных классов от немецкого и в чем оно?

Трудно ответить на этот вопрос. Я знаю много замечательных учителей начальных классов в России. В Германии же знаю только одну учительницу, и она тоже замечательная ;-)

В нашей школе хорошая традиция – после нескольких недель учёбы учитель встречается с родителями ребенка один на один, обсуждает с ними проблемы, пути их решения. Для каждого родителя – отдельное время. Родители могут задать учителю интересующие их вопросы.

Что, по-твоему, было бы здорово позаимствовать у немецкой школы и, напротив, что хорошего в русской?

Хочу сказать отдельно про письмо. Письма как такового в первом классе нет – дети буквы печатают. Писать дети начинают во втором классе. Не берусь судить, хорошо это или плохо. Что, на мой взгляд, ЯВНО ХОРОШО – дети пишут (печатают) тексты собственного сочинения с первых дней. Например, надо придумать текст к картинке. Вот уж есть, где разгуляться ;-) И первое сочинение – книга с текстом и иллюстрациями – тоже не за горами.

Как же дети пишут, не зная правил? А как слышат. Но ведь есть такая опасность, что запомнится именно неправильный вариант? По опыту учителей (в том числе нашей учительницы) такого не происходит. Как только дети узнают новое правило – начинают его использовать при письме. Самый большой плюс в этой методике – дети не боятся чистого листа. Не боятся ошибок. Не боятся писать, что чувствуют, думают. Учитель не сидит над сочинениями и не чиркает в них красной ручкой.

К двум большим минусам немецкой школы я бы отнесла явления, которые порождены тупостью и ленью государственных чиновников, а также неповоротливостью всей политической и в частности образовательной системы (как жаль сознавать, что образование – это всего лишь часть политики ;-(

Во-первых – в Германии нет возможности учиться дома (так называемого домашнего образования). Германия – это единственная страна в Европе (еще кажется, есть два кантона в Швейцарии), где домашнее образование считается криминалом. Вы спросите, ну раз немецкая школа не так уж и плоха, то кому захочется учиться дома? Да, нам нравится немецкая школа, но только первый класс ;-) А во втором классе (во втором полугодии) в класс приходят... оценки.

Оценки – это отдельная тема. Я, как учитель, являюсь заклятым врагом оценок в том виде, в котором они есть в государственных школах (они подменяют истинную мотивацию учения, навешивают ярлык, и много-много чего, но об этом не здесь). Но то, что с оценками можно вытворять ТАКОЕ мне и в самом страшном сне не снилось...

Вот у учительницы класс – 20 человек. По здешним немецким правилам она обязана всех детей распределить по шкале "плохо учится – хорошо учится", и выставить оценки соответственно, т.е. те, кто учится хуже всех, должны получить самую плохую оценку, а хорошисты, конечно, хорошие (самая плохая оценка – 6, самая хорошая – 1). Логично? Да. Но представьте себе, что в классе из 20 человек пятеро учатся отлично, 15 – хорошо, а таких, кто учился бы плохо, нет и вовсе? Нет, среди 15-ти хорошистов нужно обязательно найти худших и поставить им самую плохую оценку – 6.

Случай из жизни: учитель начальных классов Сабине Черни (работает в одной из школ в Мюнхене) тем ученикам, которые в её классе учились хорошо, ставила хорошие оценки. А поскольку у неё в классе не было детей, которые учились бы плохо, то и плохих оценок она не ставила. За это она от администрации своей школы получила выговор, потом начались бесконечные проверки, давление со стороны администрации школы и в конце концов она была уволена. Об этой истории я знаю, так как учительница это дело не оставила и бросила вызов немецкой системе образования. Она написала книгу «Что делает школа с нашими детьми, и как мы это можем изменить», активно отстаивает свою позицию, сотрудничает с психологами, пишет статьи, ведет блог, выступает на телевидении, ездит с выступлениями по стране. И пускай история, которую она рассказала на одной из таких встреч, и которую я привожу ниже, будет эпилогом к моей статье.

Маленький семилетний мальчик подошёл к учительнице на перемене, в глазах у него стояли слёзы.
- Ты чем-то расстроен. Что случилось? - спросила учительница, усаживая его к себе на колени.
- Я плохой человек - ответил мальчик.
- Откуда ты это взял?
- У меня плохие оценки.


На этом прощаюсь с вами, и желаю вашим детям, в какой бы стране они не учились, радости познания, здоровья, и чтобы они никогда не думали, что они плохие.

Наташа Бломайер
Автор проекта "Рецепты игрушек быстрого приготовления" http://makeyourtoys.eu


Ну, а на сегодня это все.

С уважением,

Мария Демина



В избранное