Мы просим Вас нарисовать
всех членов своей семьи, включая себя самого, занятых каким-либо делом,
но ... глазами своего ребенка. После этого предложите ребенку сделать
такой же рисунок, то есть, как он видит свою семью в движении во время
занятия общим делом.
В работе мы предлагаем использовать стандартный лист белой бумаги (А4),
простой карандаш, цветные карандаши.
"Рисунок семьи" - одна из
самых популярных методик, используемых в практической работе психолога.
Ее необыкновенная популярность, вероятно, объясняется удобством и быстротой
в применении, доступностью для детей начиная с младшего дошкольного возраста,
высокой информативностью и разнообразными возможностями проведения повторных
испытаний, снятия напряжения у испытуемого в ситуации обследования, а
также получения богатого материала для беседы с родителями.
По образному выражению Г.Т. Хоментаускаса [Хоментаускас Г.Т. Использование
детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы
психологии, 1986.- №1.], эта методика позволяет "посмотреть на мир
глазами ребенка", дает представление о субъективной оценке ребенком
своей семьи, своего места в ней, о его отношении с другими членами семьи.
Методика основана на естественной деятельности детей от пяти до десяти
лет - рисовании, что способствует установлению хорошего эмоционального
контакта психолога с ребенком. В рисунках дети могут выразить то, что
им трудно бывает высказать словами. Язык рисунка более открыто передает
смысл изображенного.
Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей
взаимоотношений в семье. Это "высокоинформативное средство познания
личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других
членов семьи, какие чувства он переживает в семье". Особенности графических
презентаций членов семьи выражают чувства ребенка к ним, то, как ребенок
их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него наиболее значимы,
какие вызывают тревогу.
В нашей работе мы использовали вариант "Кинетический рисунок семьи".
Мы считаем, вслед за Р. Бернсом и С. Кауфманом [Бернс Р.С., Кауфман С.Х.
Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические
рисунки.- Пер. с англ.- М.: Смысл, 2000.], что этот вариант методики дает
более значимую информацию о взаимодействиях членов семьи, чем статические
рисунки. На практике мы убедились, что при рисовании статического рисунка
семьи дети чаще всего рисуют стоящие рядом фигуры ("портрет",
"фотографию" семьи). Здесь никак не отражаются особенности коммуникаций.
Методика "Кинетический рисунок семьи" позволяет проанализировать
основные взаимоотношения в семье в динамике.
Уход
за Магическими Существами
Урок
1
Мы
просим родителей завести специальный альбом для занятий
по "Уходу за Магическими Существами". Вам понадобятся
цветные карандаши, краски, набор фломастеров. Предложенное
первое задание-тест поможет Вам глубже узнать своего ребенка
и соответственно скорректировать занятия с ним. После первого
рисунка мы предлагаем Вам домашнее задание от Школы Гарри
Поттера: нарисовать упоминающиеся в книге (фильме) Магические
Существа. Лучшие работы ребят будут опубликованы в общем
альбоме Школы на сайте.
"НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ"
Метод исследования личности
с помощью проективного теста "Несуществующее животное"
построен на теории психомоторной связи. Для регистрации
состояния психики используется исследование моторики (в
частности, моторики рисующей правой доминантной руки, зафиксированной
в виде графического следа движения, рисунка). Всякое представление,
возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим
представлением, заканчивается движением (буквально - "Всякая
мысль заканчивается движением"). Если реальное движение,
интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих
группах мышц суммируется определенное напряжение энергии,
необходимой для осуществления ответного движения (на представление
- мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие
страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры
и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа
на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться.
Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление,
приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение.
При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины)
представляет собой модель пространства и, кроме состояния
мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую
тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной
окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым,
будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным
планом работы психики. Пространство, расположенное сзади
и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью
(отсутствием активной связи между мыслью-представлением,
планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство
спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью.
На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны
с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью
и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной
правой руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией,
активностью, конкретностью действия. По своему характеру
тест "Несуществующее животное" относится к числу
проективных.
Ребенку предлагается следующая инструкция: "Придумай
и нарисуй НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ, назови его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ
названием." Лист бумаги лучше всего взять белый или
слегка кремовый, не глянцевый. Пользоваться цветными карандашами
средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Основные параметры
интерпретации теста в следующем уроке.