Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Силе слова повинуясь

  Все выпуски  

Силе слова повинуясь Основа основ жизни Сила учительского слова


Основа основ жизни
Сила учительског слова.

Воспитатель не обязан брать на себя ответ­ственность за далекое будущее,
но он целиком отвечает за сегодняшний день…
Удобнее отсрочивать ответственность, перенести ее на туман­ное завтра,
чем уже сегодня отчитываться в каждом часе.
Косвенно воспитатель отвечает и за будущее перед обще­ством, но непосредственно,
в первую очередь он отвечает за настоящее перед воспитанником.
Януш Корчак

Профессия учителя касается каждого человека. У каждо­го из нас были учителя, мы все у них учились. Одних мы запомнили, других — почти не помним. Кому-то мы беспредельно благодарны, и уже только с годами понимая тот, труд который они вложили в нас. Принимая личные плоды того далекого, посеянного учителем, доброго и вечного, хочется еще успеть сказать осознанное «Спасибо!» Кого-то вспоминаем с оскоминой, пытаемся простить.

Первый опыт самостоятельной общественной жизни дети начинают приобретать в школе. Учитель – это человек, который вслед за родителями поможет маленькому человечку осваивать мир, расти и развиваться. Для ребенка школа – это этап его очередной взрослости. И практически все дети с замиранием сердца желают попасть в школу, стать чуточку взрослее.

И на пороге школы их встречает учитель. Какой он\она? Многие родители очень насторожено и скрупулезно подбирают своему малышу первого учителя. И это оправдано. Первый учитель способен на многое – дать толчок в мир знаний, исследований и творчества или остановить развитие любознательности и заинтересованности в познании.

Цель учителя  - это передать знания. Но слово «учить» имеет еще одно очень важное значение – наставлять.  Если «учить» - это просто передача фактов и информации, то «наставничество» подразумевает определенную форму отношений между учеником и учителем. Обязательным условием таких отношений – это доверие. Без доверия и принятия друг друга наставничества не получиться. В задачи наставника, кроме, дать знания  еще входит  -  передать опыт рода человеческого, опыт новый, но с сохранением  главных истин существования человека на Земле.

Учитель и ученик. В этих словах отражены два великих явления жизни, без которых не может существовать род людской. Они существуют века. Они неразрывны. И без них невозможна преемственная связь поколений. Цель наставника  - это научить, наставить, направить, вразумить, объяснить.  

Сегодня учитель отлично выполняет роль учителя, передавая знания. Но не так много можно найти учителей, которые охотно бы исполняли роль наставника. Классный руководитель сегодня практически стал администратором класса, выполняя только функции контроля и надзора.

Следуя теме рассылки, хочу напомнить, что учительское слово  - это весомое слово и может оставить след в жизни человека.
Показателем культуры речевого поведения учителя является его умение вести диалог с учеником. Засилье авторитарной, которая уже стала традиционной, парадигмы обучения в школе, не дает возможность ученику включиться в равноправный диалог с учителем. Тезис прошлого «Учитель всегда прав!» не редкость и сегодня. В противовес старым принципам в обучении уже видны первые ласточки личностно-ориентированного, гуманистического обучения, где ученику разрешается на равных вести диалог с учителем, быть активным участником дискуссий на уроке.

Принципы гуманистического обучения очень активно сегодня применяются в новаторском педагогическом движении под названием «педагогика сотрудничества». Цель известна. В процессе обучения ученик и учитель сотрудничают, нет явного авторитета, присутствует направляющий и внимательный учитель и жаждущий знаний ученик.

В такой системе учитель обязан более активно использовать свою силу учительского слова. Диалог между учителем и учеником приобретает человечность и особо подчеркивается самоценность ученика. Полноценное педагогическое общение – это основа гуманизации школы, где первостепенное значение приобретает партнерство в отношениях учитель-ученик. Обучение не возможно вне общения. Только благодаря полноценному равноправному общению оно становится фактором интеллектуального развития человека. Там где присутствует полноценное общение, безусловно, проходит и процесс воспитания через влияния наставника на ученика. Через общение происходит становление личности.

Здоровая коммуникация между учеником и учителем, совместные переживания ученика и учителя, созвучность мнений и идей имеют колоссальное значение для гармоничного развития личности. Когда, наиболее ярко, интенсивно глубоко с присутствием всего спектра эмоций, учитель может выражать свои чувства перед учеником, то происходит магия наставничества: сердце учителя касается сердца ученика и в этот момент сеется то самое, что принято называть «доброе, светлое, вечное!»

Благоприятный морально-психологический климат в классе, умело выстроенный словами и действиями учителя, способствует наполнению атмосферы обучения творческим поиском, эмоционально-познавательной активностью каждого ученика. В таком коллективе дух сотрудничества и взаимопомощи будет основой жизни. Общение будет приносить радость и наслаждения в обучении детям, родителям, учителям.

Каждый учитель личность и строит свою работу с учениками, исходя из своих личных особенностей, знаний и опыта. Самым главным инструментом учителя во все века было и будет слово.

Умело используя слово, учитель может выстроить мостик доверия в отношениях с детьми, подростками.

Умело владея словами-сопереживания, учитель в искренней отзывчивости найдет путь к сердцу ребенка.

Проявляя словесное соучастие, учитель никогда не сможет отстраниться от проблем маленьких людей, которые идут за ним и верят ему.

Умело сочетая слово и действие, учитель  по призванию всегда готов протянуть руку помощи и поддержки ученику.

Слова учителя имеют силу строить путь к взаимопониманию. Это  восхождение от сочувствия и сопереживания через соучастие к содействию и конечный результат этого непрерывного движения  - это сотрудничество и сотворчество.

Только сотрудничество учителя и ученика способно дать гениальные результаты. В это входит совместный поиск, творчество и разделенная радость от совместно проделанной работы, которая обязательно перерастет в гордость за результаты всех участников сторон такого важного процесса как обучения.

К сожалению, учителя сегодня пекутся о прекрасном будущем детей. Заботясь о будущем, учитель делает невозможным, безрадостным и несчастливым сегодняшнее ученика. Дети не умеют жить будущим, они хотят иметь радостное и счастливое настоящее. Из-за этого громадный дисбаланс в отношениях учителя и ученика. Со школы уходит творчество, в школе приветствуется сухая неэмоциональная и безрадостная гонка за показателями и результатами, которые как показывает опыт, не всегда находят применения в реальной жизни.


 В заключении выпуска отрывок из книги ВВ. Довганя

Слова  - кирпичи
В.В. Довгань
(продолжение)

К сожалению, самую сильную боль от слов-убийц я испытал в детстве, когда не умел защищаться от них. До сих пор я борюсь с теми кирпичами «дерьма», которые заложили в меня учителя, родители, друзья, знакомые и совсем незнакомые люди. Чего только стоило унижение, которые я испытал на уроках математики! Учительница постоянно говорила, что я дебил, идиот, что таких как я надо выгонять из школы. Представляете, какие страшные «слова-убийцы» получало мое неокрепшее детское сознание. Сколько раз я слышал, что я двоечник, отстающий, слабак, бездарь!
И эти вонючие «дерьмовые» кирпичи я до сих пор выкорчевываю из своего фундамента. Фундамента, которому уже больше тридцати лет. Но я делаю это, потому что впереди у меня еще очень большая жизнь! И я хочу прожить ее счастливым и успешным человеком.
Я вспоминаю эти детские обиды на взрослых не для того, чтобы восстановить справедливость. Просто я хочу остановить этот страшный процесс убийства маленьких душ, процесс, когда взрослые, не задумываясь, калечат своих детей, родных и близких.
На самом деле я сейчас не пишу, а кричу! Через эти страницы, через эти буквы я кричу: «Остановитесь! Взрослые, остановитесь! Не убивайте своих детей! Не убивайте их дурацкими шутками, дурацкими сравнениями! Наоборот, восхищайтесь ими! Говорите своему ребенку, что он самый талантливый, самый одаренный, самый умный, самый красивый! Восхищайтесь, восхищайтесь и снова… восхищайтесь! И Вы спасете жизнь своим детям. Одними только словами вы подарите им совсем другую судьбу!»…
Вы попали в трудное материальное положение, у вас нет денег, вы не можете купить учебники и нормальные продукты. Вы страдаете. Но добрые слова вы можете своим детям говорить. Слова любви и восхищения, ведь это ничего не стоит. За это не надо платить. Но выгода тут не только в этом. Говоря в трудное время добрые, позитивные слова, вы закладываете совсем другое будущее. И для себя, и для своих близких.
О, как я восхищаюсь поступком матери Томаса Эдисона! Кто не знает, Томас Эдисон – это человек, сделавший множество гениальных открытий, самое известное из которых - электрическая лампочка. Кроме того, он создал компанию «Jeniral Electric» - бизнес-империю стоимостью несколько сот миллиардов долларов. Когда этот удивительный, выдающийся бизнесмен был маленьким мальчиком, он как и все мы пошел в школу, но проучился в ней всего 2,5 месяца. После этого директор школы вызвал его мать и сказал: «Ваш сын – бездарь! Он - тупица, и не может учиться с нормальными детьми! Заберите его из школы!».
На что эта великая женщина ответила: «Мой сын – самый гениальный ребенок в мире! Идиоты и тупицы – это вы!».
Маленький Томас действительно отставал от своих сверстников и школьная программа ему не давалась, но его мать своим отношением, своими словами дала ему такой мощный толчок в развитии, что изменила его будущее. Она сделала его будущее Великим!


На форуме «Города Мастеров» обсуждаются темы:
Школьное образование

Все за и против!

Скрытые послания
Как разговариваем с детьми?

hellp!
Ранее обучения... как правильно!?

Детские и недетские сказки...
О страшилках и не только

Первый раз в первый класс  
Выбор школы

Мой гениальный ребенок
о самом лучшем в наших детках

Нетрадиционное (альтернативное) обучение  
Где учиться Ребенку Индиго?

Интуиция Детей Индиго
как способ познания мира

Блог «Радости воспитания»

Снежана
snezhana_f@yahoo.com
 

 


В избранное