Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Растим победителей

  Все выпуски  

Растим победителей


Здравствуйте дорогие друзья!

 Воспитание эмоционального интеллекта

Когда некоторые взрослые люди, которые приходили на мои тренинги, вдруг начинали плакать во время выполнения упражнений по проявлению эмоций — у меня это вызывало большое удивление. Когда однажды неожиданно заплакала женщина, я подумала, что это случайность, решила, что человек устал от трудностей жизни или у него неустойчивая психика. Но такие случаи повторялись неоднократно.

Один участник рассказал о том, как в детстве играл в хоккей и, думая, что от его удара шайба улетела в ворота, радостно поднял вверх руки и стал ликовать. Но шайба остановилась на линии ворот, гол не случился. Тренер отчитал малыша и сказал фразу, которая подчинила себе всю эмоциональную жизнь мальчика: «Ты лучше бы не эмоции проявлял, а смотрел куда бьёшь!». Мальчик усвоил, что проявлять радость публично — это плохо, и стал «работать» со своими эмоциями. И только через 43 года на моём тренинге осознал, как сам обокрал себя. Не проявляя эмоцию, мы не можем в полной мере испытать то чувство, которое следует за эмоцией.

Другая участница тренинга работала программистом и очень страдала, что у неё не получается выстраивать отношения с людьми. Она никогда не выказывала свои эмоции и не отражала эмоции своих собеседников, которым могло казаться, что они беседуют со скалой или стеной. Она считала какие-либо проявления чувств дурным тоном и предпочитала быть «ровной», по её выражению. Оказалось, что так советовала её бабушка. Возможно, бабушка мечтала о карьере разведчицы для своей внучки, но в итоге результат такого воспитания был печален. Полное непонимание окружающего мира и страдания по поводу своего места в обществе стали «наградой» за «ровность». Никому не хочется общаться со стеной.

Ещё одна молодая мама следовала примеру своей семьи, в которой все были эмоционально закрыты, никогда не проявляли чувств, и не говорили о любви к друг другу. Она не могла понять, почему не может достичь желаемого в своём карьерном росте. Причиной оказались непонимание и игнорирование чувств других людей. Женщина поняла, что их истоки лежат в её детстве. Она вспомнила, как мама постоянно одёргивала её за излишний «артистизм», приучала не ныть, не жаловаться и решать все проблемы самостоятельно. Неудивительно, что она сразу задумалась о собственной дочери, которую воспитывала по модели своей семьи.

Следы неправильного воспитания эмоций часто обнаруживаются и на занятиях с детьми. Многие родители больше думают о знаниях своих детей и уделяют больше внимания изучению школьных предметов.  Но часто оказывается, что этого недостаточно для успеха в жизни. Личный успех «делают» не только знания, но и эмоциональный интеллект. Исследования показали, что способности,  составляющие эмоциональный интеллект, обеспечивают две трети успеха человека.

Что же мы должны знать о том, как воспитывать эмоциональный мир ребёнка и сделать человека эмоционально зрелым?
Первичные эмоции, которые даются человеку от природы — это радость, печаль, страх, гнев, удивление и отвращение. Эти эмоции присущи представителям всех культур. Таким образом, ребёнок уже рождается с основным генетическим набором эмоций. 
В дальнейшем на наши чувства влияют воспитание и культура. У окружающих нас людей мы учимся понимать, что и в какой ситуации является отвратительным, радостным, печальным или опасным. В то же время мы усваиваем и другие эмоции, которые не являются базовыми, но необходимы для понимания себя и окружающих людей. 

Кроме примера близких людей, имеющих первостепенное влияние на восприятие окружающего мира ребёнка, огромную роль играет культура. Одно из определений слова «культура» — это процесс и способ передачи между поколениями того, что человечество не несёт в своём генотипе, и что делает человека человеком. Это знания, навыки и духовные ценности, которыми человечество овладело за всю свою историю развития. И если с передачей знаний и умений всё понятно, то как же передавать духовные ценности? Здесь на помощь приходит искусство. 

Первые детские потешки, стихи, сказки знакомят детей с понятиями радость, печаль, боль, разлука, обида. Взрослые должны ярко показывать переживания героев, ярко проявляя эмоции. Необходимо ставить ребёнка на место героя, учить сопереживать герою.

 

Совместное посещение театров и последующее обсуждение увиденного — тоже важная составляющая развития ребёнка. Актёры вовлекают ребенка в эмоциональный мир героев, и таким образом он учится считывать и понимать чужие эмоции, проявлять свои собственные чувства. 

Необходимо учить детей не только понимать и проявлять эмоции, но и управлять ими. Маленькие дети порывисты в проявлении своих чувств, они еще не умеют анализировать и не осознают до конца, что означают кипящие в них переживания. Эмоции подчас переполняют их. Ответная реакция окружающих помогает им понять, что с ними происходит. Ребёнок учится чувствам, когда другие называют их, например:

  • Ребёнок чем-то расстроен. Папа говорит: «Что случилось? Тебе обидно?»
  • Ребёнок забился в уголок. Мама говорит: «Почему ты печален?»
  • Ребёнок получает подарок и улыбается. Его спрашивают: «Ну что, ты рад?»

Наблюдая за окружающими, дети постепенно учатся узнавать, какие выражения лица соответствуют разным эмоциям. Этот навык очень зависит от их окружения. Усвоенные в раннем детстве правила подсознательно оказывают огромное влияние на эмоциональную компетенцию в юношестве и взрослой жизни. 

Если у ребёнка что-то не получается, и он расстраивается, то нельзя его ругать за это. Иначе ребёнок усвоит, что его чувства являются нежелательными, и их нельзя проявлять, и останется наедине с этими чувствами. В подобных ситуациях детям нужна всего лишь поддержка или помощь, иначе в будущем им будет сложно вовремя осознать своё разочарование и справиться с проблемами. Часто осознание и желание прояснения причин приходят тогда, когда выросшие из детства комплексы уже осложняют жизнь. Реакция на горе других людей  будет более грубой или отстранённой. Работать с этими проблемами взрослым людям значительно тяжелее.

Родители должны быть очень чуткими и внимательно следить за развитием эмоционального мира ребёнка. Многим стоит и самим поучиться проявлять эмоции, распознавать их и влиять на них и научить этому своих детей. Именно это поможет им в дальнейшем стать успешными и счастливыми. Чтобы сделать своих детей счастливыми — нужно просто научить их по-настоящему чувствовать.

До новых интеллектуальных встреч!


В избранное