Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как выращивать детей с умом и сердцем? Можно ли научить тому, чего не умеешь сам


Информационный Канал Subscribe.Ru

Как выращивать детей с умом и сердцем?
Выпуск № 26

Можно ли научить тому, чего не умеешь сам

В последних выпусках каждый мог посмотреть на вопрос формирования отношения к деньгам с разных точек зрения, в разных системах координат. Кто-то "примерил" непривычный ракурс и увидел нечто новое для себя, кто-то увидел только отличие чужой "неправоты" от своей "правоты" по этому вопросу и, как следствие такого подхода, ничему не научился.

Но сегодня речь не об этом. Достаточно много писем пришло с вопросом, что же говорить ребенку, если денег все таки нет, а родитель, конечно же, хочет видеть свое дитя успешным во всех смыслах, в том числе и в отношениях с деньгами. Какое "волшебное слово" надо сказать ребенку, чтобы факт денежной неуспешности родителей не оказал на него негативного влияния? Ребенка учит не только, и может не столько, наш положительный пример "Делай, как я делаю" и уж тем более не "Делай, как я говорю", а и наш отрицательный пример. Все люди склонны видеть чужие ошибки, "соринки" в чужом глазу, и дети тоже. Из наших ошибок, если ребенок считает их ошибками, он делает вывод "Так делать не надо". Правда, вывод этот умозрительный, и если он не научит себя делать иначе, лучше, то будет делать так, как всосал с молоком матери. Как научился на подсознательном уровне. Всем нам, выросшим детям, это знакомо, "знаем" одно, а делаем другое. Потому что "знание" на уровне ума - спящее знание, а истинным знанием оно становится на уровне умения, применения. Вот умения дети и перенимают у родителей "с молоком", на подсознательном уровне, путем встроенного в нас механизма копирования, запечатления. Есть такое научное слово "импринт", и весьма любопытная теория на этот счет, о том, что и в какие периоды "впечатывается" в ребенка. Я вас с ней попозже познакомлю.

Так вот, чему может учиться ребенок у бедного родителя? Быть бедным, раз. Относиться к факту своей бедности с гордостью или наоборот, два. Сделать вывод, что тут родитель не прав, и если делать так же, то и результат будет тот же - а значит, надо делать нечто другое. Это три. Развитие этого три может быть разным - от стихийного "делать все с точностью до наоборот", до поиска других наставников в этой сфере.

А чем же может родитель помочь своему ребенку? На мой взгляд, в первую очередь своей честностью перед собой и перед ребенком. Если ты страдаешь от нехватки денег, например, то признать это, не обманывая себя тем, что тебе деньги не нужны, не обвиняя в своей неуспешности правительство, работодателя или еще кого-то. Искать причину в себе и устранять ее. Стать успешным и показать ребенку пример развития себя.

Если же говорить ребенку, что деньги неважны, не главное, но при этом ежедневно ходить на нелюбимую работу только ради денег - то какой вывод сделает ребенок из такого несоответсвия слов и дел? Не так давно я проводила опрос среди своих друзей и знакомых, и один из вопросов был: "Если бы у тебя было очень много денег, ты бы продолжал работать в том же направлении, что и сейчас, или занялся бы совсем другим?". Почти все, за редким исключением, ответили, что сейчас работают только ради денег, и хотели бы заниматься совсем другим делом в жизни. Как Вы думаете, какому отношению к деньгам и выбору деятельности научили родители этих уже взрослых людей? А есть ли связь между тем, чему научили Вас Ваши родители своим примером, и тем, как Вы живете и зарабатываете?

 

Из переписки с читателями:

Subject: Re: Миф о ЖАДНОСТИ или о связи жадности и бедности
Здравствуйте. Моему сыну скоро будет 4 года, но в его жизни уже неонократно упоминалась фраза "У меня нет денег". Какое влияние могла оказать эта фраза на ребенка? В ней речь идет не о нем, а обо мне. Если пагубное, то прошу мне помочь исправить эту ошибку. К психологу, по понятным причинам, обратиться не могу. Есть ли вариант, что я сам исправлю эту ошибку.
 

Здравствуйте...Фраза " у меня нет денег" на ребенка могла оказать такое же влияние, как и на Вас самого: либо человек воспринимает это так "У меня СЕЙЧАС нет денег, значит, что-то я не додумал, но я подумаю еще и все улажу", либо примерно так "Денег нет и не будет никогда. Я бедный и несчастный. Мир несправедлив ко мне". Второе отношение к факту текущей нехватки денег ведет к тому, что денег не будет никогда. Первое - если человек перестает себя жалеть, и начинает думать и действовать, анализировать результаты действий, снова действовать -то он станет другим человеком, богатым во всех смыслах и успешным.

Второй ответ на вопрос " Какое влияние могла оказать эта фраза на ребенка?" легко получить, оглянувшись на того ребенка, которым были Вы, и на подобные фразы, которые звучали в Вашей родительской семье. С вероятностью 99% Ваши родители тоже страдали от нехватки денег. Исправить ошибку можно - заработать денег. Рекомендую почитать книгу Ю.Мороза "Бизнес - пособие для гениев", ее можно бесплатно скачать на его сайте www.moroz.onego.ru или www.shsd.ru , а также подписаться на его рассылку, почитать архив http://subscribe.ru/catalog/economics.school.moroz.

Здравствуйте, Татьяна. Благодарю за ответ.
То, что Вы мне написали в ответе мне известно и я работаю в этом направлении. Если этого достаточно, чтобы освободить подсознание ребенка от услышанного, то хорошо. Но я чувствую, что не только мои успехи должны изменить миропонимание моего малыша, но и обращение к его сознанию. Поэтому вопрос и задавал.

 

Здравствуйте...
Обращение к сознанию будет эффективным только из уст человека, который достиг успеха в решении подобной задачи изменения СВОЕГО мировоззрения.
Поскольку Вы сами идете по пути такого изменения, то Вам надо говорить ребенку то же, что Вы говорите(ли) себе - по сути то же, по форме приспособить к пониманию ребенка.
С моей точки хорошее обращение к сознанию по части изменения отношения к деньгам сделал Геннадий Павленко в цикле своих статей "Как делать деньги", почитать можно тут: http://www.gennadij.pavlenko.name/best-you/how-makemoney12,
http://www.gennadij.pavlenko.name/best-life/attitude-in-money, http://www.gennadij.pavlenko.name/best-life/money-freedom и другие.

Subject: о жадности

Добрый день, Татьяна!

Все понятно, всё логично и правильно написано. Остатся только один вопрос, но очень большой... А что говорить ребенку когда денег действительно нет? Ведь школьник, это уже большой мальчик (девочка), способный сам оценивать ситуацию... и он в любом случае видит и сравнивает уровень жизни....

А когда ребенку 5 и он каждый день у киоска просит чтонибудь, а у мамы нет возможности купить...?

Была бы рада, если бы эту сложную тему развили в будущем. Екатерина.

День добрый, Екатерина.

 Мне кажется, эта проблема сложная в первую очередь для мамы, а потом уже для ребенка. Скорей всего мама сама вышла из семьи с традицией финансовых сложностей.

Что мама говорит себе, своему внутреннему ребенку, когда хочется купить себе что-нибудь, а нет возможности? Если этот ответ себе маму устраивает, то и ребенку можно говорить то же. Если нет – надо искать другой ответ. А еще лучше искать не оправдания и утешения, а направить силы на поиск и реализацию возможностей, которые позволят покупать ребенку все, что ему требуется. Я бы посоветовала например, сходить на сайт www.moroz.onego.ru  или www.shsd.ru , там скачать книгу Ю.Мороза «Бизнес. Пособие для гениев».

Но вернемся к ребенку и киоску. Если ребенок просит каждый день, то это уже привычка, которая однажды благодаря поощрению мамы возникла и теперь продолжает поддерживаться. Чем мама поощряет привычку попрошайничать? Тем более я уверена, что вряд ли ребенок просит нечто такое, в чем он нуждается, скорее всего ненужные ему вещи, которые он или видит в рекламе, или видит, что другие дети это покупают, или просто что-то яркое. Так вот, у меня в курсе есть такой текст:

Если взрослые неправильно реагируют на негативное поведение ребенка, то они могут воспитать у ребенка плохую привычку – использовать его для манипуляции.

Знаете, напр., как научить ребенка кричать по несколько часов, чтобы добиться своего? Ведь в гневе нельзя столько кричать – столько гнева не бывает.

 Справка. При дрессировке дельфинов обратили внимание, что дельфины, приученные за 1 прыжок получать 1 рыбу, переставали прыгать, если рыбу не давали. А дельфины, которых поощряли случайным образом – то густо, то пусто – иногда никак, иногда сразу 10 рыб, иногда 1, такие дельфины прыгали без рыбы до 300 раз подряд.

 Вывод? Чтобы приучить ребенка кричать подолгу, и скандалить особенно упорно, надо уступать ему редко, и после большого скандала.

 Ребенок запомнил, что однажды он получил желаемое, когда долго кричал. Он чувствует, а ребенок все чувствует, что мама готова на все, только бы не слышать крик. Дети очень быстро учатся пользоваться пультом дистанционного управления потому, что причинно-следственные связи очевидны. Связь «мамино сопротивление-крик-мамино подчинение и раздача слонов» для ребенка также очевидны.

 Принцип закрепления поведения через поощрение распространяется на все виды негативного поведения – на нытье, капризы, упрямство и т.п.

 Подумайте, чем закрепляется поведение ребенка (покупкой игрушек/сладостей в ответ на его упрашивания, жалостью к нему, вниманием, и т.д.)? Если дело только в вещах – то спрашивайте ребенка, а зачем тебе эта вещь, для чего? Перед прогулкой можно твердо сказать ребенку, предупредить, что сегодня ничего покупать не будем (или будем то-то и то-то, напр., что-то конкретное, пусть ребенок сам предложит что, или же выдклить ему определнную сумму денег на покупки, заодно ребенок научится считать, почувствует свою важность и самостотяельность в решениях о покупке).

И перестаньте жалеть себя и ребенка в связи с тем, что не хватает денег все купить – на это почти никому не хватает :-).

Еще присмотритесь к своим эмоциям в то время, как ребенок начинает сцену у киоска – то, что Вы теряете (душевное спокойствие, уверенность в себе и т.д.), это то, в чем нуждается ребенок и что он пытается получить таким корявым образом. Дайте ему «это» в другое время и другом месте, а у киоска не давайте, и это поведение отпадет само собой.

Добрый день Татьяна!

Сцен в магазинах у нас слава Богу не бывает...Но вы правы я выросла в малообеспеченной семье и часто себе отказываю, когда есть возможность, потомучто мне "стыдно" тратить на себя много денег, а уже если есть необходимость сэкономить - всё (лишний рубль в обед - траур), видимо это и проецируется на ребенка.... жаль...

Мы стали ему выделять сумму на личные покупки - 15 рублей в неделю - сработало :)). Конечно он все равно что то просит,  ведь денеги как правило он тратит на сладости, а как же всякие игрухи? В этих случаях мне все равно приходится говорить "сейчас денег нет, давай когда денги папа получит пойдем и купим... хорошо?"

Незнаю на сколько это правильно?

Екатерина.

День добрый, Екатерина.

 Сумма на личные покупки – я думаю, это прекрасное решение. Но надо постепенно его приводить к мысли, что он свобода предполагает ответсвенность: свободен принимать решения как тратить деньги, на что, когда, но и сам отвечает за последствия своих решений. Потратил деньги на сладкое – все, некому жаловаться, что игрушку купить не на что. Если конечно, игрушка стоит больше карманных денег, то можно просто заранее обговорить, когда такая игрушка может быть куплена (если это по силам семье). Ничего плохого нет в том, чтобы объяснить ребенку, что деньги зарабатываются, и прежде чем потратить, их надо заработать. Если Вы ведете учет финансов, бюджет, то можно в доступной ребенку форме показать, объяснить «правила», по которому деньги распределяются. Есть очень наглядные программки для ведения семейного бюджета, которые под силу 5-летнему – ребенку можно поручить вести учет в этой программе, и тогда он сам увидит, на что уходят деньги, сколько их приходит, какие есть обязательные статьи расходов, и главное, он сможет активно принимать участие в планировании семейных трат. К нему можно будет обращаться и за советом, за «сводкой» - это позволит ребенку проявить свою взрослость и рассудительность. Эти программки есть бесплатные, можно скачать в сети.

 А знаете, почему Вам стыдно тратить на себя много денег (позволю себе говорить прямо, т.к. я сама была такая и только-только сдвинулась с этой точки)? Потому что Вы себя цените мало, Вы себя оцениваете как человека бедного, человека, который мало стоит. А отношение к себе определяет и все, что происходит вокруг. Ваша жизнь точно отражает Ваше отношение к себе, и чтобы жизнь стала богаче во всех смыслах – надо изменить отношение к себе, оценку себя на более лучшую. Оценить себя как самого дорогого человека! Это путь непростой, но верный. Учитесь, и ребенок будет учиться у Вас. Не жалейте себя, и ребенок не будет жалеть себя. «Разруха начинается в головах» - бедность тоже, но над своей головой человек властен, поэтому ничего не потеряно J.

 

Татьяна Нестеренко, tnesterenko@list.ru

Страница рассылки http://subscribe.ru/catalog/home.child.rastemvmeste

Если нет явного запрета на публикацию Вашего письма, оно может быть опубликовано в рассылке.

Я отвечаю на все письма, которые подразумевают ответ. Если Вы не получили мой ответ в течении 3 дней, это означает одно из двух - Ваше или мое письмо потерялось в дебрях интернета. Напишите еще раз, если к этому времени, что часто бывает, Вы не получите ответ на свой вопрос из другого источника.

Если хотите увидеть свой e-mail в рассылке, указывайте его в теле Вашего письма.

 

Это мои друзья и партнеры:

 

Иван Новичихин,

предприниматель, и просто хороший человек пишет:

в рассылке О развитии бизнеса и жизни вообще http://subscribe.ru/catalog/economics.school.giznibiz

- О жизни людей в нашей стране и не только.
- Политике.
- Экономике.
- Развитии предприятий, выходе из кризиса, определении причин сложившихся ситуаций.
- Проблемах.

У человека всегда есть желание общаться, особенно интересно это делать с единомышленниками, с людьми близкими по духу, взглядам на мир, своими устремлениями, делами.

Страна Детство     Родителям, открытым для детей, хотящим и стремящимся жить с детьми в счастливой Стране                                 Детство по её законам естественности, доверия и любви.

"Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители" "...если Вам ЕСТЬ дело до своих детей - вступайте в наш Клуб"

Школа Своего Здоровья и рассылки:

Кто виноват, что ты болен, и что тебе с этим делать?

Как начать получать удовольствие от жизни прямо сейчас.

И ты можешь стать здоровым, удачливым и счастливым!

Как с умом распорядиться своим здоровьем.

Путь к здоровью через болезнь.

Жизнь без боли, жизнь без таблеток

"Каталог наших самых Толковых Рассылок"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное