Детский психолог: дети и их родители Дыхательная гимнастика
В предыдущем выпуске я рассказывала о стратегии помощи детям
с функциональной слабостью энергетического
блока мозга.
О таких детях врачи говорят, что они ослаблены, с трудом
переносят нагрузки, быстро устают.Недостаточная «энергетическая подпитка» мозга свойственна некоторым
гиперактивным детям, она может вызывать дефицит внимания, нарушения поведения,
частые смены настроения и непредсказуемые, непонятные для окружающих,
эмоциональные реакции. В школе успеваемость "истощаемых" детей постепенно снижается, возникают специфические трудности в письме, счете, чтении, хотя они могут быть весьма умными и сообразительными.
Дыхательная гимнастика и массаж биологически активных точек
– важные направления в работе с такими детьми. При регулярном выполнении
комплексов упражнений:
Øулучшается общее самочувствие
Øребенок привыкает к регулярным занятиям, некоторым
ритуалам. Регулярные упражнения таким детям позволяет установить рамки не только
внешние (план действий),но и
организовать внутренний настрой, выработать привычку, приучить организм к
определенному графику. Режим дня помогает справиться с нагрузкой
Øу ребенка появляется инструмент, которым можно
воспользоваться в «экстренной ситуации» - когда усталость, тревога, рассеянное
внимание мешают решить задачу, а ситуация этого требует
Øдыхательные техники помогут ребенку справиться
не только с усталостью, но и с негативными эмоциями, страхами, напряжением
Дыхательные
упражнения начинаются с освоения «полного» (диафрагмального) дыхания. Это
основа любых дыхательных упражнений, и овладение уже этой техникой может дать ощутимый терапевтический эффект.
Правильное полное дыхание – это медленное, глубокое,
диафрагмальное дыхание, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов
до верхних.
Полное дыхание
делается в 4 этапа.
1 этап Распустить мышца живота, начать вдох, опустить диафрагму
вниз, выдвигая живот вперед Наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку и с
помощью межреберных мышц Приподнять ключицы и грудину, наполнить воздухом верхушки
легких
2 этап – пауза
3 этап Приподнять диафрагму вверх и втянуть живот Опустить ребра, используя группу межреберных мышц Опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких
4 этап – пауза
Золотое правило дыхание очень легкое и простое: если вы
удлиняете вдох, ваше тело и ум активизируются, если же вы удлиняете выдох, то
тело и ум успокаиваются.
В состоянии усталости, когда нужны силы, дополнительный
тонус – необходимо удлинить вдох, поэтому цикл дыхания по секундам выглядит
так:
6 счетов вдох – 1
счет задержка – 4 счета выдох – 1 счет задержка
В состоянии чрезмерного возбуждения, что часто бывает у
детей на фоне усталости и истощения, например ближе к вечеру, необходимо
успокоиться и расслабиться, поэтому работа в упражнениях идет на удлинение
выдоха и цикл дыхания выглядит так:
4 счета вдох – 1 счет
задержка – 6 счетов выдох – 1 счет задержка
При работе с ребенком сначала помогайте ему: покажите на
себе как это выглядит, ощутите результаты этой техники, считайте вслух, когда
ребенок начинает дышать сам.
Начните дышать в течение 1-2 минут, затем постепенно увеличивайте время.
Если у ребенка начинает кружиться голова, нужно уменьшить
интенсивность дыхания, сделать цикл дыхания короче, соблюдая то же соотношение
между вдохом и выдохом. При неприятных ощущениях необходимо остановиться и
отдохнуть, а затем попробовать ещё раз.
Для того, чтобы удержать правильный цикл дыхания, требуется
концентрация на своих действиях, внимание к своему организму, что приучает
ребенка осознанно относиться к состоянию ума и тела.
Освоив базовый элемент, вы можете переходить к другим
дыхательным техникам.
Иногда ребенок может относиться к этим упражнениям с
недоверием, особенно в тех случаях, если близкие взрослые заставляют выполнять
их. На групповых занятиях дети в игре с легкостью обучаются этим упражнениям и
впоследствии оказывается проще внедрить их в повседневную жизнь. Вы можете записаться к нам на
развивающие групповые занятия для детей дошколят и школьников.
Эти упражнения действительно эффективны, если выполняются
регулярно.