Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Полезные советы родителям" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2004 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
0 за неделю
Вся правда о близнецах.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Близнецы идут в школу
Начало школьной жизни - важная веха в развитии каждого ребенка. Для многих детей оно также означает первое длительное расставание с матерью и первый опыт одиночества. У близнецов в этом смысле есть явное преимущество: хотя им обоим приходится отделяться от мамы, они по-прежнему располагают компанией друг друга. Возможно, это одна из причин того, что близнецы зачастую более охотно отправляются в школу по сравнению с одиночнорожденными детьми. Другая причина в том, что они никогда не испытывают недостатка в друзьях - не обязательно благодаря своей общительности или приветливости, а просто потому, что они как близнецы являются притягательными для сверстников.
Вопрос, который встает перед всеми семьями близнецов, - нужно ли разделять их в школе. Отдавать близнецов в один класс или в разные? Или вообще в разные школы? Большинство родителей считает, что в старших классах для близнецов лучше учиться отдельно, но, пока они еще маленькие, все зависит от того, как они себя ведут, и какие возможности предоставляет данная школа или район.
Первое масштабное исследование близнецов, посещающих начальную школу, было
проведено в Австралии в начале 1990-х годов. Было обнаружено, что 30% близнецов-первоклассников
обучались раздельно, а к пятому классу их число выросло до 65%. Небольшое количество
близнецов обучается то вместе, то раздельно.
К удивлению исследователей, 10% школ заявили, что у них существуют строгие правила
- близнецов разделять. В 75% случаев родители получили неверную информацию о
том, будут ли разделять их близнецов. Рассказы родителей о реакции детей на
расставание редко принимались в расчет школьной администрацией, как, впрочем,
и мнение самих близнецов по поводу раздельного обучения. Исследование не подтвердило
расхожее мнение о том, что раздельное обучение близнецов в школе способствует
развитию их индивидуальности. Оказалось, что преимущества раздельного обучения
более очевидны в том случае, когда между близнецами существуют значительные
различия в способностях.
Некоторые родители считают, что их детям лучше начать учиться в одном классе,
а потом, когда их уверенность в себе несколько окрепнет, перевестись в разные.
Тогда к 8 годам большинство близнецов будут учиться по отдельности. Однако если
переход к раздельному обучению происходит после того, как близнецы "закрепились"
в своем классе, получается, что один из них расстается не только с соблизнецом,
но и со своими товарищами, а второй - безмятежно остается в компании общих друзей.
Этих проблем можно избежать, если своевременно отдать близнецов в детский сад,
кружок или секцию. Там близнецы смогут привыкнуть к временной разлуке с матерью
и, отправившись в школу, более уверенно пойдут в разные классы. Это обеспечит
им более плавный переход к началу самостоятельной жизни.
Многих родителей расстраивает, насколько некоторые учителя несведущи относительно специфических проблем, с которыми сталкиваются (и которые создают) близнецы. Более того, в некоторых школах существуют жесткие правила относительно того, обучать близнецов вместе или раздельно. Однако в большинстве школ существует более гибкая политика, и важно, чтобы родители обсудили с близнецами все варианты обучения задолго начала их школьной жизни. Часто родителям везет, и школа прислушивается к их опыту и мнению.
Родители и учителя должны всегда помнить, что каждый близнец хочет вырасти человеком, способным жить независимо от соблизнеца и в то же время ценить свои взаимоотношения. При принятии решения о том, разделять близнецов или нет, нужно руководствоваться счастьем детей, возможностью для них реализовать свой потенциал и их развитием как отдельных личностей.
В свете всего этого, пойдет ли близнецам на пользу раздельное обучение?
Если дети различаются по своим способностям, от разделения они только выиграют.
Джош и Бен пришли к психологу, потому что их родителей беспокоило, что Бен день
ото дня становится все более грустным и замкнутым. Мальчикам было 8 лет, и они
не выглядели как близнецы. Джош был крупный для своего возраста: симпатичный,
темноволосый, спортивный ребенок. Бен - белокурый и маленький, можно сказать,
тщедушный мальчик. Джош выглядел на несколько лет старше, и никто бы даже не
подумал, что они братья.
Мальчики учились в одном классе. Джошу хорошо давалось все, что только требовалось
от ученика - чтение, математика, спортивные игры. Бен, как только мог, отказывался
от игр, особенно от тех, в которых участвовал Джош, и в чтении отставал от него
на несколько книг.
У Бена всегда было развитое воображение. Еще совсем ребенком он часами играл
и разговаривал с воображаемыми друзьями. Он любил рисовать. Но сейчас, когда
ему уже исполнилось восемь, его склонности к рисованию придавалось мало значения,
и никто не обращал на нее внимания.
Было понятно, что брат подавлял Бена, а тот, вместо того чтобы бороться за себя,
старался уклониться от соперничества. Ему нужно было дать возможность быть самим
собой без постоянного сравнения с близнецом.
Родители нашли по соседству небольшую школу, где учителя имели возможность уделять
индивидуальное внимание каждому ученику. Там не подчеркивался дух соперничества,
среди предметов изучались искусство и драма. Со следующего полугодия Бена перевели
туда. Через несколько недель ему дали главную роль в школьной пьесе, которую
пришел посмотреть его брат. В школе был специальный кабинет рисования, куда
дети могли отправиться в свободное время, и Бен сидел там часами. Стены в доме
запестрели его рисунками. Его родители не могли поверить в такое внезапное превращение.
Он стал веселым озорным ребенком, который любил придумывать новые игры, часто
с участием брата. Дети стали гораздо лучше ладить дома и каждому из них нравилось
делиться с братом своими такими разными способностями.
Пара близнецов своим поведением может мешать работать на уроке не только друг другу, но и всему классу. В том числе и тем, что у близнецов есть свои собственные формы общения, непонятные окружающим. Движение глаз или кивок может передавать сообщение (или ответ на вопрос учителя) от одного к другому.
Девятилетние Джеймс и Питер постоянно дрались друг с другом. Драки начинались,
как только они поднимались с постели - сперва из-за того, кто первым пойдет
в ванну, потом из-за того, кому достанется бутерброд побольше. Или кого мама
последним поцелует, провожая в школу? Кто понесет журнал учителю? За обедом
подсчитывался каждый кусочек в тарелке, и если у кого-то было хоть на один больше,
об этом знала вся столовая.
Они были однояйцовыми близнецами, и только мама могла с уверенностью отличать
их. Но со спины даже она могла ошибиться. Мальчиков всегда одевали одинаково,
и только немногие люди пытались называть их по именам; обычно к ним обращались
"близнецы" и "Джеймс или Питер". Они практически не расставались
друг с другом, и в детстве у них было мало друзей среди сверстников. Их мать
растила четырех детей и была только рада, что они могут сами себя развлечь.
Постепенно мальчики стали очень зависимы друг от друга, и в школе на переменах
не проявляли интереса к играм с другими детьми. Если один болел, другой отказывался
идти в школу без него. Со временем у них усилилось соперничество за внимание
матери, а затем появились драки. Они не могли вынести разлуку, но для всех было
еще хуже, когда они оставались вместе. И дома, и в классе воцарился кошмар.
Хотя Джеймс и Питер всегда делали все вместе, у них было очень много собственных
интересов. Джеймс любил плавание. Питер не любил воду, но хотел научиться играть
на фортепиано. Джеймса устроили на еженедельные занятия в бассейне, а Питер
в это время занимался музыкой. Когда их приглашали в гости, мама специально
спрашивала, можно ли, чтобы пришел только один, а другой остался дома. Сначала
им очень не понравились такие нововведения, но постепенно мальчики оценили преимущества
ситуации, когда каждому из них достается безраздельное внимание родителей. Дети
начали одеваться дома по-разному. В школе была обязательная школьная форма,
но мама вышила им на одежде инициалы. Они решительно отвергли идею учиться в
разных классах, поэтому сначала их разделили только частично. Когда занятия
проводились по группам, их определяли в разные группы, а уже через полгода удалось
разделить их и по классам. Впервые в жизни они начали заводить собственных друзей.
Однояйцовые близнецы обязательно воспользуются своим сходством, чтобы разыграть учителей и одноклассников. Кто из нас не поступил бы так же, будь у нас такая возможность? Обычно это просто безвредные шутки, но в случае злоупотребления это становится еще одним поводом для разделения. Также могут быть полезны какие-либо отличительные признаки у близнецов, например, разные стрижки. Иногда даже в школьной форме можно проявить индивидуальность.
Некоторые близнецы стремятся не только похоже выглядеть, но и поступать одинаково. Это может привести к тому, что более способный ребенок начинает получать плохие отметки только потому, что хочет учиться, как его менее способный соблизнец. В таких случаях особенно важно помочь менее способному ребенку найти собственные интересы или таланты и показать, как высоко вы их цените.
Еще одна проблема близнецов, которые учатся вместе, состоит в том, что они теряют право на личную жизнь. Они не могут выбирать, о чем из произошедшего в школе сообщать родителям, потому что соблизнец, скорее всего, им все передаст. Нередко это выступает поводом для конфликтов.
Джейк и Рубен - двуяйцовые близнецы шести лет. Джейк - тихий, усидчивый ребенок, который очень серьезно относится к школьным урокам. Рубен - не столь прилежный ученик, быстро устает и принимается устраивать беспорядок в классе. Ему постоянно делали замечания. Сначала Джейк терялся, но потом принял покровительство над братом и часто приходил домой к родителям с рассказами о проступках Рубена. Когда мальчиков поместили в разные классы, проблема практически исчезла.
Иногда близнецы становятся слишком зависимы друг то друга. К психологу пришли восьмилетние братья. Когда к кому-то из них обращались с вопросом, отвечал только Джон. Ден ждал, когда брат ответит, и ни разу не попытался вмешаться. Джон все больше принимал на себя роль лидера, а его брат становился ведомым. И снова постепенное разделение помогло избавиться от проблемы.
Аналогичная ситуация может возникнуть, если физическое развитие одного из близнецов идет быстрее, особенно в дошкольном и подростковом возрасте. Эта картина чаще встречается в разнополых парах. В эти периоды девочка вырывается вперед как в физическом, так и в эмоциональном плане, и занимает материнскую позицию по отношению к брату. Он может и не сопротивляться, но для ребенка это не лучший способ развить свою индивидуальность и заслужить уважение сверстников.
Все родители двух и более детей могут столкнуться с дилеммой, когда то, что
хорошо для одного ребенка, может не подходить другому. Им приходится решать
не только что лучше для каждого ребенка как личности, но и что лучше для них
как группы. Джоан столкнулась с этой проблемой со своими разнояйцовыми тройняшками.
Бен в 7 лет был очень способным ребенком. Ему удалось поступить в очень хорошую
частную школу. Второго близнеца, Тома, тоже, хотя и не так легко, могли бы принять
в эту школу. Тогда их сестра Рут осталась бы одна в той школе, где они сейчас
все учились в разных классах. Что делать в такой ситуации - оставить всех детей
вместе или отправить в другую школу одного Бена? Если найдутся причины оставить
Рут одну, то стоит ли переводить в другую школу обоих мальчиков?
Чтобы разрешить такую проблему, родителям приходится учитывать и находить компромисс
между многими разными факторами.
Иногда близнецам может пойти на пользу обучение в одном классе. Как уже было
сказано, маленьким близнецам, которые очень дружны и не имеют опыта расставания
друг с другом, лучше и в школе быть вместе, по крайней мере, пока они не почувствуют
себя уверенно в новой обстановке.
Независимо от того, вместе или раздельно обучаются близнецы, к ним нужно всегда относиться как к отдельным личностям. Учителям однояйцовых близнецов нужно соблюдать это правило особенно тщательно. Чтобы каждый ребенок развивался как индивидуальность, близнецы должны быть легко различимы, их нужно называть по именам и поощрять к поиску собственных интересов и друзей. Одна учительница поделилась проблемой. Она рассказала, что в небольшой школе, где она работает, всех детей знали по именам не только учителя и другие ученики, но и родители. Единственным исключением была пара близнецов, которых все называли по фамилии; только классный руководитель знала их имена. Поэтому их неизбежно воспринимали как единое целое или, в лучшем случае, как двух неразличимых детей, обладающих неразличимыми характерами. Их мать понимала, что это далеко от истины, но у нее не доходили руки до того, чтобы начать одевать детей по-разному.
К каждому близнецу нужно относиться как к отдельной личности, в то же время не стараясь сравнивать их между собой. Одна мама на родительском собрании договорилась с классным руководителем о двух встречах, потому что хотела поговорить за один раз об одном ребенке (что также полезно для учителя).
И, наконец, нужно не забыть и о положении старшего брата или сестры близнецов. Появление в школе близнецов часто становится сенсацией. Старшему ребенку не всегда приятно, что в центре внимания всегда исключительно близнецы, или что окружающие знают его только как "брата близнецов". Работникам школы нужно знать о возможных проблемах и следить, чтобы все дети пользовались заслуженным вниманием и уважением окружающих.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: home.child.twinz |
Отписаться |
В избранное | ||