Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Полезные советы родителям" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Вся правда о близнецах.
Рикардо Эйнсли «Психологические особенности близнецов»
Сложность и многозначность понятия идентичности обусловливает отсутствие четкого определения этого термина. Оно не сводимо ни к отдельной черте, ни к какой-либо особой предрасположенности или форме поведения. Напротив, понятное интуитивно, оно оказывается весьма смутным, ускользающим и текучим в каждый отдельный момент развития. Я стремился описать эти особенности, обращаясь к опыту самих близнецов, того, что они сами могут рассказать о себе, своем опыте и переживаниях. Неполное разграничение «я» близнецов, нечеткость чувства идентичности может иметь разные проявления. В наиболее явной форме оно переживается как угроза временной потери чувства «я», переживание зависимости чувства собственного «я» от другого. Проявляются они и в более скрытой, мягкой форме. Среди подобного рода нарушений формирования идентичности – переживание себя частью целого, когда отсутствие другого вызывает чувство неполноты, частичности; жесткость распределения ролей или особенностей личности, ограниченный выбор возможностей, каким я могу быть. Важно помнить, что близнецовая ситуация только подчеркивает, выделяет, обостряет те или иные проблемы, аспекты развития. Она отличается от семьи к семье, от ребенка к ребенку. Мы будем рассматривать трудности формирования идентичности, помня о той уязвимости идентичности, которая может время от времени возникать на протяжении жизни близнецов. Такого рода точки уязвимости есть у каждого человека. Они означают не патологию, а, скорее, особенности функционирования в определенной ситуации.
Размытое чувство «я»
Дарла и Марла (31 год) – монозиготные близнецы. Живут в разных городах, но часто перезваниваются и навещают друг друга один-два раза в год. Опасения Дарлы, связанные с потерей чувства «я», проявляются в самых разнообразных жизненных ситуациях, но ярче всего выражены в отношении сестры-близняшки. Дарла объясняет, почему сестры живут в разных городах: «Я бы не хотела жить с Марлой в одном городе. Мы очень связаны друг с другом, а я хотела бы иметь свою собственную жизнь. Это очень важно для меня. Близнецы очень остро ощущают потребность в уникальной, индивидуальной идентичности. Я всегджа сравнивала свои успехи с успехами сестры, но невозможно ощущать радость свершения, когда твои собственные достижения принижают успехи другого. Это оказывает разрушительное воздействие, это ужасно, это, по сути, отрицает индивидуальные возможности и «зацикливает» на внешней оценке, что может иметь самые негативные последствия. Мы с сестрой достаточно успешно пережили это постоянное сравнение, однако, именно физическое разделение и достаточная дистанция позволили нам создавать свою собственную индивидуальность». Очевидно, что Дарле не так легко дается этот процесс. Она вынуждена бороться, чтобы поддержать свою индивидуальность, решая, например, где ей жить. Нам всем иногда приходится предпринимать те или иные действия по сохранению чувства идентичности. Однако в большинстве случаев они не связаны со столь серьезными усилиями, как в случае Дарлы. «Думаю, мы никогда не смогли бы жить вместе не столько даже потому, что не ладим или что слишком разные, наверное, даже скорее потому, что мы, наоборот, очень похожи, и мне трудно находиться рядом с Марлой больше недели. Да и этого многовато. Наверное, мы так похожи, что получается, как будто теряешь чувство себя в другом человеке, так что просто вынужден как бы отойти, потому что мы в очень многом схожи. Это одна из причин, почему мы не живем в одном городе». Позже, в том же интервью Дарла так говорила о посещении Марлы: «Это никогда не было просто переходом в мир Марлы и потерей собственного. Скорее, было больше похоже на потерю чувства идентичности. Идентичность – что-то, что существует внутри меня. Это то, что принадлежит мне, дает ощущение безопасности… возможно, мне важно иметь свое личное пространство. Мы с Марлой очень похожи. Что нас отличает, так это разное окружение. А когда я езжу туда, у меня уже нет этого, у меня остается только я сама». Дарла борется за поддержание чувства собственной идентичности. По всей видимости, подобные трудности нельзя объяснить только лишь близнецовой ситуацией. Так, отношения в семье Марлы и Дарлы были неупорядоченными и конфликтными. Однако близнецовая ситуация, вероятно, усилила общие семейные проблемы, добавив сложности в формировании идентичности. Случай Дарлы и Марлы – не единственный пример. Двойняшки Дебби и Диана (22 года) были поразительно непохожи друг на друга. На совместном интервью Дебби заметила: «Мы до того не похожи, что никто и не догадывается, что мы сестры, пока мы об этом не скажем». Дебби и Диана также испытывали опасения относительно стабильности их идентичности. Так, во время общего интервью двойняшки подчеркивали, насколько отличны они друг от друга и как эти различия (в гораздо большей мере, чем сходства) выделялись дома. Но вместе с этим обе говорили о тесной связи друг с другом («Я практически ощущала, что она – часть меня», – говорила Диана).
Зависимость
Проблемы зависимости также хорошо наблюдаются в рамках трудностей различения «я» и «другого», поскольку конфликты в этой области связаны с тревожностью в отношении независимой, самостоятельной жизни. Эти переживания могут выражаться непосредственно при обсуждении вопросов зависимости, но также могут отражаться в тревожности при отделении от близнеца, а также носить обобщенный характер, распространяясь и на других людей. В случае Дебби и Дианы были выявлены несколько примеров взаимной зависимости. - Хотя мы и много ссорились, мы также очень зависели друг от друга. - В детском саду, в самый первый день, я была действительно очень напугана, плакала, но было здорово, что Диана рядом. - Думаю, самым важным было присутствие Дебби рядом со мной; особенно когда мы были детьми, она была более общительной, а я скорее застенчивой, мне становилось значительно легче, когда не надо было быть одной». В замечаниях Дианы особенно чувствовалось, что проблема зависимости до сих пор стояла для нее довольно остро. «Когда у меня устанавливаются близкие отношения с людьми, это напоминает мне близнецовые отношения. Зависимость пугает меня, поскольку я думаю, что зависимость от членов моей семьи – отвратительная штука, очень ограничивающая… Быть зависимым – значит быть уязвимым». Зависимость переплетается с беспокойством по поводу чувства идентичности, ощущением своей индивидуальности, с тем, чтобы не потерять себя, чтобы иметь достаточную личностную силу. Похожие опасения звучали и в интервью Дебби. Она говорила о негативе в отношении сестры, о своих попытках противостоять дружбе Дианы с другими детьми в детстве, связывая это со страхом потери: «Я всегда очень боялась, что Диана подружится с кем-нибудь и забудет меня. Я делала все, чтобы этого не произошло». Как и в случае Дианы, разговор с Дебби выявил тесную связь вопросов зависимости и идентичности (разрыв отношений с сестрой был бы связан с переживанием потери части себя). Вопросы идентичности проявлялись также и у разнополых двойняшек. Марта и ее брат Джон (28 лет) «никогда не ссорились, как другие братья и сестры». Они учились вместе до третьего класса, пока мама не перевела их в разные. Марта так говорит об этом событии: «Это было очень тяжелое время для нас. Я не очень хорошо помню, но мама рассказывала, что я каждый день приходила из школы и плакала. Я помню, что я много плакала и чувствовала себя ужасно и очень по нему скучала. И он тоже. В общем, в результате в 5 и 6 классах мы снова учились вместе». Взаимоотношения брата и сестры были такими близкими, что замужество Марты оказало сильное влияние на Джона. «После того, как я вышла замуж, наши отношения с братом резко прекратились. Возможно, он обиделся, что я нашла кого-то другого, кого я люблю и за кем готова ехать на край света. Когда мы оказываемся втроем, они [брат и муж] как трехлетние дети начинают бороться за мое внимание. Это очень нервирует». Когда Джон женился, Марта испытывала очень сходные чувства. «Теперь я понимаю, что чувствовал брат, когда я вышла замуж. Мне было очень тяжело видеть его с невестой. На нее было обращено все его внимание, абсолютно все. Это было очень болезненно». Как и у других близнецов, взаимозависимость между Мартой и Джоном была связана со значительной тревожностью при мысли о возможной потере друг друга. Например, Марта описывает свой сон: «Мне приснилось, что жизнь Джона в опасности. Я проснулась и была полностью уверена, что так оно и есть. Я была в панике. Моим первым желанием было позвонить ему и выяснить, все ли в порядке. Я встала, походила по квартире. Окончательно проснулась и только тогда поняла, что это все лишь сон».
Тревожность по поводу разделения
Одним из проявлений нестабильности идентичности является тревожность по поводу разделения. В некоторых случаях близнецы говорили о страхе разлуки с братом или сестрой. Синди (18 лет) описывала возникающие у нее сложности с путешествиями. «Я люблю путешествовать, но всегда что-то заставляет меня снова и снова думать о доме. Возможно, это страх, что что-то может случиться со мной или моей семьей, а я буду далеко и не узнаю об этом. И мне кажется, что было бы легче, если бы кто-нибудь был со мной». Линди, сестра Синди, испытывала похожие страхи при путешествии в одиночку. В индивидуальных интервью обе описывали путешествие Синди в старших классах. «Мы впервые расстались, когда учились в 11 классе. Синди уезжала на неделю, мы впервые были на разных концах земли и не видели друг друга. Она звонила мне каждый вечер. Было очень тяжело, когда Синди улетала. Мне казалось, я ее больше не увижу. Когда самолет взлетел, я плакала. Я не плакала, когда она была там, но, когда самолет взлетел, плакала». У Тома (25 лет) эти переживания были выражены еще более отчетливо: «Думаю, когда тебе близок кто-то, всегда боишься, когда он уезжает, что он может не вернуться». Кэти и Кристи – двойняшки (около тридцати лет). Кристи подчеркивала близкие отношения, поддержку и дружбу с сестрой. В колледже, когда у Кэти появился друг, Кристи чувствовала себя потерянной. Вскоре она тоже встретила мужчину и вышла замуж. Брак оказался неудачным. Они развелись через несколько лет. Кэти полагала, что на этот неудачный выбор повлияла ее зависимость от Кристи. Линди и Синди описывают, как в колледже они тяжело переживали, когда их по ошибке разместили в разные комнаты в общежитии. «Нас разъединили [в колледже], и я часто не знала, где она, а она – где я. Иногда мне хотелось поговорить с ней, а я не могла ее найти. Я очень расстраивалась и злилась, что не могу найти ее. Думаю, она тоже часто не могла найти меня». Смешанная идентичность близнецов может рассматриваться как результат сильной зависимости. Сильное сопереживание близнецов (когда чувства одного проживаются и другим) – пример такой смешанной идентичности. Многие близнецы рассказывали о сильном сопереживании. «Когда Тома за что-то наказывали, я чувствовал себя ужасно, слезы наворачивались на глаза. Я помню, как Том тоже плакал, когда меня наказывали или ругали». «Вспоминаю, сколько раз я защищала Линди. Когда кто-то говорил о ней что-то плохое, было как будто это говорят про меня. Я всегда защищала ее: «Не говори так о моей сестре! Это моя сестра!»». Это не просто реакции защиты другого. Скорее, боль, оскорбление, обида близнеца переживаются как собственная горечь, обида, боль.
«Я» как часть целого
Трудности дифференциации своего «я» от «я» близнеца ярко выступают и на другом материале. Например, близнецы часто описывали себя и свои переживания, как будто их «я» было частью какого-то целого. Иногда ситуации были довольно безобидные: «мы получаем 20000$», «на Хэллоуин у нас был костюм двуглавого дракона, а в другой раз – зубной пасты и щетки». Последнее интервью Тома дало очень яркие примеры этого чувства общности с близнецом и одновременно переживания себя частью целого. «Думаю, мы очень похоже отвечали на вопросы – это здорово, что мы можем мыслить похоже, но это также показывает, что мы зависимы, до сих пор зависимы друг от друга, как две идеи в одной. Если Вы спросите нас о чем-то, мы скорее «вложим» наши идеи в одну, чем каждый даст свой ответ. Мы всегда так делали». Тони заметил, что переход в колледж был связан для него с некоторыми трудностями. «Сначала было боязно, но не так, как если бы я был один. Мы переживали все вместе, это было здорово». «Размытие» границ между Тони и Трэйси успокаивает, снимает тревожность и стресс, переживаемый ими при переходе в колледж. Но оно имеет и свои недостатки. Так, Тони, описывая свою популярность в старших классах, говорит: «Мы были известны как близнецы. Иногда я спрашивала себя, стала бы я так популярна, если бы была одна. Не знаю». Смешанная идентичность, помимо ощущения себя частью другого, может влиять и на представление о своих возможностях, достижениях и успехах, талантах, способностях, интересах и т.д. С одной стороны, зависимость может быть мощным источником поддержки, особенно в трудных, тревожных ситуациях. С другой стороны, она может стать препятствием при формировании согласованного чувства идентичности. Так, в случае Тони и Трэйси само событие, в котором человек пробует себя, определяет свою позицию, видит свои недостатки и достоинства, не переживается близнецами действительно независимо и самостоятельно.
Поляризация личностных особенностей
Часто в интервью приходится наблюдать необычайную поляризацию личностных особенностей у близнецов и двойняшек. Парадоксальность близнецов в том, что, будучи неимоверно похожи, они одновременно с этим во многом удивительно разные. Вокруг этих отличительных характеристик может оформляться свойственное каждому близнецу чувство «я». Она помогает поддержать формирование идентичности, когда этот процесс оказывается под угрозой, связанной с фактором сходства. Близнецы давали поразительно согласующиеся описания друг друга. Синди и Линди обе описывали Линди как более активную, склонную к приключениям, а Синди – как более спокойную, сдержанную, робкую. Характеристики подкреплялись описанием их занятий. Линда в старших классах работала, Синди предпочитала оставаться дома. Линди нравилось по выходным ходить на свидания, Синди оставалась дома, готовила, делала домашнюю работу близнецов. Были описания и не столь согласующиеся с характеристиками. Например, «любящая приключения» Линди отказалась от поездки в Европу, не захотев ехать без Синди. А Синди планировала записаться на программу обучения за рубежом в своем университете. Несмотря на это, близнецы давали очень сходные описания друг друга и самих себя. Во многих парах близнецов условия развития могут поддерживать сходство в одних сферах и различия в других. Более того, мы привыкли считать, что различия близнецов обусловлены средой, а сходство – наследственностью. Это не совсем так. По крайней мере частично, сходства также определяются средовыми влияниями. Рассмотрим подробнее пример Джин и Сэнди (25 лет). В младенчестве они были так похожи, что их мама использовала разноцветные булавки, чтобы различать их. Их одевали одинаково до 5 класса. В детстве они часто одновременно болели. У них была очень сходная успеваемость. Обе всегда были среди лучших в классе. Однако были и столь же впечатляющие различия. Джин при рождении была на 0,5 кг тяжелее. Разница в весе присутствовала всегда. Во взрослом возрасте Джин также на 2 дюйма выше Сэнди. Более того, Джин всегда была успешнее в плане моторного развития. Она первая научилась выбираться из колыбельки. А в школе всегда занималась спортом, в отличие от Сэнди. В младенчестве они отличались и в терпимости к фрустрации, по крайней мере, в отношении еды. Сэнди рассказывала: «Мама не могла кормить нас одновременно. Сначала она чередовала последовательность, но Джин сильно протестовала, когда меня кормили первую, а я – нет. Поэтому мама стала начинать кормить с нее». Другое важное различие проявилось достаточно рано. Близнецы бывают привязаны к разным родителям: один сближается с матерью, другой – с отцом. Такое разделение обусловливает дальнейшее развитие идентичности. Так сложилось и у Джин и Сэнди. Сэнди больше интересовалась куклами, Джин – мальчишескими играми. При любой возможности Джин ходила с отцом на бейсбол, Сэнди – нет. Физически Джин была более крепкой, что тоже внесло свой вклад в различия между близнецами. Исследователи отмечают, что родители близнецов всегда выделяют пусть небольшие различия в них. Иногда эти различия преувеличиваются, возможно, для упрощения различения меду близнецами. Это было характерно и для Джин и Сэнди. Несмотря на минимальное различие в среднем балле успеваемости, Сэнди говорила, что ее считали глупой. «Несколько раз мы пытались поменяться классами, но обман всегда развенчивали: они никогда не узнавали, что Джин – не я, но всегда, что я – не Джин. Потому что у Джин просто чутье на математику, физику, химию. Так что они говорили: «Нет, ты не Джин. Джин бы справилась с вопросом». Трудно сказать, от чего больше зависят различия в успеваемости, достижениях: от небольших различий в способностях или от особенностей социализации и ожиданий со стороны родителей. Небольшие различия в ходе развития были здесь явно преувеличены. Несмотря на большое сходство, по-видимому, именно они имели огромное влияние на самоощущение близнецов. Генри и Ян (45 лет) – другая пара. Они до сих пор поразительно похожи друг на друга. На детских фотографиях отличить их практически невозможно. Близнецы учились вместе с начальной школы до окончания колледжа. После школы оба были священниками в одном и том же католическом ордене. Оба покинули его около сорока и сейчас преподают в колледже. Их жизни очень схожи, однако, одновременно и очень различны. Ян более экстравертирован, Генри всегда считался тихим, менее разговорчивым. Однако оба признают, что Генри всегда больше интересовался девушками и у него всегда было больше подружек. Ян описывает другое различие между близнецами: «Мы поехали в Европу в 1950, и мама дала нам обоим дневники. Мой был полон поэзии, а у Генри: «сегодня мы встали в 8 часов и позавтракали». У меня поэзия, у Генри – проза». Генри вмешивается: «Детали. Я описывал детали». Некоторые из этих различий, по-видимому, обусловлены отношениями с родителями. Их мама – франко-американка, отец имел ирландские и американские корни. Даже имена близнецов отражают разницу происхождения. Генри всегда считался «французским близнецом», а Ян – «ирландским». Генри заметил в интервью, что некоторые различия между ними были связаны с обращением к разным культурам. Чарльз и Фрэнк (21 год) были самыми отличающимися близнецами, с которыми я работал. Интервью проводилось только с Чарльзом, поскольку Фрэнк живет в другом городе. Они были во многом отличны друг от друга. Фрэнка часто характеризовали как асоциального, имеющего разрушительные тенденции, Чарльза – наоборот, как интересующегося людьми, общительного. Чарльз говорит: «Я старался быть дружелюбным к другим, чтобы они поняли, что я не такой, как он». Фрэнк всегда интересовался спортом. Чарльз вспоминает, как разочаровал тренера, сказав, что не играет в футбол. Тренеру казалось, что если Фрэнк играет, то и Чарльз тоже должен быть хорошим игроком. Различия становились все более существенными. «Чем старше мы становились, тем больше расходились. Каждый выбрал свой путь». С раннего возраста у Чарльза проявились музыкальные способности. У Фрэнка – нет. Чарльз был более домашним ребенком. В отличие от Яна и Генри, чьи жизни сложились очень похоже, жизни Фрэнка и Чарльза были даже не разными, а просто противоположными. Эти различия касаются в основном поведенческих проявлений и представлений о мире. Личностные особенности у однояйцовых близнецов могут быть очень различны. Поляризация дает возможность каждому близнецу ощутить свою уникальность. Но, как и зависимость, она может оказаться палкой о двух концах, поскольку поляризация часто оказывается жесткой и вынужденной, так что может подтачивать, разрушать чувство идентичности, на укрепление которого была направлена. Каждая семья предоставляет конгломерат личностных особенностей, которые могут внести вклад в собственную личностную организацию ребенка. Как эти характеристики используются ребенком в формировании идентичности, – не совсем понятно. Однако процесс включает разную степень идентификации со значимыми людьми, а также другие процессы, обусловленные системой отношений в семье и тем, как ее понимает ребенок. Так изначальные возможности, способности, интересы ребенка могут не получить развития при акцентировании отличия одного близнеца от другого. Формирование идентичности может происходить с искажениями. Дебби и Диана – яркий тому пример. Дебби в детстве всегда считалась глупее. Она хуже успевала в школе. В интервью она поделилась своими ощущениями: «Думаю, у Дианы была более выгодная позиция в семье, поскольку она была значительно смышленее. Я была сильнее, но глупее». После школы Диана поступила в университет, Дебби осталась дома и посещала колледж. Но по каким-то причинам в следующие два года они поменялись ролями. Дебби перевелась в престижный университет, и ей оставалось всего несколько недель до выпуска. Во время индивидуального интервью Дебби говорила: «Сколько я помню, дома меня называли глупой. Она [Диана] называла меня глупышкой, я ей говорила: «Ты что, не видишь, что я никакая не тупая и не смей называть меня так». Трудности, с которыми Дебби сталкивалась, пытаясь избавиться от этой роли, описывались ей при обсуждении окончания колледжа: «У меня уже выпуск, а Диана отучилась только два года. Я спрашиваю себя, значит ли это, что теперь я умнее. Мне бы хотелось, чтобы это было так, но это неправильно, я не хочу об этом думать. Я постоянно пытаюсь поговорить об этом с Дианой. Чем больше я рассуждаю об этом, тем больше я возвращаюсь к реальности и мне не надо фантазировать и примерять на себя роль более умной». Становится понятно, какую цену близнецам приходится платить за распределение ролей. Роль «глупой» была не только неприятной, но и неправильной. Возможно, ключевым событием, давшем Дебби возможность усомниться в этой роли, был отъезд Дианы в колледж. Вероятно, сама близнецовая ситуация в данном случае поддерживала распределение ролей: «Ты такая, а я такая. Так мы можем избежать болезненных переживаний соперничества». Но порвать с ролью очень нелегко. Даже не ощущая себя глупой, Дебби продолжает относится к уму как качеству, которое может иметь только одна из них. Она спрашивает себя, делают ли успехи умной ее, переводя сестру на то неприятное положение, которое долгие годы оставалось за ней. Эти примеры говорят о том, что близнецовая ситуация часто влияет на формирование идентичности, проявляясь в переживании себя частью целого, в зависимости, жестком распределении ролей и т.д. Эти особенности взаимосвязаны. Любые близкие отношения предполагают некоторую степень взаимозависимости и смешенной идентичности. Это может быть полезно и сослужить близнецам добрую службу. Это особенно видно в случае Дарлы и Марлы и Дианы и Дебби, семейная ситуация у которых была очень неблагоприятной. Близнецовая ситуация, хоть и приводила к разного рода трудностям, но служила для них щитом, ограждающим от множества потрясений. Например, сестра Дарлы и Марлы бросила школу, принимала наркотики, были случаи ареста; она развелась и не могла заботиться о детях, которых время от времени увозили к родственникам. Близнецы тоже испытывали трудности, но гораздо менее серьезные, чем их сестра.
В избранное | ||