Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всё самое полезное о семейных отношениях и детях Когда отдавать ребенка в школу — в 6 или в 7 лет? Признаки п


Поговорим именно о психологической готовности ребенка к школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Что это за условия7 Их несколько:

          программа обучения;

          личность учителя;

          страна, в которой ребенок будет получать образование;

          общая развитость ребенка;

          степень его социализации и зрелость основных навыков.

Выделяют несколько основных групп психологических признаков готовности к школе.

Давайте рассмотрим каждую из них и сделаем собственный вывод о том. когда же отдавать ребенка в школу.

1. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития высших психических функций, облегчающих процесс обучения. Это прежде всего память, мышление, воображение, логика, способность обобщать, анализировать и некоторые другие. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж знаний, полученных опытным путем. Для этого малыш должен не просто задавать вопросы маме и папе, а самостоятельно находить ответы, постигая причинно-следственные связи.

Чтобы проверить уровень развития памяти у вашего дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить с первой попытки 3-5 слов из 10,  не связанных тематически. Например, тест Лурия со следующим примером словарного материала:

  • Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат. гриб, окно, мед, дом.
  • Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лед, ночь, пень.
  • Число, хор. камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Скорее всего именно с таким тестом вы столкнетесь на собеседовании у школьного психолога. Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, сочиняйте вместе с ним сказки-диалоги. Начинайте текст и задавайте ребенку вопрос для продолжения. Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков. Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.п. О готовности к школе говорит и внутреннее ощущение ребенком времени и способность выполнять задачи в рамках установленного времени.

2. Личностно-социальная готовность ребенка к школе.

Под личностно-социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли. Школьник должен быть готов к взаимодействию со сверстниками, со взрослыми, а также уметь контролировать себя и ставить самому себе какие-то ограничения.Многие дети не готовы к школе именно по этому параметру. Они не могут построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья. Чтобы ребенок чувствовал личностно-социальную готовность к школе, родителям на каком-то этапе просто необходимо давать ребенку полномочия на самостоятельную деятельность. Пусть он сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции. Если у вас домашний ребенок, старайтесь чаще выходить с ним в «люди», чтобы приучать его к коллективу.

Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других — и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе.

3.Мотивационная готовность ребенка к школе.

Под мотивационной готовностью понимается правильно сформированная мотивация к обучению.Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно, но не желание учиться: красивый портфель, друг будет учиться в параллельном классе, стремление быть похожим на старшего брата...

Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе, предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнять. В то же время настройте его на успех и дайте понять, что вы в него верите.

4.Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе.

Эмоционально-волевая готовность представляет собой готовность к трудностям и поиску путей их разрешения. Часто бывает так, что ребенок, до школы успешно занимавшийся с педагогом подготовительными занятиями, в школу ходить отказывается и уроки учить тоже не хочет. В чем же дело7 Дело все в разных формах занятий в школе и дома. Если дошкольные занятия проходят в игровой форме, то система обучения в школе может на первый взгляд показаться скучной и неинтересной. По моему мнению, это самая сложная и противоречивая сфера готовности ребенка. С одной стороны, ведущая деятельность — игровая, с другой — к тому, что ждет ребенка в школе, надо привыкать. Предлагаю учесть это и начать давать ребенку задания на время, можно и в игровой форме. Это поможет ему включать внутренний самоконтроль и регуляцию.

Материал подготовлен по книге Ларисы Сурковой, кандидата психологических наук, психолога  "Ребёнок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание" 

Приятного и полезного чтения! 

Если у вас есть пожелания к темам и содержанию дальнейших рассылок (в рамках вопросов, касающихся детства и семьи), будем рады учесть ваши предложения при разработке будущих информационных подборок.  

E-mail: ics.skdb@mail.ru  Телефон: (8652) 24-27-49

Ознакомиться с материалами предыдущих рассылок вы можете в архиве рассылок на сайте "Виртуальная информационно-консультационная служба по проблемам детства и семьи".

Задать вопрос психологу можно, перейдя по ссылке http://ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=49&Itemid=233


В избранное