Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всё самое полезное о семейных отношениях и детях Тренируем память


Тренируем память

В древности запоминание наизусть было единственным способом сохранить информацию и передать её дальше. Поэтому в Исландии никого не удивлял ребёнок, декламирующий на память саги - скандинавский вариант былин, насыщенных подлинными историческими событиями, именами и другими подробностями. В эпоху рукописных книг средневековым школярам ничего не оставалось, кроме зубрёжки. Актёры и в старину, и теперь запоминают огромные объёмы текста... Значит, человеческая память всё это может? Тогда почему наши дети, о чём их ни спроси, отвечают словом «забыл»? Что задали? Не помню. Почему не учишь стихотворение? Не могу. За что двойка по английскому? Забыл...

А что такое вообще память? Как она работает, почему порой подводит нас, когда так нужно вспомнить что-то, а никак не получается, и можно ли её приручить и воспитать? Помнить - означает решать сразу несколько задач: усваивать, хранить и воспроизводить информацию. Так пишет в своей монографии «Тренировка памяти» Юлия Чудина-Эттер*.

Мы запоминаем не только слова и цифры, но и зрительные образы, тактильные ощущения, запахи, звуки, собственные эмоции в связи с событиями, свидетелями или участниками которых становимся. Так что память - это наши отношения с миром, жизненный опыт, который позволяет (или, наоборот, не позволяет) двигаться дальше и выбирать свой путь. Она избирательна - что-то выделяет, а что-то блокирует. Почему? Тому есть несколько причин. Что же мы запоминаем?

  1. 1.      То, что вызвало сильные, яркие впечатления.

  2. 2.      То, что часто повторяется.

  3. 3.      То, что нам почему-либо очень нужно.

Почему мы не можем что-то запомнить? Информация не откладывается в памяти, если она...

  • не нужна;
  •  не соотносится с предыдущим опытом;
  • слишком сложна;
  • не несёт практической пользы;
  • не вызывает особых эмоций;
  • нелогична, неинтересна, недостаточно наглядна.

Так что, пытаясь помочь своему ребёнку, который никак не может выучить наизусть стихотворение Пушкина, или безуспешно готовится к словарному диктанту по английскому языку, или уныло твердит даты по истории, задайте ему и себе вопрос: всё ли понятно в том, что нужно запомнить? Насколько это интересно? И, если нет, как сделать информацию интересной?

Определимся на старте...

Механизм запоминания у разных людей разный. Мы можем воспринимать информацию...

        На слух. Это значит, лучше заниматься в паре с другом, который будет читать текст вслух. Или обзавестись аудиоверсией нужного источника, но это возможно не всегда.

    На глаз. То есть преобладает зрительная память, и всё, что нужно запомнить, необходимо прежде всего увидеть. В этом случае хорошо работают визуальные подкрепления: иллюстрации, пиктограммы, любые графические символы, которые помогут выстроить структуру материала. Именно на зрительной памяти основывается метод опорных конспектов - когда по учебной теме ребёнок сам или вместе с учителем рисует жарту» материала, выделяя цветом и шрифтом ключевые понятия. Достаточно запомнить рисунок, проговорив то, что в нём заложено, и при следующем взгляде на него легко вспомнится весь блок.

     В движении. То есть преобладает моторно-слуховое восприятие. Для лучшего запоминания нужно одновременно слышать текст, шёпотом проговаривать услышанное и при этом что- то делать руками: рисовать, прописывать в воздухе слова, которые надо выучить, либо изображать жестами то, что произносится.

Волшебные числа: 3, 5, 7

Уже с дошкольником можно поиграть в игру «Я знаю...» Она помогает «доставать» из памяти нужные сведения и сортировать информацию. Итак, берём мячик. Стучим им об пол или об стенку (выбирайте, что легче вытерпят ваши соседи) и приговариваем «Я знаю 3 (5, 7) имени мальчиков». За именами мальчиков следуют имена девочек, города, названия растений и животных - всё, что придёт в голову и хоть как-то известно. Важно не превращать игру в экзамен, а честно всё делать по очереди и с удовольствием.С ребёнком постарше этот принцип можно применить для запоминания иностранных слов, необходимых терминов, исторических событий.

Катись, катись, клубочек...

Можно долго спорить, нужно ли вообще современным детям что-то зубрить, если любая справочная информация мгновенно доступна в электронных ресурсах. Но и психологи, и педагоги сходятся в одном: учить наизусть стихи - полезно, причём с самого нежного возраста, не дожидаясь старшей подготовительной группы. Делаем это правильно: весело и беззаботно. С маленькими детьми, которые не умеют читать, учим по строфам с голоса, меняясь ролями по мере освоения текста. Коварно замолкаем в середине строчки, чтобы ребёнок её продолжил. И - главное! - даём чтецу-декламатору в руки небольшой клубок ниток. По мере продвижения от начала к концу стихотворения он эту ниточку будет разматывать, а потом - снова наматывать на клубок, проговаривая стих. Только не нужно брать сразу крупные фрагменты текста - никакой спешки!

Из истории СЛОВ

Школьники часто отказываются учить стихи наизусть, потому что... не понимают значения многих слов. Особенно это относится, увы, к русской классике: что такое «бразды пушистые взрывая»? Почему кибитка (что это за зверь такой?) учиняла взрывы? И не было ли больно браздам - кстати, кто они такие? На чём сидит ямщик и кто он такой? Может, Дед Мороз, если у него кушачок красный? Эти вопросы только звучат смешно, а ведь стихи Пушкина задают учить младшеклассникам, которым только мы, взрослые, можем объяснить, о чём они. Не все способны запомнить набор неизвестных слов как считалочку, полагаясь только на ритм, да и жалко было бы упускать случай познакомить ребёнка с великим и могучим русским языком в самом его расцвете...

Ритм помогает запомнить стихотворный текст, но для этого нужно его отстукивать или прохлопывать - тогда сразу становится понятно, где в незнакомом слове следует сделать ударение

Дебри хронологии

Заучивание исторических дат - дело непростое, если не представлять себе событие. Чтобы запомнить дату, воображение должно рисовать яркую картину, связанную с ней содержательно (осеннее небо, Зимний дворец, ныне Эрмитаж, толпы матросов в тельняшках и пр.) или значимую деталь (скованное льдом Чудское озеро, тевтонские рыцари), на фоне которой, как на киноэкране, всплывут даты. Это для тех, кто запоминает глазами. Кому-то помогут ключевые слова, расположенные на оси времени или сгруппированные на плоскости листа как структура - по значимости и взаимосвязи. Слуховая память подскажет свои механизмы, моторная - свои. Важно определить их для себя самостоятельно, а это возможно, только если пробовать разные варианты. Главное - не терять уверенности, что способ есть. Кому-то проще всего запомнить сочетания цифр, и такое умение поддаётся тренировке.

Ну-ка, цифры, станьте в ряд!

Подготовим несколько полос бумаги с крупно написанными шестизначными числами, составленными из одних и тех же цифр, но в разном порядке (перемещаемыми из одного разряда в другой):

 137 245

132 745

532 741

741 532...

Показываем первое число. Убираем, открываем второе, определяем, какие цифры переставлены. Убираем второе, ставим третье, находим изменения. Продолжаем игру 3-5 минут, меняя последовательность чисел. Согласитесь, это ещё веселей, чем искать 10 отличий на двух почти идентичных рисунках. Что не отменяет игры с рисунками - она тоже хорошо тренирует внимание и кратковременную память.

Выпуск подготовлен по материалам  журнала «Здоровье школьника» – 2017. №8. - С.79-80

Приятного и полезного чтения! 

Если у вас есть пожелания к темам и содержанию дальнейших рассылок (в рамках вопросов, касающихся детства и семьи), будем рады учесть ваши предложения при разработке будущих информационных подборок.  

E-mail: ics.skdb@mail.ru  Телефон: (8652) 24-27-49

Ознакомиться с материалами предыдущих рассылок вы можете в архиве рассылок на сайте "Виртуальная информационно-консультационная служба по проблемам детства и семьи".

Задать вопрос психологу можно, перейдя по ссылке http://ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=49&Itemid=233

В избранное