Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всё самое полезное о семейных отношениях и детях Низкая самооценка подростка


Низкая самооценка подростка

 На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Часто можно услышать: «Причина бед подростков в том, что у них занижена самооценка».Во-первых, что есть самооценка в психологии? Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Дети с рождения имеют завышенную самооценку.

Это, конечно, явление, подогреваемое родителями, — малыш для них центр Вселенной, их мир. Им постоянно восхищаются, ему всегда демонстрируют свою любовь.

По мере взросления самооценка начинает падать: родители все чаще ругаются на ребенка, он встречается с социумом, который разбивает его представления о себе. И вот к 9-10 годам это падение достигает самой низшей точки. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

С.Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.

Конечно, есть факторы, которые могут как благоприятно, так и разрушающе действовать на ребенка:

Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?

  • Не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка, лучше помогите ему: подберите специальные средства для борьбы с возникшими проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом).
  • Делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков.
  •  Регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то. что не является его обязанностями или обычным делом.
  •  Не сравнивайте успехи собственного ребенка с достижениями других детей.
  • Уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным и ни в коем случае не унижайте его достоинство.
  • По возможности материально обеспечьте подростка всем необходимым: телефоном, персональным компьютером, одеждой.
  • Следите за его внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помоги те найти его собственный стиль одежды и научите правильно сочетать вещи.
  •  

    Тест: если вы ответите на вопросы, приведенные ни же, более 5 раз "да", то имеет смысл подумать о помощи вашему ребёнку.

    •  нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
    • возникновение повышенной тревожности, паники;
    • уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
    • отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
    • зависимость от менения окружающих;
    • подражание своим одноклассникам или экранным образам;
    • замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями ( в школе или на улице).

 

Тест "Лесенка" ("Десять ступенек")

Этот тест используют с 3 лет. Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

"Имя" (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка. Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

 Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

 

Материал подготовлен по книге Ларисы Сурковой, кандидата психологических наук, психолога  "Ребенок от 8 до 13 лет. Самый трудный возраст" и по материалам статьи Людмилы Бондаренко, педагога по раннему развитию и подготовке к школе.

 Приятного и полезного чтения! 

Если у вас есть пожелания к темам и содержанию дальнейших рассылок (в рамках вопросов, касающихся детства и семьи), будем рады учесть ваши предложения при разработке будущих информационных подборок.  

E-mail: ics.skdb@mail.ru  Телефон: (8652) 24-27-49

Ознакомиться с материалами предыдущих рассылок вы можете в архиве рассылок на сайте "Виртуальная информационно-консультационная служба по проблемам детства и семьи".

Задать вопрос психологу можно, перейдя по ссылке http://ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=49&Itemid=233

В рубрике «Сам себе психолог» ты найдёшь интересные тесты, упражнения, психологические игры, которые помогут тебе узнать твой характер: https://ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=504&Itemid=233

 


В избранное