Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всё самое полезное о семейных отношениях и детях. Горькие слёзы.


Слёзы горькие

— У меня не получается, не получается! Я вообще не знаю, как такие буквы пишутся! У меня пальчики устали! - зарыдала Леночка и, отшвырнув тетрадь в угол, затопала ногами... Картина, до боли знакомая каждому родителю.

https://2.bp.blogspot.com/-XloZAWgk35A/XJ5mZoXHp-I/AAAAAAAAB-0/OJkAqqSZ8Qc-OYp-hRhof7l1ziRyUuo8wCLcBGAs/s320/90.jpgРедкие родители не сталкиваются время от времени со шквалом эмоций, занимаясь с малышом. До поры до времени можно просто махнуть рукой: мол, не получается - ладно, потом получится. Но в последний предшкольный год проблема встаёт во всей остроте. Откладывать на потом уже не получается - впереди первый класс, хочешь не хочешь, а готовиться надо. И обязательно нужно найти способ справляться с горючими слезами именно сейчас, чтобы в школе приготовление уроков не превратилось в ежедневный семейный кошмар.

Но чтобы прекратить потоки слёз, нужно понять их причину. А она вовсе не в лени, упрямстве, капризах, как часто полагают родители, а всего лишь в том, что малыш ещё не дозрел до систематических занятий. Будущий первоклашка не умеет быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, доводить начатое дело до конца, справляться с возникающим по ходу занятий дискомфортом - как физическим, так и эмоциональным.

Ещё секундочку...

— Никита, пойдём позанимаемся математикой! Уже пора, - вроде бы доброжелательно зовёт мама.

— Мамочка, милая! Ну, ещё немножечко! Я ещё совсем-совсем не отдохнул! Ну, мне ещё капельку-капельку надо поиграть! - начинает ныть Никита, уже понемногу всхлипывая.

— Сию секунду иди! Сколько раз повторять! Надо - значит, надо! - уже раздражённо прикрикивает мама. Никита разражается слезами... Почему это происходит?

5-6-летнему ребёнку ещё сложно быстро переключаться с игры на занятия. А требование мамы немедленно отправиться решать задачки, оторвавшись от интересных и приятных дел, он воспринимает как посягательство на свои законные личные пространство и время: ведь до сих пор от него никто ничего не требовал, разве что убрать игрушки или идти обедать. Поэтому он пускает в ход весь арсенал доступных ему средств, чтобы избежать неприятного дела: умилить, разжалобить, а если это не помогает, то самое безотказное оружие - неутешные слёзы.

Что с этим делать?

  •  Заранее обговаривайте с ребёнком, когда и чем вы будете заниматься: «После садика ты можешь посмотреть один мультик, а потом нам надо будет немного позаниматься прописями».
  • Минут за десять напомните малышу о предстоящем деле: «Достраивай башню и приходи ко мне с тетрадкой, а когда позанимаемся, я покажу тебе, как построить стены для твоей крепости».
  • Если ребёнок уже умеет пользоваться часами, предложите ему следить за временем. Если часы для него пока ещё недоступны, можно выставить будильник. Однако делать это стоит только в том случае, если малыш согласен с этой идеей: «Чтобы ты знал, когда пора заканчивать играть, мы можем поставить будильник. Как ты думаешь, это поможет тебе сосредоточиться?»

ВАЖНО: старайтесь сами не нарушать установленные договорённости. Если ваши планы относительно занятий изменились, предупредите ребёнка заранее: «Нам нужно пораньше заняться чтением, зато вечером ты сможешь поиграть на компьютере».

Опять ничего не получается!

— Я не знаю, как решать задачу! - рыдает Мила. — Но ведь мы только вчера решали точно такую же! - напоминает бабушка.

— Как такую же? - заливается слезами внучка. - Та была про белочек, а эта про ёжиков! Я про ёжиков не умею...

Почему это происходит?

 Часто причиной конфликтов и слёз становится взаимное непонимание. Дошколёнок не очень понимает, что от него требуется. А взрослому задание кажется настолько очевидным, что не нуждается в комментарии. В нашем случае бабушка и предположить не могла, что шестилетняя девочка воспринимает задачу не как арифметическое упражнение, а как историю из жизни зверушек. И плачет от отчаяния, не в силах объяснить, что именно ей непонятно.

Что с этим делать?

  • При помощи вопросов постарайтесь выяснить, что именно вызвало затруднения у ребёнка: «Ты не понимаешь, что значит сравнить две фигуры? Это просто значит, что надо посмотреть, чем одна отличается от другой».
  • Обсудите, как можно разбить сложное задание на простые операции: «Ты ведь уже умеешь писать наклонные палочки, правда? Осталось их соединить, и получится красивая буква А».
  • Если какое-то задание вызывает серьёзные затруднения, отложите его на некоторое время и вернитесь к более простым подготовительным операциям: «Не можешь сосчитать это? Давай тогда вспомним, какие числа можно сложить, чтобы получилось 7».
  • Даже если результат пока оставляет желать лучшего, обязательно похвалите маленького ученика: «Правда, здорово, что ты не испугался сложностей и научился решать эти задач ки? Уж в следующий раз ты точно с такими справишься!»

 Мы писали, мы писали, наши пальчики устали...

— Ну что же это за кошмар! - жалуется мама Кирилла. - С ним невозможно заниматься: десять минут посидит и нудить начинает. А прикрикнешь на него, так и вовсе зарыдает...

 Почему это происходит?

 Родителям и в голову не приходит, что ребёнок через 5—10 минут занятий может действительно устать: отчего там уставать-то - написал две строчки в прописи! Но для малыша 5-6 лет чтение, письмо, счёт, логические упражнения - колоссальная нагрузка. Причём адаптируется к ней детский организм по-разному: то, что легко даётся одному, другому может стоить тяжелейших усилий. Малыш искренне пытается пожаловаться на усталость, а в ответ получает резкий окрик, что, естественно, вызывает горькие слёзы.

Что с этим делать?

  • Выберите темп занятий, который комфортен для ребёнка. Желательно делать перерыв раньше, чем ученик устанет: «Ты становишься невнимательным. Не пора ли нам отдохнуть?»
  • Обсудите с малышом, какая нагрузка для него приемлема: «Сможешь написать ещё одну строчку или сначала попрыгаешь немного?»

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Если вам кажется, что ребёнок устаёт слишком быстро, разбирайтесь в причинах. К примеру, он может испытывать сложности при письме из-за недостаточно развитой моторики или проблем со зрением.

 Право на гнев

 Как бы ни утомляли вас бесконечные рыдания, необходимо признать за ребёнком право на обиду, раздражение, усталость и их естественное проявление - плач. Не давайте себя запугать и превратить слёзы в средство манипуляции, но и не ругайте малыша за них. Позвольте ему выплакаться, а потом успокоиться и разобраться, что стало причиной огорчения.

 

Выпуск подготовлен по материалам  журнала «Здоровье школьника» .

Приятного и полезного чтения! 

Если у вас есть пожелания к темам и содержанию дальнейших рассылок (в рамках вопросов, касающихся детства и семьи), будем рады учесть ваши предложения при разработке будущих информационных подборок.  

E-mail: skdb.ekimceva@gmail.com Телефон: (8652) 24-27-49.

В рубрике "Видеолекторий для родителей" психолог библиотеки дает  полезные рекомендации в помощь семейному воспитанию: https://www.ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=468&Itemid=241

В рубрике «Сам себе психолог» ты найдёшь интересные тесты, упражнения, психологические игры, которые помогут тебе узнать твой характер: https://ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=504&Itemid=233


 


В избранное