Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всё самое полезное о семейных отношениях и детях. Визит к логопеду.


За полгода-год до первого класса любому дошколёнку необходимо посетить логопеда. Специалист проведёт диагностику и оценит состояние речи. Речевое развитие ребёнка и возможность усвоения им школьных знаний тесно взаимосвязаны.Удобнее всего для диагностики обратиться к логопеду в детском саду. В дошкольных учреждениях есть логопункты, где будущим первоклассникам уделяется особое внимание. Специалист проверяет развитие речи у детей, проводит занятия, направленные на устранение речевых нарушений и предупреждение возможных проблем с письмом.Если ребёнок не посещает детский сад, получить консультацию логопеда можно в центрах психолого-педагогической помощи. При тяжёлых нарушениях речи у дошкольника нужно обратиться в Центральную психо-лого-медико-педагогическую комиссию и получить рекомендации по созданию специальных образовательных условий в школе. А это значит, что школьный логопед будет проводить занятия с первоклассником уже с самого начала процесса обучения. Может потребоваться также участие дефектолога, психолога, психоневролога. Чем раньше начнётся коррекционная работа, тем эффективнее она будет.

 К чему нужно стремиться

 К 6-7 годам ребёнок должен пользоваться речью с учётом ситуации общения со взрослыми и сверстниками, уметь слышать собеседника, использовать речь для выражения мыслей и чувств.

          Будущему первокласснику нужен богатый словарный запас, умение грамматически верно строить предложения, использовать подходящие формы слов.

          Необходимо правильно произносить все звуки, обладать сформированным фонематическим восприятием, то есть уметь слышать и отличать одни звуки от других.

          Ребёнок должен уметь пересказывать, составлять связный текст по картине или серии картин, рассказывать что-то из своего опыта.

          К концу дошкольного возраста дети ориентируются в таких понятиях, как предложение, слово, слог, звук. Они умеют составлять предложения, разделять их на слова, делить слова на слоги, устно составлять из слогов слова, подбирать слова на заданный звук, определять последовательность звуков в слове.

          У дошколёнка сформирован интерес к чтению и письму.

 Что нужно исправлять

 Если ребёнок неправильно выговаривает отдельные звуки, это может повлиять на его самоощущение. Старшие дошкольники начинают критически относиться к своей речи и к речи сверстников. Ребёнок может злиться или обижаться, если окружающие его не понимают.Возможны проблемы в процессе обучения в школе. Часто нарушения в произношении сопровождаются недоразвитием фонематических процессов: ребёнок меняет одни звуки на другие, схожие по произношению. Смешиваются свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие, звук [Р] заменяется на [Л] и наоборот. Это препятствует формированию навыка звукового анализа и синтеза слова, что приводит к нарушениям чтения и письма.У дошкольника может быть нарушено фонематическое восприятие: вместо слова «бочка» он услышит «почка», «мышка» и «миска» для него прозвучат одинаково. Может нарушаться слоговая структура слова: вместо слова «футбол» -«фубол», вместо «мотоциклист» -«моциклист».Словарный запас может быть бедным, а обобщающая функция слов недостаточно сформирована. Например, дошколёнок будет испытывать затруднения с подбором обобщающего слова «овощи» к картинке с изображением помидора, капусты, огурца.В речи могут быть аграмматизмы: «домы», «глазы», «ухи», «синий шапка», «много книгов», «пять мячов». При общении дети используют простые нераспространение предложения. Нарушение любого из компонентов речи приводит к трудностям в школе при обучении и коммуникации детей.

 Руководство к действию

Сколько времени понадобится для исправления нарушений речи? Это зависит от их тяжести, от индивидуальных особенностей ребёнка, от готовности семьи участвовать в коррекционном процессе, от квалификации специалиста, который занимается с дошколёнком.Сейчас логопеды работают в образовательных учреждениях, государственных и частных психо-лого-педагогических центрах. Достаточно много успешных частнопрактикующих специалистов. В поликлиниках к логопеду направляет педиатр. Логопед сообщает родителям о состоянии речи ребёнка, обозначает направления и приёмы коррекционной работы. Семья получает рекомендации, чем конкретно заниматься. Специально для вашего ребёнка составляются игры и упражнения, в которых родители будут закреплять полученные на занятиях навыки.

 Мама, папа, помогите!

 Участие родителей влияет на скорость устранения речевых нарушений, а также даёт поддержку ребёнку в желании совершенствовать речь. Для дошколёнка совместные занятия с родителями - это прекрасная возможность пообщаться, с интересом и пользой провести время.Речь формируется в общении и на основе подражания, поэтому необходимо, чтобы ребёнок слышал правильную, отчётливую речь взрослых. Разговаривая с дошколёнком, родители не только формируют у него представления об окружающем мире, но и демонстрируют, как нужно выражать свои мысли. Развитию речи способствуют чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры и упражнения. Важно, чтобы совместные занятия, чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов, спектаклей, посещение музеев сопровождались обсуждением прочитанного и увиденного,

 

Луиза Гринберг, учитель-логопед школы №67, г. Москва (Журнал «Здоровье школьника» №6, 2018г.)

 

Приятного и полезного чтения! 

В рубрике "Видеолекторий для родителей" психолог библиотеки дает  полезные рекомендации в помощь семейному воспитанию: https://www.ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=468&Itemid=241

В рубрике «Сам себе психолог» ты найдёшь интересные тесты, упражнения, психологические игры, которые помогут тебе узнать твой характер: https://ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=504&Itemid=233

 


В избранное