Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всё самое полезное о семейных отношениях и детях Искусство наказывать и прощать


Искусство наказывать и прощать.

Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку.

Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что родители обязаны:

         заниматься воспитанием своих детей;

         заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии;

         обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью;

         воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».

Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «терпеть не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

 Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним.

Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.

Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа

Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.

Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же.

Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.

Что эффективнее – похвала или наказание?

Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием.            Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит.

Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковременен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений.

Страх – достаточный мотив для достижения какого – то результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект.

Памятка «Искусство наказывать и прощать».

1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте.

2.Подбадривайте, а не подмечайте неудачи.

3.Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуации невозможно.

4.Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

5. Ограничьте круг запретов, и не создавайте сами опасных ситуаций.

6.Будьте последовательны. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня.

7.Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

8.Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

9.Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

10. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.

11. Если есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!

12. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

- Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

- Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

- Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

- Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;

- Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

Советы родителям

         Всегда демонстрируйте ребенку спокойствие, пример добрых отношений.

         Не вводите в жизнь ребенка ничего внушающего страх: ни рассказов, ни намеков на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.

         Оберегайте ребенка от грубых слов, поощряйте в словах ласковых и нежных.

         Любите ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.

         Не унижайте ребенка, не делайте за ребенка: помогите ему сделать самому.

Автор – Маркина Ольга Ивановна

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/04/27/pamyatka-dlya-roditeley-iskusstvo-nakazyvat-i  

Приятного и полезного чтения! 

В рубрике "Видеолекторий для родителей" психолог библиотеки дает  полезные рекомендации в помощь семейному воспитанию:

https://www.ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=468&Itemid=241

В рубрике «Сам себе психолог» ты найдёшь интересные тесты, упражнения, психологические игры, которые помогут тебе узнать твой характер:

https://ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=504&Itemid=233

 


В избранное