Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дошколенок

  Все выпуски  

Дошколенок


КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УВАЖАТЬ СЕБЯ

ИЛИ

«ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Группа ДОШКОЛЕНОК ВКонтакте https://vk.com/club139825795 Присоединяйтесь!

***

 


Здравствуйте, мои хорошие!)  
Это заключительная статья на тему «личных границ», поэтому подведем итоги. Если Вы читали предыдущие части о «личных границах» и что-то уже применили на практике, то сегодня Вы знаете:

- что такое «личные границы» и зачем они нужны;

- Вы умеете устанавливать свои границы, не портя отношений с близкими людьми;

- у Вас появилось больше свободного времени на себя;

- Вы, наконец, сделали то, о чем давно мечтали;

- окружающие стали больше Вас уважать и считаться с Вашим мнением и временем;

Как же эти умения передать своим детям?

Когда малыш приходит в этот мир, он начинает его изучать. И мы ему в этом помогаем. Примерно к году мы отпускаем ребенка от себя, и он активно изучает окружающее. Чем больше предметов в этот период попадает в поле его зрения и деятельности, тем лучше. И здесь начинаются первые ограничения: «можно все, что не опасно». Ограничений должно быть немного, поэтому мы убираем подальше ценные для нас и потенциально опасные для ребенка вещи, а остальные оставляем ему для исследований. Так малыш учится понимать, что нельзя трогать утюг – горячо; можно залезать в этот ящик с разными безделушками и нельзя в тот: там папины документы и мамины драгоценности.

К трем годам малыш осознает свое «Я» и начинает устанавливать границы сам. Он их пытается расширить и начинает проверять, что можно, а что нельзя. Если на этом этапе упустить момент и не обозначить границ, то у ребенка возникнет хаос, и он не будет чувствовать себя в безопасности. Ему нужны границы, поэтому он установит их сам, как умеет. И тогда возникает ситуация, когда трехлетний ребенок диктует свои правила взрослым. Можно ли этого избежать? Да.

- Если ребенок отказывается что-то сделать, бесполезно его убеждать. Лучше придумать игру: «Кто быстрее?» или любую другую;

- Если упрямится, можно привлечь его к своему занятию: «Я варю суп папе, а ты кукле»;

- Если проявляет строптивость: «Не хочу – не буду!», предоставляем выбор: «Пойдем гулять на площадку или в парк?»;

Мы не просто идем на поводу у ребенка, а предоставляем ему свободу, придерживаясь своих правил и требований: мы пойдем гулять, но ты выберешь куда; хорошо, мы будем играть в эту игру, но сначала поспим;

Если возникают сложности, и ребенок все равно не слушается, то, прежде всего, нужно разобраться, может, он устал, или заболел, голодный, требует внимания. Если объективных причин нет, значит, малыш просто еще не привык к границам, которые мы устанавливаем. Это может происходить, потому что раньше ему все было можно, а теперь стало нельзя или потому что сегодня что-то можно, а завтра вдруг нельзя; или папа сказал «можно», а мама «нельзя», или все просьбы выполнялись по первому его требованию.

Малыш попадает на детскую площадку, позже, как правило, в детский сад. Детская песочница – это целое общество. Там ребенок чуть ли не впервые сталкивается с отказом и учится его принимать: «хочу чужую игрушку, а мне не дали». Это уважение чужих границ. Учится отстаивать свои границы: «Не хочу давать свою игрушку. Имею право». Учится договариваться: «Я тебе формочку – ты мне лопатку» и так далее. Целый свод правил, которые позже пригодятся ему в жизни.

Мы, родители, должны помочь ребенку усвоить эти правила таким образом, чтобы малыш научился не только уважать других, но и себя. Чтобы другие уважали его. Как же это сделать? Научите его следующему:

- У него всегда есть выбор, который уважают, но у каждого выбора есть последствия;

- У него есть право на личные вещи, и он может не давать их никому, если не хочет. У других такое право тоже есть;

- У него есть право на личное мнение. У других есть право с этим мнением не согласится. И последнее слово в решении вопроса остается за родителями, если это действительно важно;

- Он имеет право сказать «нет», но окончательное решение остается за родителями;

- Он имеет право передумать. Здесь важно понять, что стоит за этим «передумал». Реальная потребность: «передумал есть кашу» или манипуляция: «свари мне другую, а я пока подольше поиграю»;

- Научите ребенка ждать. Ждать, пока вы освободитесь, своей очереди на качели и так далее. Очень пригодится, если Вы собираетесь идти в детский сад, и не только;

- Играть и развлекать себя самостоятельно;

- Просить о помощи;

- Договариваться;

- Объясните, что у Вас и у других могут быть свои потребности и желания. Это не трагедия. Другие дети могут не захотеть с ним сегодня играть, а Вы имеете право поспать, выпить в одиночестве чашечку чая или без ребенка отправится в гости. Он, в свою очередь, имеет право на свои желания, которые тоже нужно уважать;

Вот и все, что я хотела рассказать Вам о личных границах. Надеюсь, статьи были для Вас полезны. Удачи Вам и побольше свободного времени) Елена Пахомова

***

Вопросы и комментарии можно оставлять в группе  ДОШКОЛЕНОК ВКонтакте https://vk.com/club139825795

или присылать мне по адресу  Автор рассылки Елена Пахомова 


В избранное