Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О структуре речевой деятельности и логопедических занятиях дома


О структуре речевой деятельности и логопедических занятиях дома

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в выпуске:

  1. Структура речевой деятельности.
  2. Логопедические занятия дома — продолжение темы.
  3. Интересные вебинары по логопедии.

Структура речевой деятельности

Впервые о речевой деятельности заговорил Выготский Л.С. Согласно концепции Л.С.Выготского, речевая деятельность, как и другие виды деятельности, имеет определённую структуру, предметное содержание и довольно сложный психологический механизм.

В структуре речевой деятельности выделяют 3 основных уровня по мере их возникновения:

  1. Мотивационно-побудительный уровень;
  2. Ориентировочно-исследовательский уровень (аналитико-синтетический, операциональный);
  3. Исполнительный уровень (реализующий, фазический, внешний).

Мотивационно-побудительный уровень имеет 3 подуровня:

  • потребность;
  • мотив;
  • цель.

Потребность — желание говорить, врождённая потребность.

Мотив — это опредмеченная потребность, «если скажу, то мне будет что-то хорошее».

В настоящее время исследователи говорят о том, что у многих современных детей при сохранной потребности не формируется самостоятельно мотивация к речи. Поэтому так много 2-3-4-летних молчунов.

Характерны такие письма родителей: «...Подскажите, как лучше себя вести, потому что его вообще ооочень трудно заинтересовать, он хочет прыгать целый день, беситься, бегать, занимаюсь с ним только под его настроение...» Если такая проблема стоит перед вами, то обратитесь к книге Шуть Н.Н. «Секреты эффективных игр для развития ребёнка», а также проконсультируйтесь у логопеда, занимающегося с неговорящими детьми.

И последнее, цель — это то, к чему стремимся в момент разговора.

В ориентировочно-исследовательском уровне содержится 2 подэтапа, заключённых в самом названии:

  • ориентировка;
  • исследование.

На этапе ориентировки решаются 3 задачи: задача, связанная с изучением ситуации речевого общения, выделение предмета разговора, уточнение свойств предмета разговора.

На этапе исследования рождается содержание высказывания и происходит отбор необходимых языковых средств. Тут выделяют смысловое программирование речевого высказывания и выбор и организация грамматических средств языка.

Так вот, у ребёнка-алалика, а также у ребёнка с системным речевым нарушением (при умственной отсталости, при глухоте) этот и следующий уровень не может самостоятельно сформироваться в систему. Причиной является отсутствие связей между речевыми зонами коры головного мозга.

В системе языка каждого человека формируются так называемые семантические поля. Центральные поля — те, к которым человек чаще всего обращается и выбирает оттуда слова, и периферические поля, которые используются реже. Очень важно в процессе развития речи ребёнка сформировать у него «семантический треугольник», который включает в себя сигнификат, денотат и фонетическое значение.

Сигнификат — это конкретное значение, связанное с конкретным предметом.

Денотат — вся совокупность значений.

Фонетическое значение можно вспомнить из фонетики русского языка (фонетический анализ слова)

Так вот, в процессе ознакомления со значением нового слова, важно у ребёнка сформировать не только конкретное значение слова, но и создать совокупность значений. Что, стол, например, это не только мебель, но также деревянный предмет, такой же, как, может быть, ложка или игрушка. Также стол — это несъедобный предмет или неживой предмет и т.п. Чем больше сформируется степеней обобщения, тем речевое развитие будет находиться на более высоком уровне. Наконец, происходит выбор грамматических средств, этот выбор у детей с системными нарушениями речи тоже затруднён, поэтому с такими детьми нужно специально заниматься формированием грамматического строя языка.

Последний, исполнительный уровень не нуждается в подробном разъяснении. Это этап озвучивания речи, для которого нужен голос, артикуляция, речевая просодика (интонация, ритм, темп, паузы).

Продолжаем развивать фонематическое восприятие дома

Игры для развития фонематического восприятия у детей 3–4 лет.

«Какие бывают слова?»

Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко), слова, звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова (шепот).

«Радисты», «Морзянка»

Ребенок повторяет отхлопанный (отстуканный) ритм. Постепенно ритмический рисунок усложняется.

«Звуковая мозаика»

Рисуем на листе бумаги сетку (3 х 3, 4x4...) Предварительно с ребенком обговариваем задание. Например: если в слове слышишь звук [а] (или «малыш плачет»), закрашиваешь клеточку красным цветом, если нет заданного звука — желтым (любым другим). Можно дать ребенку выкладывать фишки указанного цвета.

Интересные вебинары по логопедии

Сайт «Логопед-волшебник» и компания «ЛОГОМАГ» проводят вебинар «Современные подходы к проблеме алалии.
Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми». Вебинар проводит логопед, старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии МПГУ, один из создателей сайта «Логопед-волшебник» Лынская Марианна Ильинична.

В воскресенье, 3 апреля (в 11.00) состоится вторая часть вебинара, на которой будут рассмотрены практические приёмы работы с неговорящими детьми, в том числе различные инновационные технологии. Все подробности можно узнать на странице http://logomag.ru/blog/konferencii/116/

На сегодня всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное