Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие предметной отнесённости слова в активе и конкурс для родителей


Развитие предметной отнесённости слова в активе и конкурс для родителей

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в выпуске:

  1. Развитие значения слов в онтогенезе: развитие предметной отнесённости слова в активной речи.
  2. Конкурс-исследование для родителей «Первое слово моего малыша».

Развитие значения слов в онтогенезе: развитие предметной отнесённости слова в активной речи

В прошлом выпуске рассылки мы смогли наглядно увидеть, что на усвоение предметной отнесённости слова у ребёнка в пассивной речи огромное влияние оказывают ситуационные факторы, такие как положение ребёнка, субъект, обращающийся к нему, жест, которым сопровождается слово, и интонация, с которой оно произносится. Т.е. без этих повторяющихся каждый раз при общении внешних факторов соотнесения предмета со словом не будет или будет не прочным.

В усвоении предметной отнесённости слова в активной речи действуют похожие механизмы. Это в свою очередь может подтвердить анализ того, как ребенок сам употребляет слова.

Известно, что развитие активной речи несколько запаздывает по сравнению с пассивной речью. Ребенок раньше начинает понимать речь, а потом уже употреблять слова.

Из наблюдений, приведённых ниже, можно увидеть, что на ранних этапах развития ребенка слово имеет аморфную структуру и диффузное значение, меняя предметную отнесенность в зависимости от ситуации.

1 наблюдение: Ребёнку год и месяц. Слово «тпру» означает и «лошадь», и «тележку», и «остановись», и «поезжай», приобретая свое значение в зависимости от ситуации, в которой оно произносилось. Только тогда, когда к слову прибавлялся суффикс «-ка» («тпрунь-ка»), оно начинало приобретать более четкую предметную отнесенность и обозначало только «лошадь», но не глагол «поезжай», «садись», «остановись» и т. д.

2 наблюдение: Маленький ребёнок назвал словом «кха» кошку (в соответствии с начальными звуками этого слова), и казалось бы, оно имеет прочную предметную отнесенность. Однако при внимательном наблюдении оказалось, что слово «кха» этот ребенок употребляет не только по отношению к кошке, но, например, по отношению к любому меху (близкому к меху кошки), по отношению к царапине, к острому камню (по связи с кошкой, которая его оцарапала) и т. д. Следовательно, на ранних этапах развития значение слова еще аморфно, оно не имеет устойчивой предметной отнесенности; оно очень диффузно и, обозначая лишь определенный признак, относится к разным предметам, которые имеют этот общий признак и входят в соответствующую ситуацию.

Следующие серии опытов показывают, что у ребенка, который знает уже слова «кошка», «утка», «чашка» и др. и правильно называет их в определенных ситуациях, предметная отнесенность слова оказывается недостаточно устойчивой и легко меняется.

1 серия опытов советского психолога Г. Л. Розенгарт-Пупко описана в книге «Речь и развитие восприятия» (1948). Ребенку, владеющему словом, давалось определенное задание: «дай чашку», «дай мишку», «дай утку». Ребенок легко выбирал соответствующий этому слову предмет, и могло показаться, что слово уже достаточно сложилось у ребенка. Однако Г. Л. Розенгарт-Пупко на этом не останавливалась и переходила к основной серии опытов, которая заключалась в следующем. Среди вещей, разложенных перед ребенком или даже находящихся в другой комнате, не было названного предмета, но были предметы, обладающие одним из его признаков. Как показали эти опыты, как будто бы хорошо знакомое ребенку слово переставало сохранять четкую, устойчивую предметную отнесенность. Когда исследователь просил ребенка «Дай мишку» и посылал его к столу, на котором среди других предметов «мишки» не было, ребенок без всякого колебания приносил плюшевую перчатку, потому что она обладала одним из свойств, близких «мишке». Когда Г. Л. Розенгарт-Пупко просила «Дай птичку», то ребенок без колебаний приносил исследователю фарфоровый шарик, у которого был острый выступ (что-то вроде носика птички). Все это значит, что на этом этапе развития ребенка слово еще не обладает устойчивой предметной отнесенностью и за словом кроется лишь обозначение известного признака, а необязательно синтетическое обозначение предмета.

2 серия опытов была проведена советским психологом Н. X. Швачкиным (1954). Ребенка обучали значению слов «лодка» и «утюг». Для того чтобы ребенок четко усвоил слово «лодка», показывали, что лодка плывет по воде, качается и т. д., т. е. имеет определенные существенные для лодки свойства. Для того чтобы ребенок усвоил слово «утюг», ему показывали, что утюгом можно гладить. После того как ребенок, казалось бы, четко усвоил эти слова и при показе лодки говорил «Это лодка», а «Это утюг», начинался основной опыт. Он заключался в том, что исследователь брал любую другую вещь, но в одних случаях ее покачивали, а в других водили, вплотную прикасаясь к поверхности стола. И когда ребенка спрашивали, что это такое, он в первом случае называл вещь (какая бы она ни была) «лодка», а во втором — «утюг». Значит, слово «лодка» обозначало «покачивание», а слово «утюг» — только глажение.

Таким образом, можно сделать вывод, что четкая предметная отнесенность слова, какой бы простой она ни казалась с первого взгляда, является продуктом длительного развития. На ранних этапах развития слово вплетено в ситуацию, жест, мимику, интонацию и только при этих условиях приобретает свою предметную отнесенность. Затем предметная отнесенность слова постепенно эмансипируется от этих условий, но даже тогда, когда слово, казалось бы, уже приобрело четкую предметную отнесенность, на самом деле оно еще долгое время сохраняет тесную связь с практическим действием и продолжает обозначать еще не предмет, а какой-либо признак этого предмета. Иначе говоря, и на этом этапе слово имеет еще диффузное, расширенное значение, сохраняет тесную связь с практическим действием и поэтому очень легко может терять свою предметную отнесенность и приобретать новое значение, соответствующее тому или другому признаку предмета. Лишь на последующих этапах развития ребенка слово приобретает уже четкую устойчивую предметную отнесенность, хотя оно может сохранять свою связь с практическим действием.

Подробнее о развитии предметной отнесённости слова см. в работе А.Р. ЛУРИЯ "ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ"

Конкурс-исследование для родителей «Первое слово моего малыша».

Дорогие родители, мамы, папы, бабушки и дедушки, если ваш малыш уже произносит первые слова или вы запомнили то, как он начал их произносить, то вы можете поучаствовать в нашем конкурсе-исследовании.

Для этого вам необходимо прислать наблюдения за речью своего малыша, которому может быть или было от 9 месяцев и до 2 лет. В этих наблюдениях должны быть зафиксированы первые слова (первые звукокомплексы) и предметы, которые эти слова-звукокомплексы обозначали. Особенно интересно, каким одинаковым звукокомплексом ваш малыш обозначает те или иные на первый взгляд разные предметы и объекты, но всё же имеющие, если разобраться, что-то общее. Так, например, словом «кха» один малыш обозначал и кошку, и мех, и царапину, и даже острый камень.

В письме обязательно укажите имя и возраст ребёнка на момент произнесения им этих первых слов.

Призом за наиболее интересные наблюдения будет бесплатная лицензия на домашнюю версию программы «Автоматизация согласных». Эта программа поможет не только в исправлении произношения согласных звуков, но также будет полезна для развития фонематического восприятия, для более прочного освоения навыка чтения, слогового анализа и синтеза. Если же вы являетесь родителем-педагогом или родителем-логопедом, то, в случае победы, вы сможете приобрести профессиональную версию программы "Автоматизация согласных" по цене домашней — за 590 рублей.

Свои наблюдения и вопросы по конкурсу присылайте мне по электронной почте: logoped@logoprog.ru

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное