Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О силах, побуждающих ребёнка усваивать язык и о формировании 1-ых форм слов


О силах, побуждающих ребёнка усваивать язык и о формировании 1-ых форм слов

Сегодня в выпуске:

1. О силах, которые побуждают ребёнка усваивать язык.
2. Формирование первых форм слов у ребёнка с ОНР.
3. Симпатичные игрушки к новому году.

Итак, о силах, побуждающих ребёнка усваивать язык.

Современные исследователи развития детской речи (онтолингвисты) говорят о том, что ребенок, обладая врожденной способностью к символизации (в том числе языковой) и получая от взрослых материал того или иного языка, «перерабатывает» его и по мере развития активно и в значительной мере самостоятельно усваивает ряд сменяющих друг друга систем «детского» языка, постепенно приближая их к системе языка взрослых.

О системе «детского» языка и этапах его усвоения будем узнавать в других выпусках рассылки, а сегодня поговорим о тех побуждающих силах, которые помогают ребёнку усвоить язык при условии, конечно, что у ребёнка нервная система, как центральная, так и периферическая, полностью готова к усвоению языковой системы (то есть нет никаких патологий).

Самым главным побудительным механизмом является потребность в общении, даже у только что родившегося малыша. У любого нормального ребёнка эта потребность врождённая. Удовлетворение этой потребности может отсуствовать по двум причинам: внешней и внутренней.

Внешняя причина – это явление госпитализма, когда ребёнок, с готовой потребностью в общении, не получает этого должного общения извне, и из-за этого его языковая система не формируется (например, дети-Маугли) или формируется с задержкой (дети из домов ребёнка). Внутренняя причина всегда патолигична. Примером могут стать дети с ранним детским аутизмом.

У нормально развивающегося ребёнка важной побудительной силой выступает противоречие между системой и нормой языка взрослых и существующей на том или ином этапе онтогенеза системой и «нормой» языка ребенка (Д. Слобин, С.Н. Цейтлин). Чтобы понимать речь окружающих и быть понятым ими, достигать целей неречевой деятельности, ребенку необходимо «подводить» свои меняющиеся с возрастом «системы» детского языка к системе и норме языка взрослых.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что побудительными силами овладения языком являются противоречия между желаниями (притязаниями) ребенка, с одной стороны, и его языковыми и коммуникативными возможностями и требованиями социальной среды, с другой.

Ещё одной из важных побудительных сил к усвоению языка является потребность в деятельности. Самая важная из них, по-моему, познавательная деятельность.

Наблюдая за познавательной деятельностью малыша, можно часто уверенно сказать, отстаёт ли ребёнок в умственном развитии или нет. У ребёнка с сохранным интеллектом можно наблюдать в буквальном смысле блеск в галазах , если этому ребёнку показать какую-нибудь новую игрушку. Такой малыш с интересом будет её рассматривать, наблюдать за вашими действиями, пытаться их повторить.
Именно ребёнок-первооткрыватель 1-2-3 лет с таким интересом познаёт всё то новое, с чем сталкивается, и поэтому так важно в раннем возрасте удовлетоворять познавательную потребность малыша:

- с помощью расширения его чувственной сферы, ведь сначала ребёнок накапливает ощущения, так как ведущим полушарием пока является правое, отвечающее за чувственную сферу, и чем болше накопится сенсорной информации, тем больше будет связей между центрами коры головного мозга, тем богаче будет в дальнейшем словарный запас и языковые возможности;

- с помощью показа ему разнообразных действий-движений. Онтолингвисты говорят о том, что усвоение языковых знаков происходит лишь после прочного усвоения действия, а затем образа. Иерархическую схема генеза знаков языка такова: действия – образы – знаки. Действия в данной схеме понимаются как действия исключительно физические, в основном мануальные (ручные), а образы – как образы восприятия различной модальности (преимущественно зрительной).

Опираясь на эти выводы, можно ещё раз для себя понять всю важность различных игр-манипцуляций с игрушками и различными предметами с акцентом на действие, которое ребёнок может выполнить с этой игрушкой или предметом (покорми, посади, уложи спать, пожалей, подуй на водичку и т.п.), а также важность потешных двигательных и пальчиковых игр, в которых очень чёто проговариваются именно характерные движения (похлопай, потопай, полетели-полетели, сели-посидели, в ямку бух и т.п.)

Чем старше ребёнок становится, тем разнообразней стновится и его деятельность (игровая, конструирования, самообслуживания, художественная, трудовая, учебная...) и тем шире и богаче становится его личная языковая система.

 

Формирование первых форм слов у ребёнка с ОНР

Материал из классической книги по коррекции ОНР "Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников". Авторы: Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.


Следует помнить, если для нормального развития речи характерно очень раннее и исключительно точное воспроизведение интонаций, отчего место ударения в слове усваивается очень быстро, то неразвитая детская речь пестрит сокращениями количества слогов в словах, что называется слоговой элизией.

Отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что ребенок с трудом овладевает ритмико-мелодической стороной слова, отчего оно долго не находит своего послогового выражения. В дальнейшем некоторые дети с трудом заучивают стихи, так как от них ускользают ритм и рифма.

Давно замечено, что как только появляетя у ребёнка двух-, а затем трёхсловная фраза (даже из аморфных слов-корней), возникает возможность воспроизводить по подражанию сначала двух-, а затем трёхсложные слова типа машина, собака, лопата, например: «матина», «асина», «бабака», «табака», «папата», «капата».

Одно из главных условий логопедической работы с детьми, которым недоступно элементарное словоизменение, — проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.

Прежде всего необходимо добиваться от детей воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приблизительно). Важным достижением будет умение деей объединять два слова в одном предложении, например «Петя, пусти» или «Дай шарик».

На данном этапе работы не рекомендуется исправлять звукопроизношение. Это может вызвать у некоторых детей речевой негативизм, так как на этом уровне развития речи они еще не в состоянии овладеть артикуляционными нормами. Поэтому логопед может пренебречь произносительными возможностями детей. При этом желательно, чтобы дети произносили все гласные (кроме звука [ы]). Желательно (но не обязательно), чтобы согласные |м], [п], [б], [т], [д] не замещались согласными звуками другого места образования, например звуком [к]. Все согласные звуки могут оставаться недифференцированными на мягкие и твердые, звонкие и глухие.

Согласные язычно-передненёбные ([ш], [ж], [ч], [щ]), требующие поднятия передней части языка к верхним альвеолам, могут замещаться одним общим фрикативным звуком, например мягким [с']. Допустимы и грубые замещения свистящих и шипящих, например призубным звуком. Закономерным является отсутствие соноров. Но уже на этом этапе следует обратить особое внимание на наличие звука [й]. Этот звук может быть легко вызван по подражанию в дифтонгах: ой, ай, эй.

Если ребенок имеет сложные звуковые нарушения и совершенно не овладевает хотя бы приближенными артикуляциями звуков, логопедическую работу лучше строить на базе интонационно-ритмического воспроизведения слов. Только после того как дети овладеют произношением слов первых 3-х классов, сохраняя интонационно-мелодический рисунок, начинается работа по коррекции звукопроизношения. С трехлетними детьми эту работу целесообразнее начинать на материале «лепетных слов».

Рекомендуется использовать следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых логопедом слов со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительном наклонении. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

К концу данного периода дети должны знать место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трехсложных слов. При работе над звукопроизношением можно ограничиться следующими согласными звуками: [п] ([б]), [м], [т] ([д]), [н], [к], [х] ([г]), без их дифференциации на мягкие и твердые, звонкие и глухие. Если звукопроизношение остается грубо нарушенным, можно ограничиться интонационно-ритмической структурой слов. В понимании речи дети должны соотносить предметы с их функцией, узнавать знакомые предметы по описанию главных его признаков, уметь показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы, поставленные логопедом.

Лексика и грамматические категории, которые отрабатываются на данном этапе:


Импрессивная речь
1. Научить узнавать предметы по их назначению.
2. Научить узнавать игрушки (предметы или животных) по их описанию.
3. Научить соотносить слова один-мало-много с соответсвующим количеством предметов.
4. Научить соотносить слова большой-маленький с величиной предлагаемых предметов.
5. Научить быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое.
6. Научить различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей НЕ (без предмета и с предметом) Например, прыгай – не прыгай; возьми – не бери кубик.
7. Научить различать, к кому обращена просьба (повелительное наклонение ед. и мн. числа)
8. Научить различать грамматическую форму ед.и мн. числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже мн. числа на –Ы, -И.
9. Научить различать ед. и мн. число существительных, оканчивающихся в именительном падеже мн. числа на –А, -Я.

Экспрессивная речь
1. Научить называть знакомые лица, предметы или предметные картинки. (слова из 1,2,3 открытых слогов).
2. Научить наращивать слоги к концу слова (например, подобрать 2-сложные слова, оканчивающиеся на слог КА)
3. Научить объединять усвоенные слова в двухсловные предложения типа "где зайка? – вот зайка – там зайка – тут зайка". Но не требовать точной дифференциации по значению указательных слов.
4. Научить отдавать команды (куклам, игрушкам, товарищам), употребляя глаголы ед. числа повелительного наклонения.
5. Научить объединять слова: обращение + глагол повелительного наклонения ед. числа + винит. падеж существительного (сначала со словами, форма вин. падежа которых совпадает с формой именит. падежа, потом со словами, имеющими в винит. падеже окончание -У).
6. Научить грамматически раздельно употреблять форму им. и винит (с окончанием У) падежей одних и тех же слов.
7. Научить употреблять инфинитив глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, а затем соединять их в словосочетаниях со словами хочу, иди, надо, не надо, можно.

И напоследок хочу поделиться с читателями рассылки ссылкой на сайт "Волшебная нить" педагога дополнительного образования, Натальи Несмеяновой. Там вы можете найти идеи симпатичных и простых игрушек к новому году :)

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное