Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Семейное образование: естественные науки: зачем учиться естественным наукам?


Приветствую вас, дорогие подписчики!

Наверное, у каждого ребенка (и не только) рано или поздно возникает вопрос: а зачем учиться? Конечно, возникает он не тогда, когда учиться интересно и легко, а в моменты усталости и уныния, но ведь и их не избежать. И так, зачем? В первую очередь применительно к естественным наукам.

Я провел небольшой опрос на эту тему. Как и можно было ожидать, сколько людей - столько и мнений. Должно быть, у вас есть и свой ответ на этот вопрос. Лично же я пришел вот к чему: знать естественные науки на самом деле важно только если собираешься их развивать или применять. Развивать науку - это путь ученого, то есть человека имеющего явно выраженную склонность к данной науке, чувствующего ее красоту (наша задача как педагогов показать эту красоту в каждой науке - кто знает, какую окажется способен почувствовать ребенок). Применять науку - это путь изобретателя, человека решающего технические задачи (что без научных знаний невозможно). На остальных жизненных путях естественные науки почти бесполезны, а иллюзия их знания прямо таки вредна (вспомним как легко манипулировали политики в прошлом веке людьми, "думающими, что знают науку", особенно в нашей стране и в Германии). 

Массовое преподавание естественных наук, собственно, и появилось в XX веке как средство формирования определенного мировоззрения (ребенок, да часто и учитель не в состоянии отличить научный факт от идеологического штампа) и уже во вторую очередь - обеспечения промышленности учеными и изобретателями. Хотя о последнем мечтал еще Д.И.Менделеев, предлагавший заменить в школах никому не нужную латынь и греков на физику, химию, технологию. Действительно, ученых и изобретателей стало больше (единицы % от населения), но не в такой пропорции, как увеличилось число как бы обученных естественным наукам (почти до 100%). То есть, большинству учащихся данные науки принесли мало пользы, а только отняли время и нервы.

То есть, если ребенок не имеет склонности к науке и технике, может не иметь большого смысла добиваться от него умения рассчитать последовательное соединение конденсаторов или что-нибудь в этом роде. Человечество, да и сам он много от этого не потеряет.

Если же он имеет такую склонность, и притом вы не очень сильно боитесь что ребенок станет изобретателем, могу посоветовать скачать замечательную книгу Г.С. Альтова "И тут появился изобретатель". В ней автор знакомит школьников с основами решения изобретательских задач, для понимания которых не требуется каких-либо специальных знаний. Занимательные задачи подготовлены на основе реальных технических решений, официально признанных изобретениями. Но для наших целей семейного образования важнее другое - автор эффективно раскрывает связь между естественнонаучными знаниями и возможностями человека по решению практических задач, показывает насколько полезен при этом научно-технический кругозор и понимание законов природы. Таким образом, если ребенок хоть сколько-нибудь собирается в своей жизни решать технические задачи, эта книга не может не повысить у него сознательный "взрослый" интерес к естественным наукам. 

С уважением,

Александр Оликевич
www.openfablab.ru 

 


В избранное