Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Место встречи - желудок. Пути продуктов питания. Общепит на посту


Общепит на посту:Моду на постные продукты формируют питерские кафе, рестораны и…их посетители

 

По данным социологов СпбГУ, в Петербурге проживают около 5-7% людей, наиболее приближенных к православной церкви. По другим сведениям, количество воцерковленных сограждан, составляет примерно 13%. Однако можно точно сказать, что  никогда еще на берегах Невы не было такого активного спроса на постные блюда – утверждают владельцы и сотрудники кафе и ресторанов. Где спрос, там и предложение –  в каждом втором кафе можно встретить специальное постное меню. Ассортимент “продуктовой корзины” постящегося человека изучал на практике корреспондент GoodsMatrix.ru


Домашняя трапеза
Что такое православная “продуктовая корзина” можно понять, заглянув на те страницы в Интернете, где люди обмениваются своими рецептами постных блюд. Вот что можно увидеть сегодня на столе постящегося человека. Обобщенный опыт обитателей Рунета дополняют их же оригинальные идеи использования привычных продуктов.

Каши во всех видах и проявлениях: гречневая, ячневая, пшеная, овсяная. Последняя – вне конкуренции. Салатные добавки к ним порой заменяют сладкие наполнители в виде цукатов и сухофруктов (что переводит автоматически переводит кашу в разряд десертов). Так одна из хозяек предложила овсянку с чесночком и укропом, другая предпочитает готовить ее с яблоком, изюмом и ванилью.

Салаты
Здесь определенно лидирует винегрет . Хотя, можно встретить и другие варианты. Скажем, смесь огурца, картофеля, горошка и зелени. Или морковки с изюмом.

Супы . К одному знаменателю привести сложно. Здесь и постный борщ, и грибной суп, и овощной суп-пюре с зеленью…

На второе/на ужин
Картофель - как жареный так и отварной, а также пюре. Причем, одни заворачивают это пюре в лаваш, а другие смешивают его с поджаренными овощами (как вариант – с морковкой, луком и зеленым горошком). Иногда фигурирует картошка с “подкладом” (тушеными овощами, включая капусту, морковь, лук и чесночок). В большом почете - сочетание лука и грибов , а также тушеная капуста.

Десерты Классика жанра – конечно пироги. Варианты начинок - от капусты, морковки и жареного лука до сладких наполнителей - мака, брусники, яблока, корицы и даже облепихового джема (как предложила одна хозяйка).

Оладьи и вареники. Их также готовят как сладкими (в качестве десерта), так и с сытными добавками.

Среди традиционных чайных угощений встречаются мармелад, козинаки, овсяное печенье и халва. Правда, некоторые предпочитают всему этому…яблоки и бананы. Нашлись и любители овсяного киселя (по сути - десерта, а не самостоятельного напитка). А кроме чая наши сограждане с удовольствием варят домашние морсы и готовят свой квас.

Для сравнения домашней пищи и “постного общепита” мы прошлись по кафе и бистро совершенно разного уровня, включая небольшие рестораны.

Перекус для паломника
Салаты:
Практически в каждом кафе можно встретить вариации винегрета, морковного и “весеннего” салата. (где к яблоку и сельдирею добавляется либо морковь либо болгарский перец). Заведения уровня “выше среднего” могут позволить себе экспериментировать, предлагая посетителям свекольный салат с черносливом или орехами.

Первые блюда
Все просто как по учебнику - борщ постный , овощной суп, картофельный суп с фасолью, грибная солянка. Ресторанный вариант - борщ с белыми грибами.
Вторые блюда: Среди них нам удалось найти овощные голубцы, драники, сладкий перец, блины с овощами, а также картофельные зразы с грибами. В другом месте нам предложили обычные картофельные котлеты и плов – с тем же наполнителем. Ресторан, специализирующийся на русской кухне, предложил даже помидоры, фаршированные грибной икрой. Из того, что обычно называют гарниром, можно легко отыскать гречу, рис, капусту тушеную и картошку запеченую.
Любители украинской пищи имеют возможность отведать галушек с сыром и шпинатом. А в варениках, как объяснили нам, нет яйца по определению. И потому есть их можно с любыми начинками – как с грибами, так и с творогом, вишней или курагой.

Десерты, выпечка
Вот лишь несколько вариантов постных пирожков, которые нам удалось найти: кармашек с грибами, с картофелем и грибами, кальцоне с грибами и овощами, слойка с яблоком. Одна из сетевых закусочных в этом году специально разработала два сорта маленьких кексов (шоколадных и апельсиновых с изюмом). Там же пекут овсяно-яблочные оладьи , подавая их с клубничным соусом. Другая сеть регулярно выдает на свои прилавки более 20 сортов хлеба, который в любое время года можно считать постным, а на этот раз предложила своим посетителям два новых пирожных. Еще одно предприятие быстрого питания, специализирующееся на блинах, подготовило свой вариант “великопостного” меню. Из сладкого туда входят блины с медом, а также с брусникой, яблоками или вишней. Словом, был бы кошелек, а цель для него найдется.

Обратная связь
Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять: домашний постный стол отличается от общепитовского в первую очередь ориентацией на «подручные продукты» (есть крупа и грибы - значит будет обед или ужин) . Другое дело, что покупатели постных блюд – далеко не всегда люди верующие. И наоборот – не каждый православный имеет возможность поститься, «как положено». Получается, что питерский общепит находится сейчас в неком симбиозе с горожанами. С одной стороны, спрос на постную пищу формирует предложение со стороны коммерсантов. С другой стороны, эти предложения привлекает и ту часть покупателей, которым просто нравится пища, лишенная животных белков и жиров. С третьей, именно так и формируется общественный интерес к традициям Великого поста – своеобразная мода, которая в свою очередь дает прибыль тем самым предприятиям общественного питания.

Елена Петровская

Валентин Семенов, социолог, профессор, директор Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ) при СПбГУ
Самый активный рост числа верующих наблюдался в нашей стране в конце 80-х - середине 90-х годов прошлого века. Обусловлено это теми непростыми условиями, в которых оказалось тогда российское общество. Согласно исследованиям, 61% респондентов в Петербурге на момент 1995 года считали себя религиозными людьми. Сейчас эта цифра ненамного меньше. Когда молодежь напрямую спрашивают о вере, религиозными себя считают 52-53% Однако если спросить тех же людей об их ценностях, то вера в этой иерархии занимает лишь 6-7 место. Сегодня можно констатировать некую моду на постную кухню. И, надо сказать, это неплохо, поскольку народ таким образом вольно или невольно приобщается к своим традициям, корням.


В избранное