Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Великолепные домашние блюда - для начинающих и опытных # 107. Русская Масленица-2007 - ЗАИГРЫШИ



 Великолепные
    Домашние Блюда
 - рецепты для начинающих и опытных

    Электронное периодическое издание
    107-й выпуск

 

Большой Кулинарный Словарь
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я

При приготовлении блюд для детского питания острые специи не добавляются!
У детей вкусовые рецепторы настолько чувствительны,
что специи им или не нужны, или просто неприятны.
И, по возможности, в питании следует заменять сахарозу на фруктозу, глюкозу и мед.
О приготовлении разнообразных соусов и заправок см.   123456.



* * * * * * *
 Русская масленичная кухня - часть 3-я

Блины с припеком
и блинчики с начинкой

Блины с припеком - так называют блины, в которых запечены какие-либо продукты: рубленые вареные яйца, грибы, измельченные овощи и пр. Т.е. блины с припеком - это своего рода пирожки-пельмени из блинного теста и "предки" закрытой пиццы.

Пекут эти блины обычно таким образом: на сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин слегка подрумянивается, кладут на него начинку ("припек") и заливают его новой порцией теста так, чтобы "припек" оказался внутри блина.

Затем переворачивают блин на другую сторону и слегка обжаривают.

С припеком можно готовить пшеничные, гречневые, смешанные и другие блины.

Другой вариант выпечки блинов с припеком. Для их приготовления на разогретые и смазанные жиром сковороды кладут заранее приготовленный припек, заливают его блинным тестом и жарят, как обычно.

Припеки, как и начинки для пирогов, могут быть самые разные.
Например:

1. Лук репчатый нарезают кольцами или полукольцами и обжаривают до золотистого цвета.

2. Лук зеленый шинкуют и слегка обжаривают.

3. Мякоть любой рыбы припускают, мелко рубят, посыпают солью, перцем, добавляют слегка обжаренный лук и все обжаривают на сковороде.
Можно сделать припек из свежей отварной или малосольной рыбы, порезав ее на мелкие ломтики.
Можно приготовить припек из снетков. Для этого нужно их промыть, обсушить и слегка обжарить.

4. Вареные мелко нарубленные яйца посыпают ложкой на сырой блин и допекают его.

5. Cваренные вкрутую яйца порубить и смешать с мелко нарезанным зеленым или обжаренным на масле репчатым луком.

6. Морковь сварить, очистить, порубить и слегка обжарить на сливочном масле, затем класть понемногу на сырой блин и обжаривать его, как обычно, с обеих сторон.

Блинчики
Ингредиенты:
- 2 стакана муки,
- 5 яиц,
- 3 стакана молока,
- 100 г растопленного сливочного масла,
- соль по вкусу.
        Приготовление      
Блинчики готовят из очень жидкого пресного теста. Хотя их приготовление проще и быстрее, чем блинов, они вошли в наш быт значительно позднее под влиянием западноевропейской кухни.
Желтки и соль хорошо размешать, добавить половину молока, всыпать пшеничную муку тонкого помола, продолжая мешать, постепенно вливать растопленное сливочное масло, добавить остальное молоко. Затем взбить белки, влить в тесто, размешать и выпекать.

Блинчики с начинкой
Блинчики можно поливать сметаной, растопленным маслом, вареньем. Но наиболее популярны блинчики с начинкой.

На середину блинчика (на обжаренную сторону) кладут начинку, заворачивают его края в виде конверта или трубочки и обжаривают на сковороде. Готовят блинчики с самой разнообразной начинкой.

На одну порцию обычно подают 2-3 блинчика.

1. Мясная начинка. Мясной фарш обжаривают, пропускают через мясорубку, добавляют соль, перец, обжаренный лук, рубленое яйцо и хорошо перемешивают.
Мясо 350 г, жир 30 г, яйцо 2 шт., соль, перец, лук.

2. Начинка из печени. Печень мелко нарезать, обжарить, пропустить через мясорубку, добавить мелко нарезанный и обжаренный лук, масло и готовую рассыпчатую гречневую кашу, соль, перец и хорошо перемешать.
Печенка 200 г, масло 25 г, крупа гречневая 50 г, лук.

3. Творожная начинка. Сливочное масло растереть с желтком и протертым творогом, добавить соль, сахар.
Творог 300 г, масло 15 г, 1 желток, соль, сахар по вкусу.

       ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

- Если вы собираетесь заворачивать в блины начинку, то выпекайте их с одной стороны, тогда они не будут суховатыми.

- Если белки для теста взбить отдельно от желтков, блины получатся пышнее.

- При просеивании мука разрыхляется, обогащается кислородом, поэтому тесто становится воздушнее.

Блинчики пряженые

Готовят любую начинку, кладут ее на блинчик, заворачивают в виде конверта или трубочки, смачивают в яйце, слегка разведенном в молоке, обваливают в сухарях и обжаривают на сливочном масле или на смеси сливочного и оливкового масла 1:1 (слой масла – около 1 см).

Блины с луком
Ингредиенты:
- 500 г муки,
- 2 стакана воды,
- 1 ст. ложка сахара,
- 15 г дрожжей,
- щепотка соли,
- лук речатый или зеленый
- 1/2 стакана растительного масла.
        Приготовление      
Замесить тесто для блинов из муки, воды, дрожжей, соли, сахара. Дать тесту подойти.
Лук мелко нарезать, потушить в масле, посолить по вкусу.
Когда тесто подойдет, положить в него тушеный лук. Дать тесту опять подойти 15 минут.
Выпечь блины обычным способом.

Блины с семгой и икрой по-русски
Ингредиенты:
- 150 г гречишной муки
- 150 г пшеничной муки
- 20 г дрожжей
- 300 мл молока
- 2 ст. ложки растопленного сливочного масла
- соль
- 2 яйца
- 400 г слабосоленой семги
- 200 г сметаны
- 100 г икры
        Приготовление      
Смешать гречишную и пшеничную муку. Дрожжи растворить в теплом молоке и перемешать их с мукой вместе с растопленным маслом и солью. Тесто накрыть полотенцем и поставить в теплое место подходить.
Отделить белки от желтков. Белки взбить в крутую пену и ввести в тесто.
Разогреть топленое масло и испечь в нем небольшие румяные блинчики. Поставить их в теплое место, а еще лучше – сразу горячими подавать на стол.
Семгу нарезать тонкими ломтиками.
Блинчики подавать с икрой, семгой и сметаной.

Блинчики с яблочным припеком
Ингредиенты:
- 2 стакана муки,
- 3 стакана молока,
- 4 яйца,
- 50 г масла,
- 1 ст. ложка сахара,
- 1 неполная ч. ложка соли,
- 5—6 яблок;
- сахарная пудра и мед по вкусу.
        Приготовление      
Приготовить тесто (см. "Пресные блинчики" в 123-м вып.).
Яблоки очистить от кожицы, удалить сердцевину, нарезать тонкими дольками, выложить на разогретую с маслом сковороду, залить тестом и обжарить с двух сторон.
Сняв блин со сковороды, свернуть трубочкой, обсыпать сахарной пудрой и подавать с медом.

Блинница
Ингредиенты:
- пресные блинчики,
- 3 яйца,
- 50 г сливочного масла.
        Приготовление      
Пожарить пресные блинчики (см. 123-й вып.).
Уложить на сковороду горкой в 7 слоев, предварительно смазав каждый блин маслом и двумя взбитыми яйцами.
Сверху залить оставшимся яйцом и запечь в духовке до образования румяной корочки.



ТРАДИЦИИ

Уж каких только нет масленичных обрядов! И чучело Зимы сжигают, и блины пекут!

А все оттого, что в старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую масленицу.

Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки.


ЧУЧЕЛО

Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!

В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее "по-бабски" - в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после - сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.

Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы "хороня Масленицу".

СНЕЖНЫЕ ГОРОДКИ

Принято в масленицу на берегу реки строить городки из снега, укрепленные башнями, с двумя вратами. К этому городку собирается множество детей, которые делятся на "пеших" и "конных". "Пешие" занимают город, "конные" готовятся к нападению. Наконец, "конница", по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается битва. Осажденные храбро защищают город портив "конницы", не давая ей ворваться в крепостные ворота, отбивая их метлами и помелами. Однако, "конница" берет верх и победоносно въезжает в ворота городка, а затем вместе с "осажденными" разрушает городок с веселыми песнями и возвращается домой.

ПЕТРОВСКИЙ МАСКАРАД

А еще на масленицу возят по городу большой корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых развешаны на его мачтах. Вслед за кораблем, с музыкой и песнями, идут ряженые.

В 1722 году Петр великий дал в Москве невиданный маскарад: по столице длинной вереницею разъезжало множество судов различного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, запряженных шестью лошадями, шедшими гуськом, одна за другою и украшенных побрякушками. В других санях ехал "Князь-папа", облеченный в мантию красного бархата, подбитую горностаем, в ногах его восседал Бахус на бочке. За ним - свита, замыкаемая шутом, который сидел в санях, запряженных четырьмя свиньями.

Шествие самого флота возглавлял Нептун, сидевший в колеснице с трезубцем руках, запряженной двумя сиренами. В процессии находился и "Князь-кесарь" Ромодановский - он занимал место в большой лодке, которую тащили два живых медведя. А в конце этой процессии следовала громада - 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля Фридемакера, спущенного на воду в марте 1721 года Петербурге. Он имел три мачты и вооружение до последнего блока!

На этом корабле, везенном шестью лошадьми, восседал сам Петр I, в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал ими как бы на море. За эти кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, бывшей в костюме голландской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски.

За гондолою следовали настоящие участники маскарада, известные под именем "неугомонной обители". Они сидели в широких и длинных санях, сделанных наподобие головы дракона, и наряжены были журавлями, волками, лисами медведями, представляя в лицах эзоповы басни. Такое чудное и яркое маскарадное шествие через Тверские ворота протянулось в Кремль при пушечных выстрелах, где и закончилось великолепным фейерверком и пиршеством.

Но после кончины Петра великого прекратились маскарады до воцарения Императрицы Елизаветы Петровны, которая очень любила наряжаться, так как к ней очень шел мужской наряд.

КАТАЛЬНЫЕ ГОРЫ

В царствование Императрицы Елизаветы Петровны масленичные катания устраивались в ее любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, и с них - то катались не только, но и сама императрица, съезжавшая "стоя на лыжах". Забава эта осталась в России на долгие-долгие годы, и мало кто уже помнил, что катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

Катальные горы строились с затейливыми башенками, на которых развивались затейливые флаги, а вдоль гор вместо барьера, в два ряда стояли елки, а между ними - статуи из льда и снега.

Вспоминая свое девство, в начале ХХ века И.С.Шмелев так описывал катания с ледяных горок: "В субботу, после блинов, едем кататься гор. Зоологический сад, где устроены наши горы - они из дерева и залиты льдом: Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие "Дилижаны" с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. : Степенный плотник Иван помогает Пашке-конторщику резать и выдавать билеты, на которых написано - "С обоих концов - по разу". Народ длинным хвостом у кассы. Масленица погожая…

По накатанному лотку втаскивают веревками ввернувшиеся с другой горы высокие сани с бархатными скамейками, - "Дилижаны", - на шестерых. Сбившиеся с ног катальщики, статные молодцы, ведущие "Дилижаны" с гор стоя на коньках сзади, веселы и в меру пьяны. Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате, "на корыте".

Зажигают иллюминацию. Рычат гулкие горы пустотой. Катят с бенгальскими огнями, в искрах. Гудят в бубны, пищат гармошки…"

МЕДВЕЖЬЯ ПОТЕХА

Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления.

Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень.

Эта народная забава несколько раз упоминалась в "домострое", осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел". Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей.

С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним, традиционным. Известно, например, что в 1570 году Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учеными медведями.

В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян но был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара.

Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо: "Михайло Потапыч" или "Матрена Ивановна", "почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин".

Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.

Вечным спутником Михайло Потапыча был "коза бодатая", которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. "Коза" выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки.

Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой, а после этого угощения вожак предлагал медведю "побороться". Такая борьба, правда, не всегда заканчивалась благополучно для вожака.

Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с "козой", выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или "козой".

Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители царского "ловчего пути", так и "любители-непрофессионалы".

Поскольку медведь - главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на здание лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И вдруг оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик, неуклюжесть, косолапость, нечленораздельная "речь" (рев, ворчание) - все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина.

ПЕТРУШЕЧНЫЕ КОМЕДИИ

В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.

Успех Петрушки в одних случаях объяснялся злободневностью и сатирической направленностью сценок, в других секрет обаяния комедии видели именно в ее сценичности, в том, что формы игры здесь были незамысловатые, простые и понятные, поэтому они легко воспринимались широкими массами всех возрастов и всех уровней развития.

Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка. Одет он бывал в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб или даже два горба. И длинный горбатый нос.

КУЛАЧНЫЕ БОИ

Еще одна масленичная потеха - кулачные бои, которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках" - о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III против Великого князя Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: "Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться".

Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью.

В старину было три вида кулачных боев.

Самым лучшим и интересным считался бой один на один.

Практиковался и бой "Стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак.

А реже всего допускался бой "сцеплялка - свалка", который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки".

БАЛАГАНЫ

Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаганы - это главная притягательная сила, самое заманчивое, хотя далеко не всегда доступное увеселение.

Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний.

Слово "балаган" первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение "временная, разборная торговая постройка".

Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века.

На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты.



Приложение публикуется в 8-ми частях
Часть 3-я


Второй день Масленицы - "ЗАИГРЫШИ"
Вторник, 13 февраля 2007 г.
Место действия: Москва, Васильевский спуск
Время: 16.00-21.00


Работают аттракционы, идет бойкая торговля блинами и сувенирами, гостеприимно распахнули свои двери павильоны "Чайная" и "Кофейня", до начала концерта на центральной сцене в городке играет фоновая музыка, на малой сцене проходят конкурсы и игры.

Во вторник парни и девушки катались на санях и ели блины. В зажиточных семьях братья строили для сестер во дворах ледяные горки, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. В различных областях России строили снежные крепости и штурмовали их с шутками, прибаутками и смехом. По традиции второй день Масленицы был для молодых. Парни и девицы приглядываются друг к другу, "заигрывали", чтобы после Пасхи на Красную горку сыграть свадьбу.

В Масленичном городке работают аттракционы, торговые сувенирные ряды, обжорные ряды, павильоны "Чайная" и "Кофейня". В этом году масленичные "заигрыши" проходят накануне праздника влюбленных. Пусть это не православный праздник, но мы - москвичи толерантны и устроим в этот день для нашей молодежи подготовительный репетиционный день для тех, кто будет отмечать этот праздник на следующий день.

На малой сцене устанавливаются несколько блинниц. Блины в этот день влюбленные будут печь в виде сердец, а потом ими угощать своих возлюбленных. Признание в любви или пожелание можно будет написать фломастером или красками на бумажном "блине", который растянут на специальной конструкции в Масленичном городке, и по мере заполнения он будет сворачиваться в "любовный" манускрипт "Масленица 2007". В течение дня ведущие зачитывают наиболее яркие и интересные пожелания с малой сцены и вручают авторам памятные сувениры. Весь день в "Масленичном городке" проводятся народные молодежные игры "Ручеек", "Колечко", в основе которых заложен принцип выбора понравившегося человека.

Продолжение следует: завтра среда - ЛАКОМКА

Приятного аппетита!
   Счастья и радости
                     за Вашим семейным столом
                            и во всех событиях Вашей жизни!
SuperCook.ru          
Написать письмо              



Смотрите город, страну:
- все страны Мира
- города всего Мира
- города РФ
- все края и области РФ
- все области Украины
    Прогнозы погоды в МОСКВЕ:
     - почасовой на сутки
     - на 3 дня
     - на 5 дней
     - на 10 дней
     - на месяц
  Погода в Мире. Температура воды на курортах Мира.
Высокая достоверность у 1-2-суточных прогнозов.
Любые метеопрогнозы на 3-5 суток и более недостаточно достоверны.


Полный календарь православных именин
Cведения о христианстве, богослужебный канон
Календари православных праздников и постов

Не забывайте поздравить своих близких, друзей и знакомых
и вместе с ними отметить событие
за веселым праздничным столом!
 

 


В избранное