Китайский чай - узнать больше. Сказки и реальность.
Выпуск 18.
Улунский чай. Производство и разновидности
На мой взгляд, улунский чай отличается от всех других
сортов самым ярким ароматом и полным вкусом. В нем сочетаются свойства зеленых
чаев, такие как свежесть и интенсивный запах, со свойствами красных чаев –
насыщенностью и крепостью. Кроме того, только улунский чай может выравнивать
состояние, – если вы устали, он взбодрит, а если слишком напряжены, то
расслабит.
Но начнем по порядку – с названия. По-китайски этот сорт
чая называется «у-лун ча», то есть «чай вороного дракона».Есть разные легенды о происхождении этого
названия. Одни люди считают, что оно произошло от имени крестьянина, а другие
полагают, что название пошло от названия реки в Фуцзяни.
Некоторые считают, что листочки улунского чая похожи на
свернутых темных драконов, которые разворачиваются в чайнике. По-английски
название передают как «oolong»,
что должно читаться как «улонг» или «улон», но на русский почему-то часто
переводят как «оолонг», что не совсем верно с точки зрения английской
транскрипции.
Еще одно название этого чая – «цин ча», то есть «свежий,
молодой чай». Иероглиф «цин» может также переводиться как «сине-зеленый»,
потому и встречаются порой названия «синий чай» или «сине-зеленый чай», а также
«бирюзовый чай». У некоторых сортов, например, у Те Гуаньинь, цвет сухого листа
действительно отливает сине-зеленым, как патина на бронзе, но есть и сорта, у
которых лист почти черный, как у Да Хун Пао.
Улунские чаи производятся в провинции Фуцзянь, в Гуандуне,
и на Тайване. По методу производства они делятся на сильно-ферментированные и
слабо-ферментированные. Первые чаи ближе всего к красным чаям, а последние – к
зеленым.
При производстве слабо-ферментированных чаев используют
следующие операции: сбор, подвяливание на воздухе, выдерживание в комнате с
постоянной невысокой температурой, сминание, «убийство зелени», заворачивание в
кусок материи и прокатывание на прессе, ферментация, просушка и сортировка. Эти
операции могут повторяться по нескольку раз, для того, чтобы чайный лист
приобрел нужную форму (небольшого комочка) и достиг необходимой степени
ферментации. В результате края у листа буреют, а середина остается зеленой. У
некоторых сортов, например у Те Гуаньиня, собирают три верхних листа с
веточкой, у некоторых – только отдельные листочки.
Если вам доведется побывать в Аньси, центре производства Те
Гуаньинь, то может вы попадете в традиционный цех по обработке чая, где почти
все делают так, как и 100-200 лет назад. Среди маленьких домиков и капустных
грядок стоит кирпичный сарайчик. На полу первого этажа разложены подносы, на
которых подвяливаются листья. Лист собирается большой, до 5-6 см длиной, очень плотный. Со
временем он делается мягче и его перекладывают на плетеные решета, которые
помещают в прохладную комнату. Лист выдерживается там до 10-12 часов, наполняя
все вокруг сладкимароматом. Но самый
приятный «чайный дух» идет от печки, в которой проходит «убийство зелени». Там
листья прогреваются почти до 200 градусов и постоянно перемешиваются. Через
несколько минут хорошо прогретые чайные листья вынимают и складывают в
матерчатые мешки, которые потом заматывают и прокатывают под прессом. Именно так
и получает чай свою форму. После 3-4 раз заматывания в мешок и последующего
прогрева листочки скручиваются в шарики. И вовсе это не юные девы и не
престарелые монахи, которые вручную скатывают каждый листик, как я раньше
полагала. Это просто выработанная веками технология, за которой следят самые
простые китайцы в черных тряпочных тапочках и синих рубахах. Именно они
пересыпают чай на подносы и складывают в печь для подсушивания, именно они
потом ссыпают все в мешки и отправляют на переработку – для сортировки и
обрывания черешков.
В производстве сильно-ферментированных чаев этапы чуть
отличаются. Чайные листья не заворачиваются в ткань, а скручиваются вручную или
машиной, так что чайный лист остается длинным, чуть закрученным в длину. В
заключение чай прожаривается в сетчатых корзинах над очагом (или в специальной
печи). У такого чая лист темнеет, его цвет варьируется от темно-зеленого до
бурого и красновато-коричневого.
В мастерских можно увидеть те же агрегаты: вращающуюся печь
для «убийства зелени», плетеный барабан для сминания чая, подносы и прессы. Но
кое-что есть и новое – комната для прожарки. Там в полу располагаются очаги,
где разводят маленькие костерки из специально отобранных поленьев. Когда костер
гасят, то сверху ставят решетчатую корзину с подготовленным чаем, и дым от
костра подсушивает чайный лист, придавая ему неповторимый аромат. Вся комната
пропитана запахом чая, смешанного с дымком от поленьев. Очень важно вовремя
убрать корзину, чтобы чай не «пережарился», иначе у него будет горелый запах.
Варьируя время и интенсивность воздействия дыма можно получить чай более
«свежего» запаха или более «крепкого». В первом случае чайный лист будет почти
зеленый, чайный настой более светлый, янтарного цвета. Во втором случае лист
будет темнее, почти черный, настой будет приближаться к красному или
красно-коричневому. И тот, и другой способ обработки имеет своих поклонников, в
любом случае, чай получается вкусным.