Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия красоты и здоровья

  Все выпуски  

Философия красоты и здоровья № 16. Как работает мозг при неудачах и медитации


 

Приветствую Вас, уважаемые подписчики! Рада новой встрече с Вами!

Перед Вами - шестнадцатый выпуск рассылки сайта  Философия красоты и здоровья

 

Как работает мозг: почему мы терпим неудачи, и в чём польза медитации

 

...несмотря на то, что мозг в покое потребляет около 20 % кислорода,

потребляемого всем организмом, эти 20% обеспечивают ткани,

вес которых составляет всего 2% веса тела.

Д.Сигел, "Внимательный мозг". стр. 207

Отзыв. Книга Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что делать. Сайен Бейлок

в Лабиринте >>

в Озоне >>

в Read.ru >>

Друзья мои! Я подготовила для Вас большой обзор по двум книгам, посвящённым тонким механизмам работы мозга, – "Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда всё поставлено на карту, и что делать" Сайен Бейлок и "Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию" Дэниела Сигела.

Представляю Вам наиболее интересные, на мой взгляд, моменты этих двух книг, с попутными комментариями, где в этом есть необходимость. Практически эта статья – моё комментированное чтение, погружение в книгу... С полной версией обзора можно познакомиться на сайте.

Книга "Момент истины" – научно-популярная, отличная книга-мотиватор для тех, кто стремится к личностному росту и хочет понять все тонкости методов саморегуляции. Сайен Бейлок посыл своей книги объясняет сразу: "Я изучаю результативность человеческой деятельности. Я пытаюсь объяснить, как люди добиваются успеха в той или иной области: на игровой площадке, поле для гольфа, в составе оркестра или конференц-зале солидной компании."

В своей работе Бейлок рассматривает разные аспекты в работе мозга: как мозг работает под влиянием стрессов, как происходит мобилизация, почему происходят сбои и психологические срывы; рассматривается как протекает процесс обучения и каким образом проявляются человеческие способности, как люди приобретают и реализуют сложные навыки и умения. Также приводятся данные исследований о том, какие системы человеческого мозга отвечают за быстроту приобретения спортивных навыков; отличается ли работа мозга при усвоении этих навыков от функционирования при обучении наукам или музыке; почему некоторые талантливые люди теряются именно при судьбоносных испытаниях, когда на карту поставлено всё; описываются жизненные примеры психологических срывов при "параличе анализа", который может произойти при чрезмерном сосредоточении на автоматических действиях. Бейлок иллюстрирует свои выводы исследованиями в области изучения работы мозга спортсменов, бизнесменов и студентов, хотя, конечно, выводы можно экстраполировать на каждого из нас.

...срыв – не только собственный провал. Это проявление способностей или возможностей на уровне ниже реально имеющегося. Это когда спортсмен, актёр, музыкант или студент показывают результаты хуже тех, на которые они способны и которые показывали ранее. Этот "менее чем оптимальный" результат отражает не просто случайное отклонение (увёз случаются взлеты и падения). Такой срыв наступает именно в ответ на серьезную стрессовую ситуацию. (стр. 15)

Иногда опыт может не позволять более широко взглянуть на проблему, поэтому Бейлок предлагает время от времени обращаться к мнению менее искушённых коллег, которые помогут посмотреть на проблему более свежим взглядом, более творчески подойти к решению задачи, найти нетипичные ходы.

Хорошие новости для сладкоежек:

(...) при долгом мыслительном процессе и напряжении способностей к логическому анализу в крови человека снижается уровень сахара (главный источник энергии для клеток тела и мозга). Если не пополнить эти энергетические ресурсы, эффективность умственной деятельности может снизиться. Падение уровня глюкозы в крови может стать большой проблемой прежде всего для людей с высоким уровнем интеллекта. Лица с большим объёмом рабочей памяти обычно используют более обширные зоны мозга, поэтому им нужно больше энергии, чем людям с менее развитым интеллектом. (стр. 41)

Независимо от того, стреляете ли вы мыльными пузырями по коллеге-полицейскому или играете в баскетбол на уличной площадке, вы получаете пользу, приручая себя к действиям в условиях мягких стрессов. Если люди занимаются каким-то делом без напряжения, а потом вдруг попадают в стрессовую ситуацию (будь то большие деньги на кону или пристальное внимание друзей и коллег), у них часто происходит психологический срыв. (...) имитация мягких стресс-факторов помогает предотвратить неудачу при увеличившейся нагрузке, поскольку тренирующие себя люди и в острых ситуациях остаются спокойными, хладнокровными и собранными, несмотря на трудности. (стр. 43-44)

Умение всегда оставаться спокойным и хладнокровным – отличительная черта профессионалов в разных областях. Она, видимо, формируется в связи с тем, что обычно у них вырабатывается привычка действовать в условиях стресса. Сюда же можно отнести и тренировку ответов на неожиданные вопросы перед важными выступлениями.

 

С ростом стремления человека к достижению успеха растёт и вероятность неудач. (стр. 46)

 

Ваши падения – ступеньки к будущим взлётам; мне кажется эту истину следует постоянно повторять людям, помогающим становлению личности у детей, родителям в первую очередь.

 

Время и место рождения могут влиять на успех в жизни. Но главное, что отличает людей, добившихся выдающихся результатов, от середнячков, - количество времени и усилий, направленных на то, чтобы развить в себе навыки и умения, которые обеспечивают достижение вершин в своём деле. Даже если на первый взгляд некоторые люди вроде и не очень напрягаются, более чем вероятно, что они уже провели тысячи часов в бесконечных занятиях. Тренировки на обязательно ограничиваются рамками команды, и, как мы установили чуть раньше, это может быть хорошо. Но тренировки очень важны. По существу, это залог успеха в любом виде деятельности. Даже в таком, где вроде бы главную роль играют врождённые способности. (...) в шахматах, как и в санном спорте, и футболе, тренировка и наработка навыка играю роль куда большую, чем врождённые способности. (стр. 65-66)

 

Бейлок настаивает на том, что мозг требуется постоянно развивать, отмечает пользу раннего музыкального развития и раннего обучения иностранным языкам (в пику многим психологам, которые утверждают, что раннее обучение "вредит ребёнку").

 

Как занятия со штангой помогают наращивать мышечную массу, так и разнообразные тренировки воздействуют на формирование определённой конфигурации головного мозга. (...) Музыкальные тренировки, особенно начавшиеся в раннем возрасте, способны активизировать нервные связи между полушариями мозга. считается, что ранние занятия музыкой способствуют приобретению абсолютного слуха – способности воспроизводить и определять абсолютную высоту звука, не сравнивая её с эталоном. (стр. 70)

 

Схожие механизмы головного мозга задействованы в раннем обучении иностранным языкам – восприятии незнакомой речи на слух.

 

Обычно у нас лучше произношение на тех языках, которые мы изучали с детства. По мнению учёных, причина отчасти в том, что в детстве запоминание иностранных слов обеспечивается при большем участии соматосенсорных участков коры головного мозга, чем во взрослом возрасте. Поскольку эти участки активны как раз в распознавании звуков иностранных слов и их произнесении, воспроизводить правильное звучание легче. (стр. 71)

 

Много дискуссий возникает по поводу того, полезно ли всё-таки для ребёнка начинать заниматься спортом как можно раньше? Родителям, жаждущим побед и медалей важно понимать: чтобы физическое развитие ребёнка не было однобоким (и несущим, кстати, риски для здоровья), обязательно нужно сочетать выбранный основной вид спорта с другими физическими нагрузками. Например, конькобежный спорт гармонично сочетается с плаваньем, что позволяет снять излишнюю нагрузку на позвоночник при низкой посадке, необходимой для эффективных движений конькобежца.

 

Замечательно название главы № 3 "Когда лучше меньше, чем больше", в которой рассказывается о случаях, что перенапряжение префронтальной коры мозга, ответственной за настрой на достижение наилучших результатов, не всегда полезно.

 

(...) всегда ли активация рабочей памяти, "локомотива" нашего сознания, – это хорошо? С одной стороны, исследования показывают, что чем больше у человека объём рабочей памяти, тем лучше он справляется с учебными заданиями, начиная от понимания текста и заканчивая математическими задачами. С другой стороны. то, что позволяет людям с лучшей рабочей памятью легче решать логические задачи (...), может помешать им же тогда, когда необходимо принимать нестандартные, "импровизированные" решения. Людям с развитым интеллектом зачастую труднее оценивать поступающую информацию по-новому. И чем больше мы узнаём об этом явлении, тем более реальным оно нам представляется. Есть много примеров того, как люди начинают испытывать проблемы с решением задач, когда в их голове есть слишком обширные знания и ментальный потенциал. (стр. 77)

 

Теперь мне стало понятно, почему мой сын, любящий математику, лучший ученик в классе, за 5 минут решает сложные олимпиадные задачи, а незамысловатые задачи, но с подвохом, его ставят в тупик: по теории Абрахама Лачинса большая развитость рабочей памяти может приводить к неудачам, если предполагается простое решение.

 

Люди с высокими интеллектуальными способностями склонны к поиску сложных путей решения проблем. Даже если в итоге они находят правильный ответ, они тратят на это массу времени и сил. (стр. 80)

 

Почему в раннем возрасте усвоение иностранных языков происходит гораздо легче? Каковы механизмы действий мозга в данном случае? Название одной из подглавок "Учитесь как дети". Теперь мне понятно, как моя 4-хлетняя дочь с лёгкостью делает замечания и указывает на грамматические ошибки в моём хромающем на обе ноги английском.

 

Люди, которые начинают говорить с детства на двух языках, обычно одинаково хорошо владею обоими в зрелом возрасте. Этого нельзя сказать о тех, кто начинает учить второй язык позже, уже в зрелом возрасте, независимо от того, сколько они корпят над учебниками. Дети так легко овладевают иностранными языками, в частности, потому, что когнитивные способности человека развиваются с возрастом. Рабочая память у детей значительно меньше, чем у взрослых. Это и помогает им быстрее схватывать иностранные слова. Чтобы изучить чужой язык, вы должны уметь правильно отбирать различные единицы информации в разговоре. Это слова и их сочетания. Это грамматические показатели, изменяющие их значение, такие как -s в английском языке (показатель множественного числа). Исследуя типовые ошибки, которые люди совершают при изучении иностранного языка, учёные обнаружили, что у взрослых и детей они разные. А причина в том, что взрослые в процессе в процессе обучения слишком активно используют рабочую память. Например, они воспринимают слова как целые единицы. Они переносят их по отдельности или фразами в новые контексты, даже если эти единицы для последних не подходят. Поэтому зачастую взрослые сохраняют показатель множественного числа -s в слове, подразумевая форму единственного числа: просто потому, что слышали слово во множественном числе и запомнили его. А дети улавливают любые отдельные единицы языка, что помогает им запоминать их быстро и правильно.

(...) при изучении иностранного языка взрослые лучше запоминают слова и правила их использования тогда, когда сначала эти слова им предоставляют отдельно, а потом в составе предложений. Взрослые справляются с чужим языком хуже, если им сразу показывают все его сложности. Запоминание небольших единиц информации позволяет им осваивать язык так, как будто их рабочая память не задействована полностью и у них бездействует мощная префронтальная кора, как у детей. Тогда они изучают иностранные языки быстрее. (стр. 84-85)

 

Подслушивание обычно относится к негативной черте личности, если рассматривать это качество со стороны общечеловеческих ценностей. Но оказывается, любители подслушивать обладают приоритетами при овладении иностранными языками!

 

(...) подслушивание (...) не относится к числу особо ценных качеств. Но умение не сосредоточиваться полностью только на одном объекте иногда полезно для освоения некоторых умений и навыков, важных для получения образования и работы, например изучения иностранных языков. (стр. 84)

 

Различия между размерами рабочей памяти у детей на 50-70% определяют различия в интеллектуальных возможностях. Иными словами, рабочая память – основа коэффициента интеллекта. Именно поэтому учёные так интересуются вопросами о том, как мы приобретаем рабочую память. (стр. 91)

 

Некоторые новые научные работы показывают, что основа нашего интеллекта - рабочая память, которая раньше считалась наследуемой, - может быть модифицирована в рамках тренинга. (стр. 93)

 

Не секрет, что всё чаще у современных детей можно отметить синдром дефицита внимания и гиперактивности; даже один такой ребёнок в детском коллективе способен свести на нет все педагогические усилия учителя\воспитателя и дезорганизовать группу детей. Причины, как и признаки СДВГ во многом ещё чётко не определены, а некоторыми врачами отрицаются вообще. Но речь сейчас не об этом. По последним экспериментальным данным, специальные тренинги для мозга помогают детям с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) улучшать способность к концентрации внимания и достоверно уменьшить склонность к гиперактивности. Так что родителям, страдающим от чрезмерной резвости своего чада и не способным принимать такую особенность развития ребёнка (всё-таки лично я не слоняюсь к тому, что эти проявления являются болезнью) полезно попробовать позаниматься с ребёнком самостоятельно или обратиться к специалистам. В конце концов, навыки самоорганизованности помогут ребёнку в дальнейшем, и сделают его жизнь проще (и существенно облегчат жизнь окружающих в том числе).

 

Выводы главы не оригинален:  "Умственные способности человека улучшаются под воздействием тренировок". (стр. 97)

 

...некоторые люди обладают большей рабочей памятью (или когнитивными возможностями), чем другие. Поэтому они достигают более значимых успехов в учёбе, в частности в решении логических задач и понимании текстов. Но хотя таким людям судьбой уготовано стать лучшими (...), они же зачастую легче терпят неудачи под давлением стрессов. (стр. 147)

 

Сайен Бейлок решила развеять распространённое заблуждение, что мужчины умнее и способнее женщин, и на данных предварительных исследований делает вывод, что у мальчиков просто изначально есть больше возможностей для развития пространственного воображения.

 

...такие занятия, как игра в конструкторы Lego, составление головоломок, изучение окружающей среды и даже видеоигры, помогают детям развивать пространственное воображение. Но между мальчиками и девочками, как и между детьми из разных социальных слоёв, имеются различия в уровне доступности такого рода занятий. Возьмём, например, конструкторы. Подавляющее большинство наборов Lego предназначены для мальчиков. Ими почти не играют девочки и мальчики из бедных семей, поскольку конструкторы дороги. Дети из семей среднего и высокого достатка имеют больше возможностей развивать пространственное воображение и навыки конструирования, чем их сверстники из менее обеспеченных семей и девочки.

Обычно мальчикам разрешается более свободно перемещаться по району, где они проживают. ещё больше таких возможностей у детей из семей с высокими и средними доходами: обычно они живут в более безопасных районах. Таким образом, мы имеем много доказательств того, что различия между мальчиками и девочками в пространственном воображении – по крайней мере в начальной школе – во многом определяются окружающими условиями и наработанными навыками. При этом чем богаче эти условия, тем больше шансов у мальчиков и девочек на то, чтобы развиваться в разных областях. (стр. 119)

 

Иначе говоря, разность в способностях зачастую диктуется только в возможностях родителей предоставить ребёнку развивающее пространство. Именно поэтому, если с ребёнком заниматься ЛЮБЫМ родом творческой деятельности или спортом, успех обязательно будет (пусть даже и не выдающийся)!

 

Сейчас довольно много противников раннего развития, но данные исследований всё-таки показывают: подмечайте и развивайте склонности ребёнка, они перерастут в способности, а затем, возможно, и в уникальность в выбранном виде деятельности.

 

(...) строгие научные факты свидетельствуют о следующем:

1. Девочки и мальчики рождаются примерно с одинаковыми способностями к тому, чтобы вырасти в учёных и инженеров.

2. Даже незначительные нюансы в условиях воспитания ребёнка - от его имени до дохода его семьи - могут заметно влиять на то, сумеет ли он приобрести в жизни серьёзные знания и навыки. (стр. 128)

 

Вызывает недоумение упоминание того, что на познавательную сферу может влиять имя ребёнка? Однако автор приводит исследование, доказывающее, что "чем более женственно имя, тем менее вероятность того, что девочка выберет продвинутые математические программы в школе". (стр. 124)

 

Сосредоточенность на негативных стереотипах о гендерной или расовой группе, к которой вы принадлежите (девочки не способны к математике, темнокожие не умны, белые спортсмены не умею прыгать), может бросить вас в водоворот сомнений. Этот процесс будет отбирать ценные мыслительные ресурсы, которые иначе работали бы на решение задачи. Эти ресурсы ограничены при принятии любого ответственного решения. Одним словом, стоит вам поддаться вам таким стереотипам – и вас ожидает вызванный стрессом психологический срыв. (стр. 129)
 

Медитация оказывает на мозг человека научно доказано мощное воздействие. Более того, медитация позволяет добиться лучших результатов в деятельности любого рода, и что особенно важно, помогает справиться со стрессом.

 

Психологи и нейробиологи считают, что кроме письменного выражения своих эмоций освобождаться от переживаний и стрессов помогают древние практики медитации. Опытные медитаторы способны эффективно "очистить" разум от нежелательной информации. Последние исследования ученых показывают: даже когда искушенные в медитации люди в данный момент момент не медитируют, они способны лучше других приводить свою ментальную и эмоциональную системы в спокойное, умиротворённое и сосредоточенное состояние, которое помогает им эффективнее преодолевать стрессовые ситуации. (стр. 171)

 

По данным эксперимента, даже люди, не имеющие опыта в практиках, после10-ти минутной медитации добиваются более высоких результатов при прохождении сложных математических тестов.

 

...практика медитации приручает человека к меньшему сосредоточению на обычных мыслях и переживаниях и позволяет быстрее освобождаться от отвлекающих сигналов. Понятно, что такая способность контролировать свои мысли могла бы очень помочь в преодолении волнений и напряженности, возникающих в стрессовых ситуациях. Переживания о возможном провале сковывают ресурсы рабочей памяти, которые могли бы быть направлены на выполнении заданий. Приучая мозг 2отключаться2 от негативных мыслей, мы снижаем отрицательное воздействие стрессов на нас. "Отключиться" от негатива - не то же самое, что просто проигнорировать, "выбросить из головы" или подавить дурные мысли, для чего потребуется опять-таки задействование рабочей памяти. Когда вас посещает тревожная мысль, не отмахивайтесь о неё. Четко определите её (возможно, даже на бумаге), а затем "выключите" из своего сознания. Убедите себя, что больше не тратите на неё свою интеллектуальную энергию. (стр. 172)

 

Человек, независимо от рода деятельности, часто подвергается стрессовым ситуациям – экзамены, тесты, ответственные соревнования или публичные выступления. Цель работы Бейлок – вооружить нас универсальной методикой, облегчающей психологический срыв.

 

Часто боязнь провала заставляет воображение невольно прогнозировать негативный исход, тем самым настраивая себя на поражение. Особенно чётко видна эта взаимосвязь в спортивных соревнованиях: "Если спортсмены представляют себе картины своего поражения или неудачи, то этим часто всё и заканчивается". (стр. 193) Спортивные психологи давно уже знают об этом уязвимом месте даже успешных спортсменов. Поэтому и появился мотивирующий слоган Nike: "Just do it!" (Просто сделай это!)

 

Паралич анализа возникает тогда, когда вы слишком сосредоточены на действиях, которые обычно совершаете на подсознательном уровне. (стр. 202)

 

"Слишком много поваров могут испортить одно блюдо". А слишком массированное задействование мозга в выполнении отработанного навыка может привести к психологическому срыву. (стр. 208)

 

Итак, если вы решаете сложную логическую или аналитическую задачу, которая требует всего потенциала рабочей памяти, то волнения и переживания могут окончиться психологическим срывом. когда же вы выполняете хорошо натренированное движение или действие, опирающееся на вашу моторику, то волнение само по себе не ведёт к срыву. Здесь вам могут помешать не переживания. а попытки взять свои действия под контроль. (стр. 209)

 

Некоторые психологи считают, что лучшее средство борьбы с опасностью неудач под воздействием стресса – вербальное закрепление в памяти ожидаемой цели. (стр. 233)

 

Поэтому так полезно регулярно повторять себе: "Я могу! У меня получится!" Основываясь на озвучивании позитивного сценария, психологи подчёркивают важность поощрительных слов по отношению к детям: настраивая ребёнка на успех, Вы заставляете его поверить в себя, открыть в себе новые возможности.

 

Важная информация для родителей "трудных" подростков.

Подростки вообще склонны к открытой демонстрации своих эмоций. Поскольку префронтальная кора в их возрасте только формируется, они чисто физиологически зачастую не способны контролировать эмоциональные центры мозга. (стр. 264)

 

Напряжённые стрессовые ситуации могут повлиять на ваш результат вне зависимости от того, держите ли вы в руках ручку или клюшку для гольфа. Но причина психологического срыва определяется прежде всего характеристиками задачи, которую вы решаете, и вашим состоянием. Поэтому есть разные методы предотвращения срывов в процессе учёбы, на работе, на спортивной или концертной площадке.

Например, напевание песенки для ослабления излишней концентрации внимания увеличит ваши шансы легко забить мяч в лунку с расстояния в метр и выиграть турнир. Но то же рассредоточение внимания у школьника во время прохождения стандартизированных академических тестов может стоить очень дорого. Когда вы решаете сложную задачу на анализ и логическое мышление (скажем, на экзамене или важной деловой встрече), сосредоточенность необходима. Например, привитие школьникам и студентам навыка громко комментировать решение математического примера у доски учит их сосредоточиваться на задаче и уменьшает вероятность возникновения у них волнения или рассредоточения. (стр. 267)

 


Отзыв. Книга  "Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию". Дэниел Сигел

в Лабиринте >>

в Озоне >>

в Read.ru >>

 

"Внимательный мозг" – сложная для неподготовленного читателя книга, включающая в себя новейшие исследования в области изучения работы мозга.

 

Дэниел Сигел, известный психиатр, автор психологических бестселлеров. Аннотация обещает нам, что книга "рассказывает об устройстве головного мозга, природе сознания", автор "исследует медитацию и различные духовные практики, объединяет данные научных исследований о мозге с практикой осознанности и чувственного восприятия, чтобы доказать важность и полезность медитации в нашей повседневной жизни".

 

Приведу интересные, на мой взгляд, сведения из книги.

 

Изучение (...) практик внимательного опознаваниям показало, что они значительно улучшают функционирование организма: способствует заживлению ран, укрепляют иммунный ответ, повышают устойчивость к стрессу и улучшают общее самочувствие. (стр. 24)

 

Молитвы и искреннее приобщение к религии сочетаются, как было показано в некоторых исследованиях, с активным долголетием и улучшением состояния здоровья. (стр. 26)

 

О клинике, в которой практикуется облегчение стресса с помощью методов внимательности.

Программа MBSR предусматривала применение древних практик внимательного осознавания пациентами с самым широким спектром паталогии – от хронической боли в спине до псориаза. Кабат-Зинн с коллегами, включая его партнёра по проекту Ричарда Дэвидсона из Университета Висконсина в Мэдисоне, смогли продемонстрировать, что MBSR может уменьшить субъективные страдания пациентов, улучшить функцию иммунной системы, ускорить выздоровление, улучшить межличностные отношения и общее самочувствие. Практика внимательного осознавания в значительной степени повлияла на психотерапевтические подходы, и проведённые на эту тему исследования показали её эффективность в отношении различных расстройств, что проявляется смягчением симптоматики и предупреждением рецидивов. (стр. 33-34)

 

У внимательного осознавания и безопасной привязанности одна природа: они формируются в префронтальной коре головного мозга.

...базирующиеся на безопасной привязанности отношения между родителями (особенно матерью) и ребёнком, равно как и эффективные отношения между врачом и пациентом, стимулируют рост нервных волокон в префронтальной области. (стр. 41)

 

Когда родитель и ребёнок в своих отношениях друг с другом сонастроены, ребёнок ощущает, что родитель его "чувствует", и воспринимает настоящее мгновение как имеющее стабильность. Во время этих разворачивающихся "здесь и сейчас" взаимодействий ребёнку хорошо. уютно, и надёжно. Он осознаёт, что его любят. Родитель ясно видит его внутренний мир и приходит в состоянии резонанса с ним. Это и есть сонастройка.

Со временем такое сонастроенное общение способствует развитию у ребёнка регулирующих систем мозга – включая интегративные префронтальные волокна, – которые становятся источником адаптивной устойчивости организма в период роста. эта адаптивная устойчивость принимает форму способности к саморегуляции и образованию сочувственных отношений с другими людьми. Здесь мы видим, что межличностная сонастройка – фундаментальный признак безопасной привязанности – приводит к эмпирически доказанному результату, описанному выше. (стр. 42)

 

До недавнего времени считалось, что клетки мозга не восстанавливаются, в свете новых открытий это, к счастью, не так.

...переживание может приводить к образованию новых нейронов. Нейроногенез – образование и рост новых нейронов – может происходить и у взрослых людей. Недифференцированные клетки мозга – стволовые нервные клетки – регулярно делятся, одна из образующихся клеток продолжает клон недифференцированных клеток, а вторая – "дочерняя клетка" – при условии специфической стимуляции может превратиться в полноценный нейрон. Мы знаем, что у взрослых нейрогенез имеет место по крайней мере в гиппокампе, и эти дочерние клетки могут в течение нескольких месяцев созреть до полноценного нейрона. (стр. 44)

 

...внимательное осознавание как форма отношения к самому себе может активировать не только зоны мозга, связанные с вниманием, но и зоны мозга, связанные с социальным взаимодействием (...)

...в ходе тестов, провоцирующих эмоциональную реакцию, происходит сдвиг функциональной активности в кору левой лобной доли, указывают на то, что практики внимательного сознавания помогают людям отвечать положительными эмоциями при встрече с раздражителем, а не при удалении от него. Данные же о том, что степень этого левополушарного сдвига проявляет положительную корреляцию с улучшением функции иммунной системы, говорят о том, что внимательное осознавание и практики внимательности не только улучшают наше самочувствие и избавляют от негативных чувств, но и  способствуют укреплению физического здоровья. (стр. 45-46)

 

Если осознавание настоящего мгновения, не цепляющееся за предвзятое и осуждающее отношение, войдёт в привычку и станет частью вашего менталитета, оно служит мощным путём к состраданию и внутреннему благополучию. Об этом же достоверно свидетельствует наука, этому же учит тысячелетняя практика. (...) Христианская центрирующая молитва, разнообразные йогические практики, тайцзицюань, буддийские методы медитации интенсивно изучались все последние годы, и выяснилось, что у людей, их практикующих, улучшается состояние нервной и иммунной систем. Об этом можно прочитать, например, в работах Филда, Фицпатрик-Хоплера и Специо, Ирвана, а также в обзоре Уолша и Шапиро. (стр. 101)

 

...медитация внимательности – мощный инструмент фокусировки ума, и, кроме того, как я понял на собственном опыте, она усиливает способность улавливать невербальные сигналы других людей. (...) у людей, длительно и регулярно занимающихся медитацией, не только происходит утолщение срединной префронтальной коры, но и увеличивается правый островок. Эти данные согласуются с тем, что мы знаем о фундаментальных процессах интероцепции. Учитывая, что эти же структуры придают способность понимать работу сознания у себя и других, Лазар на основании проведённых исследований предположил, что медитация внимательности может существенно изменять анатомию тех структур мозга, которые отвечают за сочувствие и самонаблюдение. Здесь может крыться связь между умением смотреть в себя и усилением способности контактировать с другими. (стр. 107)

 

...внимательность – это нечто большее, чем просто техника релаксации: она позволяет нам обрести стабильность и ясность, а также вовлекаться в происходящее и быть готовым к действию. Сущность внимательного осознавания заключается не в релаксации, а в ощущении присутствия. (стр. 111-112)

 

...тренировка внимательного осознавания в течение восьми недель может значительно усилить организующий аспект внимания у взрослых и подростков, страдающих генетически обусловленным расстройством дефицита внимания и гиперактивности. (стр. 114)

 

С точки зрения развития индивида период между тремя и семью годами очень важен для приобретения функций организующего внимания, что ставит ворос о необходимости проведения лечебных и коррегирующих вмешательств именно в этом возрасте. По мере приближения ребёнка к пубертатному возрасту в его нервной системе возобновляется возникновение и рост синапсов, что может сопровождаться уменьшением эффективности коркового контроля различных функций. В подростковом возрасте, когда префронтальная кора претерпевает мощное ремоделирование, в ходе которого сокращается число нейронных связей, функция данной области становится неустойчивой и легко нарушается при стрессах. Перерастая это период, мы обретаем более сложные метапознавательные способности, и после этого подросток получает возможность мыслить более сложными категориями и критически наблюдать за своим поведением. (стр. 116-117)

 

Интересные факты о влиянии поэзии на мозг. Возможно, кто-то изменит своё мнение, и возьмётся почитать томик стихов:)

Слушание стихов придаёт ощущение цельности. Языкознание и наука о мозге выяснили: в формировании и восприятии членораздельной, лингвистически упорядоченной речи главную роль играет левое полушарие, но при этом правое играет основную роль в обработке двусмысленных слов. Сонм образов, всплывающих в сознании под влиянием поэзии, непосредственно активирует первичные визуально-пространственные процессы в мозге, а на этом специализируется именно правое полушарие. Таким образом, поэт искусно наводи на нас состояние цельности, от которого тает вторичное порабощение, каковым может стать употребление слов, усиливающих нисходящие влияния. (стр. 156)

 

В практике здоровой межличностной привязанности мы должны быть открыты нашему ребёнку, ощущая одновременно эту безопасность в самих себе и создавая ощущение "любви без страха" у ребёнка. (стр. 196)

 

...частое вылизывание детёныша матерью вызывает положительные сдвиги в структуре его мозга – изменение количества рецепоров в различных областях, включая миндалевидное тело, отвечающее за возникновение эмоций, и более глубокие мозговые структуры, а также выполняющую регулирующие функции префронтальную область. (стр. 203-204)

 

Устойчивый аффективный стиль делает наши чувства более гибкими. Мы достигаем нереактивной грани внимательности в форме спокойной равностности, сближаясь с нашим внутренним миром, признавая его, а не испытывая страх, не пытаясь избегнуть его или проникнуться к нему ненавистью и напасть на него. Основывающийся на гибкой устойчивости способ бытия включает способность быстро оправляться от негативных состояний, а не полностью изгонять их из нашей жизни. Все мы люди, нам не чуждо ничто человеческое, и главная идея здесь заключается в гибкости чувств, а не в отказе от полного спектра нашей человечности. (стр. 211)

 

... люди. использующие слова для описания своих внутренних состояний, например эмоций и ощущений, – более гибкие; они способны более адаптивно регулировать свои эмоции. (...) ...сам акт обозначения того типа интенсивности эмоции. которой вы видите на предъявляемой картинке, сохраняет большую сбалансированность лимбической активности, чем в случае наблюдения без словесного описания. (стр. 212-213)

 

(Кэрол Двек) ...наша вера – или её отсутствие – в свою способность управлять собственной судьбой в различных сферах (интеллектуальных, личностных и относящихся к здоровью) в огромной степени влияет на результат. Если мы склонны думать, что наше "я" – результат игры судьбы, то не станем прикладывать усилия, чтобы как-то изменить этот результат. Если же м верим в то, что черты нашей самости – приобретённые и даются нам в результате приложенных усилий, то можем сфокусировать внимание и выработать у себя навыки и способности, необходимые для интеллектуальности или счастья. Эта идея о том, что такие феномены, как счастье, представляют собой навыки, которым можно научиться, разделяется и людьми, практикующими созерцательную внимательность (Ricard, 2003). (стр. 230)

 

В школьном образовании основной упор делают на приобретение важных навыков и знаний. касающихся окружающего мира. Мы учимся читать, писать, считать. Возможно, такой подход коренится в склонности нашей системы образования придавать основную важность содержанию, пренебрегая процессами воспитания ума и сознания. Мы видим, что личное благополучие и социально адаптированное поведение требуют понимания человеком самого себя и воспитания уже в юности способности к сопереживанию, а эти качества возникают при обучении рефлексии. Эта улучшающая качество жизни способность ума развивается как навык, способствующий приобретению гибкости и устойчивости – и внутренней, и в отношениях с другими людьми. (стр. 243)

 

Образование – ключевая составляющая развития ребёнка. Отношения учителя с учащимися и опыт, которым он с ними делится, непосредственно формируют становление нейрональных контуров в мозге юных представителей следующего поколения. В этом смысле учителей можно считать "нейроскульпторами" нашего будущего. (стр. 244)

 

...вера учителя в способность ребёнка к обучению непосредственно влияет на успех. (стр. 244)

 

...внимательное осознавание может включаться как составная часть в другие виды деятельности, скажем в живопись, музыку, литературу, психотерапию, контактные виды лечения (например, массаж, акупунктуру и др.) и в спорт. (стр. 250)

 

В США уже делаются попытки внедрения медитации в систему образования.

Несмотря на методологические и педагогические различия, созерцательные программы обеспечивают результаты, не противоречащие целям и задачам школьного образования. Краткосрочные и непосредственные результаты применения таких программ способствуют совершенствованию процесса обучения и повышению академической успеваемости, улучшению морального климата в школах, развитию у учащихся эмоциональной сбалансированности и позитивного социально вовлечённого поведения. Кроме того, у этих программ есть и долгосрочные эффекты: воспитание таких благородных качеств, как миролюбие, внутреннее спокойствие, сострадание, эмпатия (сопереживание), способность прощать, терпение, щедрость и любовь. (стр. 252-253)

 

...исследования, касавшиеся детей и их родителей и воспитателей, показали, что отношения, связывающие их до и во время подросткового периода, помогают ребёнку пережить бурный подростковый период. Данные других исследований позволяют утверждать, что способность родителей рефлексировать природу собственной внутренней жизни и внутреннего мира их ребёнка – главный фактор, предвещающий развитие у ребёнка здоровой и безопасной формы привязанности, что, в совою очередь, предсказывает гибкую устойчивость и позитивное развитие ребёнка в дальнейшем. (стр. 254)

 

Если у Вас есть дети-подростки, и Вы не понимаете, что с ними происходит, наглядное объяснение прочтите ниже. Так же Вы найдёте ответ на вопрос: "Что делать?"

... в течение первых трёх лет жизни наблюдается быстрый генетически обусловленный рост количества синаптических связей. (...) В начальной школе у детей в ответ на новые ощущения быстро формируются новые синапсы, что представляет собой отражение открытости новым знаниям и навыкам, включая изучение иностранных языков и обучение музыке. Знания приобретаются быстро, но с большим трудом, поскольку у ребёнка нет сложной корковой архитектуры, позволяющей с хорошей скоростью переводить новые представления в долговременную память. (...) По окончании начальной школы ребёнок вступает в препубертатный период, для которого характерны иные изменения в мозге. Быстрый рост числа синапсов, характерный для первых трёх лет жизни, возобновляется в этом возрасте, и когнитивные функции могут на самом деле несколько утратить свою эффективность, т.к. рост количества связей приводит к замедлению обработки поступающей информации.

Когда начинается подростковый возраст, за вторым всплеском роста числа синапсов следует долгое десятилетие ремоделирование мозга, включающее генетически запрограммированное разрушение некоторых неиспользуемых нейронов и их связей. Этот процесс дробления, при котором устраняются лишние связи, понимают как стрижку деревьев, по принципу "используй или выбрось". Этот процесс усугубляется в условиях стресса. Такой период изменений мозга характеризуется высокой ранимостью и уязвимостью подростков, и, кроме того, могут обнажиться скрытые доселе нейробиологические дефициты, проявляющиеся в момент подобного прореживания мозга.

Многие изменения управляющих и социальных когнитивных функций в подростковом периоде могут быть обусловлены этой перестройкой коры, особенно в префронтальной области. В этот период возможна нестабильность в осуществлении девяти функций префронтальной коры (...), включая эмоциональную уравновешенность, способность к пониманию (инсайту) и сопереживанию (эмпатии). Функционирование по типу "низкой дороги", сопровождаемое временным ослаблением префронтальных интегративных функций, с наибольшей вероятностью может разворачиваться именно в этом возрастном периоде. Если мы поможем ребёнку ещё до того, как он войдёт в пубертатный возраст, развить у себя чувство соединённости с другими, а также социальные и эмоциональные навыки рефлексии – переживаний, которые сильно развивают важные управляющие и организующие префронтальные взаимосвязи, – тогда путешествие в подростковый возраст может оказаться для него гораздо более безболезненным.

Эти научные данные о гибкой адаптивной устойчивости и процессе развития мозга поддерживают идею о том, что преподавание навыков рефлексии детям имеет смысл. Мы можем предположить, что обучение таким навыкам в раннем детстве может способствовать росту нервных волокон, обеспечивающих адаптивную устойчивость в самые трудные годы детства и помогающих пережить нейрональные изменения, характерные для подросткового периода, которые, по данным нейроучёных. продолжаются до середины третьего десятилетия жизни. (стр. 254-255)

 

Если дети имеют способность к рефлексии, следовательно, они не только обладают инструментом внимательного осознавания настоящего, но также получают ещё и дополнительный подарок в виде укрепления функций префронтальной коры, что существенно поможет им в трудных ситуациях в будущем. юноши и девушки с хорошо развитыми рефлексивными навыками и внимательным мозгом готовы проявлять гибкость в новых контекстах, они умеют вступать в межличностные отношения и поддерживать их, а эти отношения, в свою очередь, вознаграждают их ощущением внутреннего благополучия и гибкости в реакциях на стресс. (стр. 256)

 

Как учителя мы находимся в уникальном положении. имея возможность предложить ученикам не только свою способность сообщать им знания и навыки, но и свою человеческую сущность. (стр. 256)

 

Школа может стать чем-то большим, чем местом узнавания фактов, и мы, учителя, должны сыграть в этом главную и решающую роль. (стр. 257)

 

Рефлексия может стать четвёртым базовым компонентом образования и жизни, столь же простым и легкодоступным, как дыхание. (стр. 257)

 

Как только люди овладевают навыками рефлексии и саморегуляции, они приобретают пожизненную способность к гибкой устойчивости, делающейся чертой их личности. (стр. 262)

 

..."медитация" означает просто "воспитание ума"... (стр. 262)

 

Становясь друзьями самим себе, мы открываемся для глубоких отношений с другими. (стр. 295)

 

...сострадание друг к другу – биологический императив, выходящий за рамки того или иного духовного учения. (стр. 296)

 

...фундаментальный вопрос, который обсуждается в посвящённой счастью книге Матье Рикара, бывшего микробиолога, а ныне буддийского монаха: "Ощущение счастья делает нас добрее или ваша доброта делает вас счастливым?" Действительно, современные исследования, посвящённые 2счастью2 и осмыслению жизни, показывают, что склонность думать и заботиться о других – мощный предикатор собственного счастья. доброта создаёт глубоко осмысленное ощущение благополучия внутри того, кто его творит, и тех, кто его окружает. (стр. 296)

 

...люди. обладающие внимательностью как чертой личности, отвечают на конфликт меньшим эмоциональным стрессом (...) меньше подвержены плохому настроению вообще (...) обладающие навыками и чертами внимательности люди скорее не сглаживают эффект стресса во время конфликта, а предупреждают развитие самого стресса (...) менее остро реагируют на социальную изоляцию и одиночество. (стр. 322-324)

 

...саморегуляция и внимание контролируются генами.

Исследования, однако, показывают также и то, что даже при отягощённой наследственности правильное воспитание с раннего детства может улучшить исход. Так, застенчивые дети со склонностью к избеганию (повышенная реактивность правого полушария) при правильной сонастройке родителей с их темпераментом и потребностями без излишней (гипер) опеки и при отсутствии отчуждённости по мере роста проявляли черты сближения и отсутствия тревожности. (стр. 325)   Читать полную версию обзора на сайте >>>

 

 

Читать в тему >>>    Омега-3 жирные кислоты - необходимый компонент питания для правильного развития мозга

Здоровья Вам и Вашим близким!

Елена Силич,

автор сайта Философия красоты и здоровья

 

 

 

Рассылка "Философия красоты и здоровья" посвящена комплексному подходу к оздоровлению и здоровому образу жизни вообще:

от правильного питания и грамотного ухода за кожей до саногенного мышления и экологии окружающего пространства.

 


В избранное