Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Урожай. Традиции и современность


Урожай. Традиции и современность

Наследие предков

Урожай был одним из главнейших праздников года. Пожалуй, по важности его невозможно сравнить с другими праздниками года: ведь именно от количества собранного в это время зависела, ни много, ни мало, жизнь семьи и всей общины (например, деревни). Большинство традиций в течение года, практически каждый праздник, были связаны, так или иначе, со сбором урожая. С поклонением плодовитости Земли-Матушки, а затем и плодовитости самой семьи, как части всего живущего. Что бы нам, современникам, понять всю значимость этого праздника надо попытаться хотя бы на пару минут представить, что от урожай зависело всё. Абсолютно.

Начиналась жатва (сбор урожая) Зажинками, а заканчивалась Спожинками (они же: Дожинки,  Пожинки). Время этих праздников регламентировалось природным язычески календарем, а в последствие было привязано к православному календарю. Так Зажинки (начало сбора урожая) связывают сейчас обычно с Ильиным днем, а Спожинки приурочены ко дню успения Богородицы. Сам август, месяц сбора урожаев,  назывался у предков очень знаково и красиво: серпень.

Зажинки начинались с праздника и молитвы: глава дома, в некоторых случаях глава общины, накрывали богатый стол, приглашали соседей (или же собирались все вместе) и просили друг у друга помощи в сборе урожая. Затем, после празднования начала  Жатвы, начинался сбор урожая. Особенную, важную, роль отводили первому снопу с каждого поля: его украшали лентами, цветами, молились. Хранили потом в особом месте в избе – в красному углу, иногда за иконой. Сноп этот имел свое имя, в разных регионах свое: Именинник, Зажинец, Пращур, Дед, Прадед и потом принимал участие в обрядах всего года. Например, с ним колядовали. В новый год давали «кусочки» из снопа домашнему скоту – для того, что бы они хорошо «детинились». Если год был на урожай богатый, часть зерна из Деда засевали снова, в свежевспаханное поле. Считалось, что подобный ритуал привлечет богатый урожай и в этот год. Вообще основное предназначение первого снопа, или же первых плодов – исключительно жертвенное. К  первому дню следующей жатвы сноп (и прочие «первые» плоды)  так или иначе уничтожался.

Сама жатва длилась в разных местах по-разному, но в целом ее старались провести как можно скорее, что бы драгоценные зерна не высыпались на землю. Поэтому нередко дожинали «всем миром» - всей общиной.
После того, как поле было убрано, начинали праздновать Дожинки. Интересно, что последние колосья на каждом поле оставляли снова в жертву –часто заламывая особым ритуальным способом или же свивая их в жгуты. В некоторых деревнях и регионах на поле оставляли и специальный обрядовый рушник, на который укладывали свежий хлеб и соль. В благодарность за внимание и жертвы мифические существа должны были помогать хозяевам поля. Например, белорусский Дед-Бородед (или просто Дед) мог помочь  чистым помыслами и совестью найти клад. Праздновали Дожинки масштабно, не скупясь, – в противном случае, верили предки, природные силы не захотят в следующем году помогать в росте семенам и год будет плохим, не богатым на урожай. Другой вариант «утилизации» последних колосьев – сбор дожиночного снопа, который, опять же, принимал участие в многочисленных обрядах в течение года и, в конце- концов, как и зажиночный сноп, уничтожался.

В христианской традиции часть урожая обязательно освещалась тем или иным образом, или же просто праздновался праздник Жатвы – столь глубока эта традиция во всех странах мира, что в любой религии есть этот праздник. Даже при коммунистических гонениях против церкви и, особенно, против язычества, хозяйки в деревнях ухитрялись сжечь в печи первую буханку хлеба из этого урожая, оставить колосья недожатыми спрятать Деда в доме – ведь они верили, что в этих снопах живут души предков, пращуров, рода.

Современность

Современные сказочники, симоронисты, оксюморонисты, сказкотерапевты, специалисты по традиционным обрядовым куклам, маги,  и все остальные, кого вы только можете себе представить, занимаются в той или иной форме поклонению праздника урожая. Со смехом разбрасывают зерно вокруг офиса – к деньгам. Делают кукол-зерновушек – для сохранения и преумножения богатства.  Обращаются к денежным потокам и делают зарядку для кошельков – для увеличение количества денег. И так далее, и так далее, и так далее.  В современном мире деньги – аналог урожайности поля, всё, что мы получали раньше от земли-матушки, мы получаем от бухгалтерии или её аналогов. Фактически, то, что раньше собиралось руками: еда, одежда, общее благосостояние, - сейчас приобрело вид денег. Вот и колдуют все, кто хочет, привлекают. Растят. Увеличивают. Заговаривают. Поклоняются. Может, и вам попробовать?
 

30.07.11,


В избранное