Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Япония в Вашем доме.

  Все выпуски  

Япония в Вашем доме. Поговорим о веерах. Часть II.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Поговорим о веерах. Часть II

Здравствуйте, уважаемые подписчики.
Продолжаем разговор о веерах.

В конце VIII в. популярной стала еще одна разновидность японских вееров — сэнсу. Их ребра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера — «Миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гунбай (боевой веер) были отличительным признаком полководцев, так и сэнсу стали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.
Японские веера до сих пор, также как и 500 лет назад, делаются и расписываются вручную. Используется 3-х, 5-ти и 7-слойная японская бумага - washi и ручная роспись. Каркас веера изготавливается из бамбука. На дорогих веерах в качестве накладки используется слоновая кость, инкрустация. Процесс изготовления самых дорогих вееров требует более 50-ти операций.
Веера используются в интерьере как настенное украшение. Японские веера прекрасно смотрятся в современном интерьере, придают помещению атмосферу утонченности и изящества, а также являются предметами коллекционирования.


Боевой веер гунбай (дословно: "веер полководца"; 'н' в подобных сочетаниях читается, как 'м', поэтому термин произносится и зачастую записывается в иностранных языках, как гумбай) или гумбай утива возник на основе утива. Он покрывался лаком, различными водоотталкивающими составами, а иногда изготавливался целиком из дерева или металла. В последнем случае веер становился серьезным оружием, и история донесла до нас немало примеров его применения в бою. Впрочем, еще чаще на поле боя и в индивидуальных схватках использовался складной боевой веер - тэссен, который этикет позволял носить всем самураям, а не только высокопоставленным. Техника его применения была разнообразнее, чем у гумбая, и сформировалась в отдельное искусство - тэссен-дзюцу.
И все же, как и гумбай, складной военный веер не стремился заменить обычное оружие, а имел своей основной целью отдание приказаний и сигналов на поле боя. Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красный круг на жёлтом фоне, символизирующий солнце. На обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся жёлтым цветом по красному фону.
Помимо указанных целей, веер с металлической ручкой и металлической окантовкой (при этом сама лопатка делалась из покрытого лаком дерева) использовался начальниками самураев для руководства сражениями. В настоящее время такими веерами пользуются судьи в борьбе сумо – веером утива судья указывает на победителя схватки. Не всегда веера предназначены для обмахивания - военачальники отдавали приказы взмахом веера, порой используя его как щит, который спасал от стрел.
Более мирного предмета, чем веер, трудно вообразить, и все же он тоже может быть оружием. Никакой мистики в этом нет и секретной техники тоже. Просто в поединке используется не совсем обычный веер. А если быть совсем точным, то совсем необычный, железный. Им с одинаковым успехом можно пользоваться как для обмахивания в жаркую погоду, так и для защиты от вооруженного противника.
История донесла до нас забавный случай применения боевого веера. Один высокопоставленный самурай по имени Мацумура Сокон, был широко известен как мастер рукопашного боя и работы с оружием. Слава о его ратных подвигах дошла до сёгуна. Желая убедиться в этом собственными глазами, а также произвести впечатление на своих подданных, он вызвал к себе мастера и сообщил, что через десять дней он устраивает праздник, на котором хочет удостовериться в доблести прославленного воина, для чего тому необходимо будет сразиться с быком.
Приказ начальника - закон для подчиненного, в особенности в средневековой Японии. Но Мацумура был не только искусным, но и хитрым воином. В течение этих десяти дней он ежедневно приходил в стойло, в котором находился бык, и, оставаясь в безопасности за перегородкой, нещадно колотил его по морде боевым железным веером до тех пор, пока тот не падал на колени. Через некоторое время несчастное животное стало само падать на колени, как только самурай подходил близко.
Настало время праздника. Посмотреть поединок с быком собралось много гостей, в том числе и из других провинций. Мацумура вышел на площадку, где уже находился бык практически безоружным, с одним только вакидзаси за поясом. На этот раз в руках он держал самый обыкновенный веер. Однако, едва только бык увидел самурая, он тут же упал на колени и жалобно замычал. Надо ли говорить, что публика во главе с сёгуном была в восторге от столь убедительной демонстрации воинского мастерства.
Данный эпизод скорее относится к курьезам, чем к реальной технике, но боевой веер применялся и в настоящих схватках, особенно там, где в силу церемониальных требований самурай не должен был обнажать меч, например, в доме своего повелителя.
Интересен довольно нетипичный способ самозащиты при помощи тэссена, случившийся однажды... Согласно этикету, входя в дом или комнату старшего по положению, самураю следовало встать на колени, положить веер горизонтально перед собой, коснуться ладонями татами и совершить поклон, амплитуда которого зависела от разницы в социальном статусе гостя и хозяина. И вот, некий самурай должен был предстать перед своим господином для принятия наказания за серьезный проступок. Он подозревал, что его жизнь висит на волоске, и на самом деле был недалек от истины: подручные господина собирались сломать его шею тяжелыми створками раздвижной двери, когда он остановится между ними и склонится в ритуальном поклоне. Однако, по счастливой случайности или благодаря собственной находчивости, самурай положил свой тэссен в дверной желоб, и когда двери внезапно пришли в движение, то вместо того, чтобы захлопнуться, убив его, они отскочили от металлического веера, не причинив ни малейшего вреда. Представ, как ни в чем не бывало перед господином, он поверг его в такое изумление, что был тут же прощен.
С точки зрения техники применения, работа с веером делится на две части: работа со сложенным веером и работа с развернутым веером. В сложенном состоянии он использовался точно так же, как и короткая дубинка. В развернутом с его помощью можно было защититься от метательного оружия.
Тонкие кованные пластинки, из которых состоял веер, не в состоянии были выдержать удар стрелы или пущенного сильной и умелой рукой сюрикена, но повернутые под небольшим углом к линии атаки могли отклонить летящее оружие в сторону.
На близкой же дистанции с его помощью противнику закрывали обзор. С учетом этого, как правило, вместе с веером использовалось еще какое-то оружие, например, короткий меч танто (хотя танто очень часто ошибочно называют ножом, на самом деле это короткий меч). Кроме того, острым краем развернутого веера наносили удары по незащищенным уязвимым зонам противника (шея, лицо, внутренняя поверхность кистей рук и т. д.). Чередование раскрывания и закрывания веера во время поединка создавало дополнительную помеху, которую применяли для отвлечения и рассеивания внимания противника.
К большому сожалению всех поклонников кобудо, в настоящее время тэссен-дзюцу находится на грани почти полного исчезновения и сохранилось только в нескольких небольших фамильных школах в Японии.

--------------------------------------------------------------------------------

На этом пока всё.
Присылайте свои письма. Буду рада их прочесть!
До свидания!

P.S.: Присланные Вами письма могут быть опубликованы в рассылке и на сайте, если нет прямого запрета на их публикацию.



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.help.eloa
Отписаться

В избранное