Компьютеры, игровые приставки и
прочие цифровые гаджеты – мы покупаем их для наших детей. Сейчас есть
много цифровых "игрушек" даже для самых маленьких. Но с какого возраста самый совершенный процессор на свете, мозг ребенка, готов освоить виртуальный мир?
Приоритеты
родителей меняются: дети все чаще получают в подарок не кукол и
машинки, а электронные игрушки и диски с развивающими программами.
Теперь двух-трехлетки рисуют, знакомятся с цветами и формами и собирают
пазлы, используя обучающие компьютеры серии «Умка», приставку
(клавиатуру) «Комфи» с яркими кнопками и вполне взрослые ноутбуки. Детям
это нравится, он охотно играет и заодно познает компьютерную грамоту. - Есть ли здесь проблема? Дело
в том, что компьютерные технологии рассчитаны на взрослый мозг. У
ребенка мозг только формируется, он еще не в силах одновременно
познавать мир реальный и виртуальный. - Что делать?
*
Дождаться нужного момента. До трех лет ребенку необходимо трогать,
нюхать, ощупывать, то есть активно стимулировать все пять органов
чувств. До шести лет – осваивать разнообразные действия и манипуляции с
предметами: раскрашивать, вырезать, лепить, шнуровать, собирать
мозаику... Мелкая моторика активизирует связи между различными зонами
мозга. После шести лет худшие враги для ребенка – скука и
ничегонеделание. Поэтому необходимо удостовериться в том, что он умеет
играть и занимать себя и при выключенном экране.
* Договориться о
расписании. До семи лет видеоигры необходимо дозировать: не чаще
четырех раз в день по 15 минут. Но будьте внимательны: некоторые из них
могут длиться гораздо дольше. Поэтому иногда можно разрешить сыну или
дочери играть два-три раза в неделю, но дольше, чем обычно, – по полчаса
в день.
* Обсуждать каждый сеанс. Представьте, что ваш ребенок
вернулся с детского праздника. Конечно же, вам захочется узнать, что там
происходило, с кем он играл. Так же и с компьютером – расспрашивайте
его о том, что он делал, каких персонажей узнал и какие чувства новая
игра у него вызвала.
Компьютерные программы и игры, разработанные
специально для детей, тренируют их внимание, память и координацию, но
они не развивают ни эмоциональную сферу, ни речь ребенка. Только общаясь
со взрослыми, рассказывая им о своих чувствах и переживаниях, он учится
понимать себя и осознавать мир – реальный и виртуальный.
Психологи и нейрофизиологи рекомендуют: до 3 лет никакого компьютера; до 6 лет никаких приставок; до 9 лет никакого интернета; до 12 лет пользоваться интернетом вместе со взрослым.