Второй этап создания клуба - проектирование и получение разрешительной документации (буклет, проект: стадии "П" и "Р", разрешительная документация и др).
На этом этапе создаются архитектурный проект и рабочая документация для строительства нового здания или реконструкции имеющегося.
Здесь обычно делается только одна, но очень болезненная ошибка.
Инвесторы, собравшись где-нибудь в бане, сами решают, что они хотели бы
видеть в их клубе и, изложив все это в рукописном виде на одной страничке, отдают архитекторам для разработки проекта.
Архитекторы, как правило, слабо представляющие, что такое фитнес-клуб "изнутри", редко "опускаются" до того, чтобы пригласить консультантов и создают проект, основываясь на "здравом смысле" и СНИПах 1974 г .и. какого-нибудь Дворца пионеров/гимнастического зала/бассейна тех досточтимых времен. Проект реализуется в камне и, обычно, только уже после возведения
стен всем становиться ясно, что получается "что-то не то" - квадратно-казарменно-больничное. В лучшем случае рушатся и возводятся новые стены параллельно с затратами на изменение проекта и "рабочки", в худшем - навсегда остается гораздо меньшая экономическая отдача с метра площади, низкие потолки, тесные раздевалки, "странные" потоки перемещения клиентов и т.п.
Чтобы избежать переделок и диспропорций в будущем клубе необходимо придерживаться двух простых и совсем незатратных
правил: 1) после определения "пятна застройки" эскизный проект здания должны рисовать те, кто разрабатывал Концепцию, то есть люди, которые знают, что-такое фитнес-клуб и как он должен работать; 2) эта же "команда" должна сопровождать разработку проекта и рабочей документации, проверяя и подписывая каждый лист.
Третий этап - строительство. Здесь просто нужен опытный человек, лояльный инвесторам, который будет контролировать каждый шаг строителей.
От
консалтинговой группы на этом этапе требуется:
а) квалифицированная консультация по покрытиям и отделочным материалам и контроль за прокладкой инженерных сетей;
б) убедить инвесторов как можно раньше пригласить дизайнера;
в) убедить инвесторов уже на этом этапе начать подбирать "команду запуска" - будущих ведущих менеджеров клуба: управляющего, директора по продажам, фитнес-директора, технического директора.
Четвертый этап - спецификации,
заключение договоров с поставщиками и закупка тренажерного и другого оборудования.
Боясь пресловутых "откатов", инвесторы обычно заявляют:"Оборудование будет закупать только "наш человек"!, фактически отстраняя от этого процесса консультантов.
И это - грубейшая ошибка.
По поводу "откатов". Сейчас это называется "дилерские скидки", которые общеприняты в мире и которые имеют все более или менее серьезные консалтинговые компании. И
ни один серьезный поставщик не продаст "частнику" оборудование дешевле, чем это было бы сделано через его "дилеров! Никто не будет "пилить сук, на котором сидит":
Если же составлением тендерных (конкурентных) справок, подбором оборудования, заключением договоров и т.п. занимается сам инвестор или его представитель, то почти гарантированы срывы сроков поставок, некомплектность и завышенная стоимость, не горя уже о колоссальных потерях личного времени, которое тоже стоит денег.
Примерно в этот же период, когда всем становится ясно, что:":клуб получается" - стены есть, оборудование заказано, собственных 2-3 менеджера обучены, уже работают и намекают, что: "мы и сами все уже знаем!", как подбирать персонал понятно и т.п., а стоимость дальнейших этапов кажется завышенной, к инвесторам приходит "здравая" мысль отказаться от консалтинга, то есть, в очередной раз - "сэкономить".
А дальнейшие этапы являются ключевые для
того, чтобы "железо" заработало. Это:
- написание "технологий" каждого департамента и на их базе должностных инструкций всего персонала, причем не скопированные с какого-нибудь московского клуба, а свои собственные;
- разработка стратегии продаж и ценовой политики, разработка фирменного стиля, рекламного материала и организация работы офиса предпродаж;
- отбор и обучение персонала "под концепцию";
- отладка работы всех департаментов
клуба на базе "клубной программы" (система оперативного управления".
Задача этих этапов простая - чтобы в день открытия клуб имел 200-300 клиентов (не больше), а весь персонал стоял на своих местах и в деталях знал, что он должен делать, причем в этих стенах, с этим оборудованием, с этим настроем клиентов, который должен к этому времени создать отдел продаж и мн. др. Именно поэтому необходима преемственность всех этапов создания клуба. А высокая стоимость последних этапов складывается,
в основном, из высокой стоимости обучения персонала отдела продаж и фитнес-департамента: необходимо быть готовым к тому, что цена одного часа работы преподавателя составляет от 30 до 125 у.е., плюс перелет и проживание, если речь идет о региональном клубе.
Причина таких высоких ставок в том, что, как мы уже говорили, профессионально подготовленных людей в сфере фитнеса крайне мало - как правило, это - "самоучки из успешных практиков". А учить надо уметь! Поэтому в условиях, когда государственной
системы подготовки кадров для фитнеса не существует и в ближайшие годы ее не будет, но при этом все, наконец, осознали, что хорошо обученный персонал - это 90% успеха, особенно в регионах (это позволяет сразу поднять клуб на недосягаемую для конкурентов высоту), очень немногочисленные профессионалы, которые умеют учить, получили возможность поднимать цены на свои услуги на заоблачную высоту, исходя, хотя бы, из того простого факта, что у некоторых из них график их личной занятости (проведение фитнес семинаров)
расписан на несколько месяцев вперед.
И последнее, о чем стоило бы упомянуть. Всегда, при заключении контракта Заказчики поднимают вопрос о гарантиях на качество услуг консалтинговой компании. Наиболее простой способ себя обезопасить - это выплата оговоренного "бонуса" после того, как клуб начал работать и подтвердил прогнозы бизнес-плана (критерии оценки хорошо известны).
Но здесь есть оборотная сторона. Например, в нашей практике, например, еще не было случая, чтобы сами инвесторы
выполняли все рекомендации хотя бы процентов на 80. Как правило, это выражается в экономии на оборудовании (или наоборот, затоваривании), персонале, бюджете продаж и завышении цен на клубные карты. Такая "оптимизация" , чаще всего, ухудшают показатели работы клуба, но ответственность, получается, несет только консалтинговая компания. Поэтому, нормальной практикой может быть "джентльменская договоренность" о том, что консультанты делают все возможное для успеха клуба (Это и их клуб! Они вставят
его в свой референс-лист и будут им гордиться!), а инвесторы им верят на слово например уже по той причине, что самое дорогое, что есть у такой компании - это репутация! О любом провале в течение недели узнает вся Россия с последующим снижением числа и стоимости следующих контрактов.