Есть поговорка: нечего на
зеркало пенять, коли рожа крива. С зеркалом
все мы дружим в той или иной степени, у
некоторых – это вообще закадычный друг. У
многих это своеобразный мезальянс. Есть
общеизвестная истина: если хочешь получить
комплимент от зеркала - польсти ему. И вот
женщины посылают зеркалу голливудские
улыбки в надежде заслужить его
благосклонность, изворачиваются нужной
стороной, пытаясь скрыть “эти ужасные
излишки жира”, ножки “иксиком”, спрятать
ненавистный шнобель, и пр. Список
недостатков можно продолжить в зависимости
от собственной самокритичности и
общепринятых (навязанных!) стандартов (причем
длина списков таких недостатков напрямую
зависит от собственной самооценки).
Но фотография всегда запечатлевает лишь
какой-то миг, обреченный увековечиться в
семейном фотоальбоме, собственном паспорте
или фотоколлекции друзей. И если получилось
что-то неудачное и невразумительное, в
лучшем случае можно выкинуть/стереть
фотографию. Но куда досаднее иметь свое
неудачное изображение на коллективных
фотографиях. (У кого из вас хотя бы в школе
не было таких? В школьном возрасте
запечатленные колготки гармошкой, кривой
бант в волосах или прямо как будто
специально подкарауленное фотографом
выражение лица “я у мамы дурочка” особенно
остро переживаются.) А если вы знаменитость,
и ваше ужасное фото будет красоваться на
глянцевых страницах светской хроники? Тут
уже ничего не исправишь.
И все-таки, если убрать чисто предметные
факторы вроде “неполадок в костюме” или
неправильного освещения, всегда ли
эстетичность нашего фотоизображения
соответствует реальности? Тут и
вспоминается такое загадочное понятие, как
фотогеничность. Это что-то вроде поправки,
коэффициента погрешности на красоту и
гармоничность. Наверняка многим известны
феномены, когда человек с посредственной
внешностью на фотографиях как будто
преображается, и наоборот, красавица в
жизни предстает на фото далеко не всегда
лучшим образом.
Из каких же составляющих складывается
фотогеничность?
Во-первых, это отсутствие боязни камеры.
Многие из нас, имея опыт неудачного
фотографирования, во время съемки
зажимаются и поэтому выглядят
неестественно. Советы произнести “сыр”
или “изюм” помогают не всем. Видели вы
когда-нибудь неудачные фотографии
маленьких детей? Они абсолютно естественны
и еще не комплексуют из-за взрослых
заморочек. Неудачно ребенок может
получиться, только если он не впишется в
кадр или вдруг отвернется.
Во-вторых, есть “капризные” лица, которые
действительно сильно меняет ракурс, а также
освещение. Профессиональным фотографам
известно множество секретов, как правильно
снимать людей с такой внешностью (например,
используется несколько источников света,
расположенных в нужных точках). Многие
знаменитости, зная за собой такую
особенность, всегда поворачиваются к
камере, например, только правым боком (как
Хулио Иглесиас). Ничего удивительного, ведь
абсолютной симметрии лица или тела не
бывает, и у кого-то правая половина может
действительно смотреться лучше левой.
В общем, наблюдается две крайности: можно не
замечать собственные физические
недостатки, списывая все на
нефотогеничность, а можно сокрушенно
пенять исключительно “на рожу”.
Но, посчастливилось ли вам быть
фотогеничным или нет, главное - это
способность посмеяться над своими
недостатками (отсутствие фотогеничности
можно отнести туда же). Только надо
обязательно учитывать, что не все способны
оценить в качестве подарка на 1-е апреля
свое перекошенное изображение в рамочке.