Образ здоровья. Интервью с невропатологом, часть 2.
Сегодня со мной разговаривает известный невропатолог Красноярска, добрый и отзывчивый человек, а также просто обаятельнейший мужчина – Михаил Юрьевич Требин.
Он ведёт приём в Медицинском Центре "120 на 80", г.Красноярск, Вейнбаума, 38.
Н.Е.: Михаил Юрьевич, что такое, по-вашему, здоровье?
М.Ю.: Никто не отменял определение ВОЗ, где говорится, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для меня здоровье – это процесс, в который человек всю жизнь вкладывает свои силы. Не бывает как абсолютно здоровых, так и абсолютно больных людей. Врач должен направить. Зачастую ко мне приходят совершенно измождённые люди (как правило, из отдалённых районов), для которых в 50 лет жизнь уже закончилась и мир
рухнул. Врач должен работать с такими людьми, выводить их на правильный путь, ведь их проблема решается не только и не столько физически. Здесь главное показать человеку, что можно сделать, что их проблема решаема, а жизнь на этом не кончается. Часто бывает достаточно только этого, чтобы человек ожил, воспрял духом. Беда современной медицины в том, что она слишком технологична и наши врачи стали работать как на Западе (рецепты, выписки направлений и т.п.), а людям нужно не только это. Ведь русский врач всегда
отличался тем, что он работал с пациентом. Когда работаешь с такими людьми, испытываешь истинное удовлетворение. Но, к сожалению, не всегда и не всем можно помочь ведь зачастую люди приходят в очень тяжёлом, запущенном состоянии, поэтому я всем говорю, что нужно обязательно следить за своим здоровьем, не пуская его на самотёк. Нельзя прятаться от своих болячек, словно страус. Здоровье – это актив, в который необходимо вкладываться.
Н.Е.: Скажите, а у вас бывали такие пациенты, у которых особых физических проблем не было, а присутствовали проблемы, скорее, психологического плана?
М.Ю.: Да. Абсолютное большинство таких пациентов живут в современном ритме жизни. К сожалению, если вовремя психологическую компоненту не убрать, то пациент придёт к патологии на физическом уровне и уж точно не сможет вести здоровый образ жизни. Иногда я помогаю такому человеку сам, иногда направляю к специалисту. Но, к сожалению, многие не хотят заниматься своим здоровьем, предпочитая везти на себе груз нерешённых проблем.
Н.Е.: Наверное, вы с первого взгляда можете определить, хочет ли ваш пациент решать свои проблемы…
М.Ю.: Если честно, я с такими людьми не работаю. Я работаю с теми, кто хочет быть здоровым. По своей специальности я работаю уже давно, умею с людьми разговаривать. Если я вижу, что человек пришёл и разговаривает с тобой «через губу» и, глядя на тебя, думает «Ну-ну, и что мне скажет очередной доктор?», то я даю понять: я не психотерапевт и предлагаю человеку либо показаться другому врачу, либо менять своё отношение.
Н.Е.: То есть вы считаете, что врач и пациент – это равнозначные партнёры, и, следовательно, ответственность за лечение лежит на них обоих?
М.Ю.: Скажу по-другому. Когда пациент «вкладывается» в лечение, результат минимум вдвое-втрое лучше. Задача врача – доходчиво объяснить, что он делает, показания и противопоказания к применяемому методу лечения. Ведь больше всего люди страдают от неведения, их мозг «накручивает» себя, делая из простых вещей сложные. Когда врач недоговаривает либо использует непонятные для пациента слова, люди начинают думать, либо что за такими словами скрывается тяжелая патология, либо что врач некомпетентен. Поэтому
надо объяснять пациенту, что и как ты делаешь.
Н.Е.: То есть вы всегда стараетесь максимально доходчиво объяснить пациенту, что с ним случилось и рассказать доступными словами и выходе из сложившегося положения? Это такое редкое для врача качество…
М.Ю.: Да. И если я не могу помочь человеку, то я честно скажу ему об этом.
Н.Е.: Как врач, вы наверняка знаете, что многие люди живут по принципу «лечиться за 2 дня до смерти», а профилактикой не занимаются. Что можно сделать, чтобы убедить человека «повернуться лицом» к своему здоровью?
М.Ю.: Иначе говоря, пока петух не клюнет, мужик не перекреститсяJ У нас роль таких жизненных двигателей принадлежит женщинам. Именно они приводят своих мужчин в медицинские центры для обследования и лечения, стараясь максимально продлить их жизнь. Могу сказать, что многие мужчины пытаются побороть болезнь путём употребления обезболивающих препаратов или даже алкоголя… Женщины в этом плане намного мудрее: она нацелена на перспективу,
а потому ведёт своих родных и близких туда, где им помогут. Постепенно многие люди понимают, что этим НАДО заниматься, ведь профилактика намного проще, приятнее и дешевле, нежели лечение и реабилитация!
Н.Е.: Какое соотношение пациентов-мужчин к пациенткам? Есть ли какая-то динамика в последнее время?
М.Ю.: Примерно 80% - женщины, 20% - мужчины. Причём мужчины, как правило, приведённые пациенты. И с годами эти цифры остаются примерно одинаковыми.
Н.Е.: Михаил Юрьевич, а стоит ли обращаться к вам за помощью после родов? И если да, то кому?
М.Ю.: Не только сами роды, но и беременность, и обращение с маленьким ребёнком – это большой стресс даже для здорового организма. К тому же, во время родов у женщин часто возникают повреждения опорно-двигательной системы. Причём часто бывает так,что молодая мама и сама не может сказать, что именно её беспокоит, чувствуя лишь, что что-то не так… В этом случае врач моего профиля может оказать помощь.
И, кроме того, зачастую из-за чрезмерных нагрузок в помощи такого специалиста, как я, нуждаются все, кто осуществляет уход за ребёнком.
Н.Е.: Как вы относитесь к традиционной и нетрадиционной медицине? В чём плюсы и минусы для вас и ваших пациентов?
М.Ю.: На самом деле то, что называется нетрадиционной медициной более традиционно, чем современная медицина. Как врач, я стремлюсь использовать и то, и другое. В т.н. традиционной медицине есть огромное количество плюсов, которые можно и нужно применять, не подменяя технологиями. Что касается диагностических методов, то приоритет – за современными методами. Это, прежде всего, УЗИ, анализы крови, а также КТ, МРТ, ангиография. Эти методы сложно заменить чем-то другим. Что касается лечебных мероприятий и
реабилитации, здесь позиции современной медицины не так сильны. Подводя итоги, скажу: я использую всё самое лучшее из всех отраслей медицины во благо своих пациентов. Ведь у меня есть образование семейного врача, а посему я могу судить и о той, и о другой медицине…
Это всего лишь интервью. Для меня, как для девушки весьма любопытной, всегда самым главным было личное впечатление. Так вот: после единственного сеанса У Михаила Юрьевича прошли боли в пояснице, которые не давали мне покоя уже долгое время… Но идти на приём или нет – это, конечно, решать вам!
Р.S. Ваши письма принимаются по адресу elenan7@mail.ru.