Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы парикмахеров и стилистов


Информационный Канал Subscribe.Ru


Советы парикмахеров и стилистов. Красота ОНЛАЙН

Сегодня для Вас
«ВЕСЬ МИР – ТЕАТР...»

19 января МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА представят выставку офортов «ВЕСЬ МИР – ТЕАТР...». Офорты Жака Калло (1592/93-1635) из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Чтобы оценить значение творчества Калло в истории искусства, не обязательно быть специалистом в области гравюры. Достаточно перечитать произведения Э.Т.А.Гофмана или просмотреть работы театрального художника XX века Э.Г.Крэга. Неповторимые, причудливые образы Калло нередко привлекали к себе интерес современных художников и режиссеров - В.Э.Мейерхольда, А.Я.Таирова, мастеров «Мира искусства». И этот интерес был вызван не только необычным художественным языком гравюр, но и их содержанием: многие работы Калло посвящены непосредственно театру, многие, с театром не связанные, проникнуты театральным духом.

Мастер родился в 1592(93?) году в Нанси. Уже в 1608 году он отправляется на учебу в Рим, где изучает искусство гравюры в мастерских Ф.Томассена (1562-1622) и А.Темпесты (1555-1630). В конце 1611 года Калло переезжает во Флоренцию, где начинает работать совместно с граверами Р.Кантагаллиной и Д.Париджи (до1590-1635). Оба старших мастера занимались устройством торжественных представлений при дворе Медичи, разработкой театральных костюмов, декораций. В 1614 году Калло поступает на службу к Козимо II (1590-1621). Мастер работает во Флоренции до 1621 года, когда после смерти герцога он возвращается в Нанси, где становится придворным художником герцога Лотарингского Карла IV.

Сотрудничество с Париджи при подготовке театральных представлений, и последующая самостоятельная работа в этой области сыграли важную роль в творческой судьбе Калло, во многом определив репертуар и художественный характер его произведений. На многих его листах мы видим уникальные изображения флорентийских празднеств, замечательных не только как свидетельства эпохи, но и как проявления яркой манеры мастера. Это придворные спектакли, городские праздники, представления комедии дель арте - импровизированной итальянской комедии, возникшей в позднем XVI веке. На выставке представлены такие серии, как «Война Любви», «Война красоты», «Балли ди Сфессания», «Интермедии», «Три Панталоне», «Битва у барьера». Во всех этих работах невероятная наблюдательность мастера сочетается с удивительной творческой фантазией, любовью к гротеску.

Театр для Калло оказывается не только темой и предметом изображения; театрализация затрагивает и интерпретацию образов, заимствованных из повседневной жизни. Это проявляется как в общем построении композиций, так и в трактовке отдельных персонажей, чему пример - листы из серии «Каприччи», знаменитые «Искушение Св.Антония» и «Ярмарка в Импрунете», серии «Знать» и «Нищие».

В книгах нередко встречаются слова о «театральном стиле» Калло. Театр как непосредственный предмет изображения и театральный характер, сообщенный сценам из обычной жизни - эти два мотива неизменно присутствуют во многих работах мастера. Изысканные придворные спектакли и представления комедии дель арте, многочисленные гротескные персонажи, вызванные к жизни виртуозной рукой художника, умеющего с неподражаемым мастерством передавать на листе реальные образы действительности или образы, созданные его собственной фантазией, - весь этот богатейший мир, запечатленный Калло, представляет интерес и для современного зрителя.

Данная выставка - лишь очередной повод обратиться к одной из увлекательных страниц творчества этого замечательного мастера. Листы, представленные на выставке, изначально входили в состав обширной коллекции Румянцевского музея, с 1924 года они перешли в собрание Гравюрного кабинета ГМИИ.

Выставка будет открыта до 11 апреля в ГМИИ им.А.С.Пушкина (Москва, Волхонка 12).

Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша»

Информационная поддержка: «АртХроника», «Седьмой континент. Столичное ревю», «WHERE Moscow», РИА «Новости», «Ваш досуг», «Мезонин», «Декоративное искусство», «Столичная вечерняя газета», «Только ты», «Красота-онлайн» (WWW.KRASOTA.RU), радиостанция «Говорит Москва»

Генеральный консультант ГМИИ им. А.С.Пушкина – ФБК

Коса, чудо-краса…

Мы привыкли к изображению библейского Самсона в виде курчавого юноши, как на знаменитом петергофском фонтане. Между тем, Библия говорит нам, что Самсон был "назореем", человеком, посвященным Богу и принявшим ряд обетов. Видимым признаком назорея были длинные волосы, которые он не стриг "от чрева матери".

То, что Самсон носил не просто длинные волосы, но именно косы, мы узнаем из истории коварства Далиды. Вот что говорится в книге Судей: "И усыпила его Далида на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его". После этого филистимлянам удалось схватить силача, ослепить его и увести в плен.

Сами по себе длинные волосы считались украшением, что отличает иудеев, греков и древние народы Ближнего Востока от египтян, бривших головы, но также употреблявших парики в виде косичек. О последнем упоминает и "отец истории" Геродот.

Популярная сегодня прическа "дреды" (тоже, в сущности, косы) в своем символизме восходит к Библии. Субкультура расты, сделавшая ее популярной, считает, что африканцы должны вернуться из рабства в плену у белых людей в свою исконную Землю, "Сион", располагающийся в Эфиопии. Именно африканцы окажутся избранным Богом народом. Прическа "дреды" напоминает гриву льва, африканского символа и одновременно герба колена иудейского, к которому принадлежали цари Давид и Соломон. Эфиопские цари возводили свой род от Соломона и Царицы Савской и имели льва и на своем гербе. Всплывает и аналогия с Самсоном. Длинные косички - символ непокоренного, сильного африканца в противоположность остриженному коротко "рабу". С этой точки зрения, ношение белыми людьми дредов для красоты сродни, ну, например, ношению креста в виде сережки в ухе. Не важно, подражаете ли вы своими дредами Бобу Марли или Кириллу Толмацкому ("ДеЦлу").

Однако, возвращаемся в античность. В Греции и Риме можно видеть сложные прически из кос, благо до нас дошли образцы скульптуры и живописи. О накладных косах упоминает Овидий и ряд других авторов I-II веков н.э. Римские матроны любили высокие каркасные прически с пучками из тонких плоских косичек, уложенных в пучок. Одними из лучших считались светлые волосы, доставляемые в "столицу мира" из Германии. Носили их как женщины, так и мужчины.

В средние века в Западной Европе дамы носили прическу "рыцарские косы", волосы перевивались лентами, могли быть плоскими, в четыре-пять плетешков. Носили косы и в сетках над ушами, прическа напоминала улитку или бараний рог, за что и получила подобное название.

Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда. До замужества девушки заплетали волосы в косу, украшая ее на конце лентой или "косником" ("накосником"). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок.

После замужества волосы заплетали в две височные косы. Существовал обычай накануне свадьбы собираться и под пение печальных песен переплетать одну косу в две. Этот обряд был посвящен прощанию с девичьей свободой. Женская прическа была сделана в виде короны, косы укладывали вокруг головы. покрывали маленькой полотняной шапочкой (повойником)

Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже. На Руси существовало выражение "опростоволосить", что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит..

В это время на Западе дамы эпохи Возрождения стали носить сложные прически, в которых косы были перевиты с локонами и жгутами. Эти прически можно увидеть на многочисленных картинах эпохи Ренессанса. Хорошо видны они на рафаэлевском "Снятии со креста" в галерее Боргезе. У девочек на картине Доменикино "Охота Дианы". Весьма эффектны накладные шиньоны у "Красавицы" Тициана (галерея Питти во Флоренции). Изящное плетение волос представлено и в "Коварстве" Веронезе в Национальной галерее в Лондоне и (просто потрясающе!) у "Марии Магдалины" Баккьякки. Естественно, не стоит путать на картинах косы с завитыми локонами и прядями, также популярными в то время.

Наиболее интересны с точки зрения причесок два варианта "Суда Париса" Рубенса. Прически богинь в них значительно различаются. В "Суде" из музея "Прадо" мы видим Минерву с распущенными волосами, Венеру с кудрями и Юнону с уложенной на затылке косой.

В XVII веке коса далеко не столь распространена. Она появляется у Бернардо Строцци, Орацио Джентилески ("Лютнистка") и изредка у Караваджо. И все же распущенные волосы больше значат для ощущения эпохи (Артемизия Джентилески, скульптуры Бернини, "Аллегория музыки" Сальватора Розы и др.).

С распространением париков коса временно уходит из моды. Однако в эпоху рококо она появляет себя в мужском кругу. На пудреном парике ее у основания перевязывали черной муаровой лентой, конец завивали надо лбом и взбивали кок, создавая при этом тугие букли на висках. Хороша серия картин У.Хогарта "Модный брак" (1740-е гг.), на которой встречаются парики разных типов.

В XIX веке косы возвращаются в женские прически. Накладные косы пучками напускаются на щеки и затылок. В салонах изготовляли постиши, которые позволяли менять прическу в течение дня. Если днем делали прическу более скромной, тo вечером на бал или в театр парикмахеры создавали более сложные с завивкой и косами.

Самым простым и распространенным считали плетение в три плетешка - "русскую косу", но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетешков. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.

В конце ХIХ-начале ХХ века коса встречается не столь часто, может быть потому, что она слишком "народная, здоровая" и не вяжется с декадентским стилем. Так у одного из столпов ар-нуво Климта косы есть лишь в нескольких ранних работах, а потом - раз и все… Косы отсутствуют у Тулуз-Лотрека, их врят ли встретишь и у Моро. Даже ранее прерафаэлиты при своей любви к Средним векам и возрождению предпочитали распущенные волосы. Кос не так много у импрессионистов, кроме разве что Ренуара. У него встречаются и кокетливая косичка с красной ленточкой (девочка-подросток из "Больших купальщиц"), и тяжелая темная распущенная коса ("Коса") и "хвостик" ("На лугу", "Девушки у рояля").

В русской живописи косу лучше других запечатлел Кустодиев. На его полотнах - толстая русская коса, величаво покоящаяся на плече ("Девушка на Волге"). Она доходит до колен (эскиз костюма Варвары к "Грозе" Островского) или залихватски развивается по ветру ("Машка, дочь купеческая"). Поэтому очень интересна акварель "Матрос и милая", на которой - в полную противоположность купчихам и красавицам - представлена женщина с короткой стрижкой.

ХХ век стал временем заката кос. Этнические влияния в среде хиппи и растаманов не меняют общей тенденции. А жаль!

В СССР, правда, популярность косы никогда не терялась, и до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах - часто две). С распространением Западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.

Ирина Сыромятникова; анализ живописи - Арсений Загуляев.

Примечание: Мы не стали углубляться в историю косы у индейцев, африканцев и на Востоке. Эти темы весьма интересны, но рассматривать их нужно особо.

Если у вас есть какие-нибудь занимательные истории, связанные с косами, пишите в отзывах.

Еще статьи ...

Приглашаем подписаться

Рассылки Subscribe.Ru
Мир моды от "Красота-oнлайн"
Советы косметологов и визажистов
Советы парикмахеров и стилистов
Анонсы журнала "Красота-онлайн"
Charm Digest: мода, красота, стиль в Интернете сегодня
Индустрия красоты: маркетинг, аналитика
Пластическая хирургия
Подбор причесок
  |  
Каталог товаров и компаний
  |  
Новости
  |  
Форум Красота ОНЛАЙН

Красота ОНЛАЙН Интернет-журнал, каталог товаров и фирм-производителей.
pressa@krasota.ru

Моделирование имиджа в режиме онлайн


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное