Парикмахер-стилист консультирует 'Коллекционирование предметов парикмахерского искусства'
Коллекционировать предметы парикмахерского искусства - не слишком распространенное среди людей увлечение. Возможно, потому, что у многих жителей нашей страны парикмахерские вызывали (во всяком случае, до последнего времени) не слишком приятные
ассоциации.
Стандартные советские "дома красоты" - это чаще всего неудобные помещения, большие очереди, неприятные запахи от шампуней и лаков, не слишком опрятные парикмахеры и главное - большой риск, что тебя постригут и причешут так, что ты несколько дней будешь бояться выйти на улицу, а несколько недель - подойти к зеркалу. В
худшем, конечно, случае.
Конечно, потребительский бум делает свое дело, и качество обслуживания в парикмахерских медленно, но верно растет. Заодно совершенствуются и всевозможные "инструменты" и средства по уходу за волосами. Однако интерес настоящих коллекционеров вызывает не они, а их далекие предшественники - те странноватые на вид приборы, которыми пользовались парикмахеры несколько десятилетий
назад, а, если повезет, и несколько веков назад.
Понятно, что заполучить в свою коллекцию наиболее древние - и следовательно, наиболее ценные - экземпляры расчесок или щеток для волос не могут даже самые богатые коллекционеры. По той простой причине, что эти возраст этих экземпляров достигает даже не столетий, а тысячелетий: ведь первые найденные гребни для волос относятся ни много, ни мало к каменному веку. Правда, не стоит
преувеличивать стремление наших далеких предков к гигиене: такие гребни обычно использовались исключительно для красоты, и изготавливали их чаще всего из коровьего рога. Удалив внутреннюю часть и срезав острый конец, рог распаривали, затем разрезали вдоль на две части, выпрямляли под прессом и высушивали. А потом вручную выпиливали зубья нужных размеров и полировали. Иногда - конечно, уже в более поздние времена - украшали искусной резьбой.
Впрочем, резьба обычно была показателем того, что гребень использовался в магических целях". Первое было характерным явлением для древних славян: по преданиям, ведьмы расчесывали им волосы и, тем самым, усиливали мощь своих заклинаний. Ну, и кто не помнит сказок, в которых спасавшиеся от преследований героини выращивали целые леса из брошенного на землю гребня!
В Японии гребням и расческам магических функций не предавали, зато их часто использовали как "посланников любви". Влюбленный юноша должен был сам изготовить сей предмет (чем более искусно, тем больше любовь) и преподнести его своей избраннице. Дальше все складывалось по вполне предсказуемому сценарию: если девушка закалывала им волосы, значит, отвечала на чувства,
если нет - значит, давала незадачливому поклоннику понять, что ему лучше поискать счастья у другой представительницы прекрасного пола.
Куда менее романтичным было предназначение гребней и расчесок в средневековой Европе: с их помощью не колдовали, и не заклинали любимых, а просто вычесывали вшей. Проблема эта, с учетом бедственного состояния санитарии в европейских странах, была более, чем актуальной.
XIX век стал поворотным в истории расчесок и гребней: время париков и шиньонов ушло в прошлое, люди всерьез озаботились проблемой ухода за волосами. Иными словами, уже мало было просто расчесать волосы перед выходом на улицу, необходимо было поддерживать их в "удобоваримом", а желательно - хорошем и здоровом состоянии. Неудивительно, что щетки и расчески стали, с одной
стороны, многофункциональными, а с другой - более узко специализированными. Хорошие парикмахеры стали рекомендовать своим клиенткам разные инструменты для разных типов волос и разрабатывать приспособления для завивки прямых волос или, наоборот, выпрямления слишком "крутых" локонов.
Когда теперь видишь в коллекциях наиболее старые такие "приборы", понимаешь, что и их изобретатели, и те, кто ухаживал за волосами с их помощью, совершали настоящие подвиги во имя красоты. Многие инструменты по сушке волос напоминают, скорее, орудия пытки, чем современные фены: а ведь именно их прародителями они и являются. Паровая машинка для завивки волос образца
30-ых годов напоминает паяльную лампу и вызывает соответствующие, не слишком приятные ассоциации. Возможно, это и стало причиной того, что фены довольно быстро были усовершенствованы: в 40-ых годах парикмахеры стали использовать керамические фены, которые выглядели более утонченно, зато немилосердно жгли волосы. Впрочем, не меньше волосы страдали и от щипцов для завивки из паяльника, к которому парикмахеры вручную приваривались расчески!
Справедливости ради, следует отметить, что гребнями, расческами, фенами и щипцами "парикмахерские" коллекции обычно не ограничиваются. Люди, стремящиеся восстановить историю ухода за волосами в различные времена, охотно "принимают" в свои коллекции и старые краски для волос, которые готовили - как говорит наш сатирик Михаил Задорнов, приготовьтесь! - на основе
марганца зеленки, луковой шелухи. В таких коллекциях обычно можно увидеть и флакончики с "древними" средствами для завивки волос: для их изготовления варили лен и крахмал, квасили пиво. Ну, и куда же без ножниц всех видов и размеров и без ремней, об которые их точили. Красота, как известно, всегда требовала жертв - не только от самой "жертвы", но и от того, кто эту красоту помогал создавать.